Особенности развития придорожного сервиса на автомобильных дорогах Беларуси обсудили в Минске на этой неделе. В пресс-конференции приняли участие представители Министерства транспорта и коммуникаций и РУП «Производственное объединение «Белоруснефть».
Для белорусских автомобилистов и туристов, передвигающихся по дорогам страны, важным пунктом остановки являются точки придорожного сервиса. В последние годы отмечается довольно активное расширение этой сферы услуг: вдоль магистралей появляются кафе, гостиницы, магазины. Беларусь стремится предоставить полный комплекс услуг для путешественников – это признак гостеприимства и визитная карточка государства.
На дорогах республиканского значения сегодня действуют около 540 пунктов общественного питания, 387 автозаправочных станций, 50 гостиниц, 43 автомобильные мойки, 19 кемпингов и 70 станций технического обслуживания.
– В свое время мы приняли ориентир на комплексное развитие объектов придорожного сервиса. Пошли по немецкому пути развития автобанов, когда через каждые 50–60 км строится объект, который оказывает максимальное количество услуг: заправка автомобиля, гостиничные услуги, приобретение сопутствующих товаров в дорогу, – рассказал начальник управления развития автодорог главного управления автомобильных дорог Минтранса Сергей Леончик.
В стране реализуется Государственная программа «Дороги Беларуси», принятая на 2021–2025 годы. Утверждена генеральная схема развития объектов придорожного сервиса, в которой указаны все предлагаемые инвесторам места для строительства. Большое внимание уделяется развитию Минского региона.
– Достаточно большое количество таких объектов предлагается на второй кольцевой автодороге вокруг Минска. Областной исполком разрабатывает схему их размещения – представители бизнеса, желающие построить новые объекты или принять участие в реконструкции существующих, могут ориентироваться на эти планы, – отметил представитель Минтранса.
Транспортное ведомство координирует развитие объектов придорожного сервиса на республиканских дорогах. Одна из задач – распределить места под строительство новых точек на протяжении всей магистрали. На основных маршрутах, ведущих к областным центрам, они размещаются в соответствии с генеральной схемой. Конечно, наибольшим спросом у инвесторов пользуются расположенные вблизи крупных населенных пунктов, где высокая интенсивность движения.
Кроме того, Минтранс проводит мониторинг действующей системы обслуживания на автомобильных дорогах. В целом белорусские объекты придорожного сервиса показывают достаточно высокий уровень оказания услуг. К слову, в число обязательных требований теперь входит создание условий для людей с ограниченными возможностями.
– Недавно Минтранс совместно с представителями Белкоопсоюза и «Белнефтехима» провели очередное тестирование. Придорожные объекты оценивались с точки зрения комфорта для потребителя. В скором времени на сайте ведомства будут размещены результаты мониторинга. Там все объекты расположат по ранжиру – начиная от самого лучшего и заканчивая теми, где есть над чем работать, – добавил Сергей Леончик.
В настоящее время территория страны практически полностью покрыта сетью заправочных станций. Основная доля объектов принадлежит «Белоруснефти» – ее АЗС занимают 65% рынка. Согласно нормативам, расстояние между ними – не более 25–30 км. Станции возводятся, как правило, на новых автотрассах, дорогах и развязках, а также в городах, где появляются новые кварталы и районы.
Большинство объектов имеют пункты общественного питания. Так, в системе функционирует 575 автозаправочных комплексов, на 360 из которых есть кафетерии (еще 5 лет назад их было 215) и практически везде – магазины.
– Современная АЗС – это не только место, где автомобилист заправляется топливом. Хотя, безусловно, этому направлению уделяется самое большое внимание. Сегодня заправочные станции – многофункциональные комплексы, в которых активно развивается система общественного питания, – сказал заместитель генерального директора РУП «ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников.
Разумеется, в современном мире никуда без доступа в интернет – об этом тоже заботится «Белоруснефть», а еще развивает стоянки для караванеров – людей, путешествующих в домах на колесах.
Подготовила Елена ВАНИНА