ДОРОГА ПОМИРИТ ВСЕХ

За последние десять лет показатель смертности на дорогах Брестской области снизился до европейских стандартов. Однако этого пока недостаточно, чтобы на одной трассе смогли ужиться автомобили и велосипедисты. К тому же до сих пор не удалось освободить городские улицы от безобразно припаркованных авто. Найти решение наболевших проблем могут помочь знания, почерпнутые из социологии, психологии и даже физиологии человеческого тела…

Советская_4

С ВЕЛОСИПЕДНЫМИ ДОРОЖКАМИ

Скоро все брестские обладатели двухколесного транспорта вздохнут с облегчением. Их ждет прекрасный подарок от городских властей и Госавтоинспекции – велосипедная дорожка свяжет в единое кольцо улицы Машерова, Советская и Гоголя. Причем в районе памятника Тысячелетию города им даже не надо будет спешиваться: здесь впервые в стране появится светофор для велосипедистов. Об этом на итоговой пресс-конференции для представителей СМИ рассказал начальник Брестской областной Госавтоинспекции Сергей ТАЛАТАЙ.

Он подчеркнул, что принятию окончательного решения, которое, кстати, уже одобрил мэр города Александр Рогачук, предшествовала долгая и кропотливая работа, ведь сотрудникам ГАИ необходимо было учесть различные факторы и ответить на множество вопросов. К примеру, какой ширины должна быть дорожка, чтобы не вызвать дискомфорта ни у велосипедистов, ни у пешеходов, и как отучить первых и последних путаться друг у друга под ногами и колесами? Решением стало использование специального покрытия. Проще говоря, дорога для двухколесного транспорта будет отличаться цветом и рельефом от пешеходной зоны. По ширине она будет варьироваться от полутора до двух метров – в районе кинотеатра «Беларусь».

Затем светофоры для велосипедистов появятся на пересечениях улицы Советской с Буденного и Дзержинского. Впоследствии велодорожку продлят до городского парка.

Кобринский мост

…БЕЗ ПРОБОК

Тем не менее одной из целей работы ГАИ остается мирное сосуществование велосипедистов и автомобилистов именно на проезжей части. По словам Сергея Талатая, еще совсем недавно это невозможно было даже представить из-за высокой степени агрессивности вождения. Но с каждым годом уровень культуры поведения на дороге растет, положительно влияя как на статистику смертности в авариях, так и на общее количество дорожно-транспортных происшествий.

Вело

В целом за последние 10 лет число погибших на сто тысяч населения удалось снизить с 20,4 до 5,7 чел. в год, что даже ниже, чем в целом по Европе. Однако начальник ГАИ уверен: это далеко не предел, и сейчас вполне можно ставить перед собой цель снизить данный показатель до 2,8–3, тем самым поставив Беларусь в один ряд с такими странами, как Швеция, Нидерланды, Франция и Германия. Но возможно ли такое? И как этого достичь?

Конечно, в первую очередь за счет дальнейшего совершенствования организации дорожного движения. Так, благодаря увеличению количества полос и оптимизации работы светофоров удалось практически избежать серьезных ДТП на перекрестке улиц Октябрьской революции и 28 Июля. А ведь еще совсем недавно на спуске с путепровода каждый год в авариях гибли люди.

Сейчас много рассуждают о необходимости увеличения полос на Кобринском мосту. Мол, это как горлышко у бутылки: малейшее дорожное происшествие – и очередной затор транспорта гарантирован. Однако начальник областной ГАИ категорически против такого подхода и в качестве аргументов в свою пользу проводит аналогию с физиологией человеческого тела: «Дороги как кровеносная система. Не случайно сердце гонит кровь сначала по крупным артериям, затем артериолам и, наконец, по капиллярам. Так вот, расширить проезжую часть здесь – все равно что подсоединить мельчайший капилляр к аорте. Это – катастрофа».

Сергей Валерьевич уверен: решить проблему можно только при комплексном подходе. К примеру, совершенствуем регулирование транспортного потока в районе Кобринского моста, используя светофоры с дополнительной секцией до него и привычные нам трехфазные – за ним, оборудуем кольцо перед ним, чтобы беспрепятственно выезжать с улицы Зеленой – получаем новый серьезный затор на нерегулируемом пешеходном переходе напротив здания облисполкома на улице Ленина. Мало кто над этим задумывается. Но сейчас машины идут здесь относительно небольшими «порциями», а что будет, если мы «освободим» проспект Машерова и лавина транспорта хлынет по нему от въезда в город по Московской и далее по Ленина к путепроводу? Поэтому очевидно: нельзя решать проблему Мицкевича, Гоголя, бульвара Космонавтов или какой бы то ни было улицы отдельно, не продумав, что станет с соседней после изменений.

…НО С ПЛАТНЫМИ ПАРКОВКАМИ

Еще одна проблема, давно набившая оскомину, связана с недостатком парковочных мест. Конечно, при возведении новых микрорайонов парковки включают в план застройки. Однако сегодняшнюю норму – одно машино-место на три квартиры – уже можно считать устаревшей, поскольку положительное сальдо регистрации/снятия с учета в городе составило 10 тысяч автомобилей в год. В центре проблема стоит еще острее. Припаркованные, а зачастую просто брошенные автомобили иногда практически полностью заполоняют полосу или даже всю улицу. Что делать в таком случае? Срезать тротуар? Но существуют ведь и санитарные нормы: от окна до проезжей части должно быть не менее двух с половиной метров. А в целом решение, как обычно, лежит на поверхности.

Как удалось избавиться от множества припаркованных авто на железнодорожном вокзале? Там появилась платная парковка. То же самое произойдет на Мицкевича, Пушкинской, Гоголя и любой другой улице, когда там за час стоянки начнут брать деньги. Но и без психологического аспекта не обойтись. «Надо ломать привычку, – уверен Сергей Талатай. – Человек должен знать, что приоритет на дороге отдан общественному транспорту, а не личному. Необходимо избавляться от этой «шаговой зависимости», когда на машине подъезжают чуть ли не под самые двери в любой точке города».

Доказательством тому, что это возможно, по мнению начальника ГАИ, служат уже свершившиеся изменения. «Удалось, к примеру, переломить предубеждения насчет ремней безопасности. А многие иностранные гости Брестчины до сих пор удивляются, что у нас пропустить машину на трассе давно уже считается проявлением вежливости сильного, а не страха слабого», – подчеркнул Сергей Валерьевич.

Значит, возможны такие трансформации общественных убеждений и в отношении парковок, и не только. Речь надо вести в целом о снижении агрессивности на дороге. И тогда не только уживутся автомобилисты и велосипедисты на одной трассе, но и сбудется мечта начальника Брестской ГАИ – ни одного погибшего ребенка на дороге.

Дмитрий КУХАРЧУК