К 34-Й ГОДОВЩИНЕ АВАРИИ НА ЧАЭС
Единственный в мире радиационно-экологический заповедник был учрежден после чернобыльской катастрофы на территории трех наиболее пострадавших районов Гомельской области – Хойникского, Брагинского и Наровлянского. На площади в 216 тысяч гектаров, выведенных из землепользования, до аварии проживало более 22 тысяч человек.
В настоящее время в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике сконцентрировано около 30% выпавшего на территории Беларуси цезия-137, более 70% стронция-90 и почти 98% изотопов плутония. С точки зрения ученых, территория еще более двух столетий будет представлять собой опасность для человека.
Заповедник был создан в первую очередь с исследовательской целью. Тут нет вмешательства человека, поэтому экологи и биологи могут наблюдать восстановление животного и растительного мира в естественных условиях. Здесь также ведется работа по предотвращению переноса радионуклидов на менее загрязненные территории, пожарной охране, радиационно-экологическому мониторингу и контролю изменения радиационной обстановки, защите окружающей среды.
Несмотря на наличие высоких уровней загрязнения, в заповеднике вахтовым методом работает порядка 700 человек, включая более 40 научных сотрудников. Время нахождения в зоне ограничено, и все работники пользуются индивидуальными средствами защиты, регулярно проходят дозиметрический контроль внешнего и внутреннего облучения.
Нашему корреспонденту Людмиле КОПАТЬ удалось побывать в заповеднике в составе группы журналистов незадолго до того, как природоохранная зона стала доступна для туризма.
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ? ЗОНА ОТКРЫТА
Долгие годы так называемый экстремальный туризм в заповеднике был запрещен. Посещали его по специальным разрешениям только работники науки и средств массовой информации. Представители туристической отрасли страны неоднократно заявляли о том, что запросы белорусских и иностранных туристов на посещение этой территории были всегда, но организовать туризм не было возможности. Поэтому экстремалы как легально, так и нелегально ехали в Украину – в поселок Припять и отселенную зону вокруг реактора.
Все изменилось с президентским Указом № 431 от 6 ноября 2018 года, после чего территория Полесского государственного радиационно-экологического заповедника открылась для проведения экскурсий. Чтобы попасть туда, организованные группы туристов должны получить специальное разрешение, его выдает администрация зоны отчуждения. Для белорусских граждан процедура простая, поскольку туроператор берет на себя обязательства, формирует список и передает в заповедник, сотрудники которого сами запрашивают пропуски у администрации. К примеру, для группы из пяти человек стоимость путевки на одного туриста составляет порядка 25-30 долларов.
По словам заместителя директора по науке Полесского государственного радиационно-экологического заповедника Максима Кудина, выступавшего в эфире телеканала ОНТ, уровень радиации, который может получить турист за один день в зоне, не превышает и даже несколько ниже того, что получает человек во время одного перелета на самолете. Нормальным для Беларуси принято считать уровень до 0,2 мкЗв/ч (микрозиверт в час), опасными же являются показания от 0,6 мкЗв/ч. Так, было подготовлено несколько маршрутов, при их прокладке учитывался радиационный фон местности, а также интересные объекты, отселенные деревни, места обитания диких животных – все для фотографирования и изучения туристами. Передвигаться по заданным маршрутам можно только на транспорте заповедника и в сопровождении сотрудника. Ведь если свернуть с маршрута, цифры на дозиметре значительно вырастают, и находиться в таких местах становится опасно. В начале и в конце экскурсии все проходят дозиметрический контроль в специально оборудованных пунктах санитарной обработки персонала и транспортных средств. Здесь туристы переодеваются в спецодежду, получают дозиметры и… вперед!
ЖИВНОСТЬ НА РАДИАЦИЮ НЕ РЕАГИРУЕТ
Нет, на джунгли заповедник не похож, хотя есть в нем и непролазные места. Видно, что животным здесь хорошо, ведь нет главного хищника – человека. А значит, растут популяции и видовое разнообразие. Сюда пришли и обжились рыси, бурые медведи, дикие лошади Пржевальского. Фауна здесь представлена 54 видами млекопитающих, 280 – птиц, 25 – рыб, причем 40 – считаются редкими и охраняются государством. В заповеднике зарегистрировано более 1251 вида растений, 18 из которых занесены в Красную книгу. 40 из представленных видов животных считаются редкими и исчезающими.
По словам заведующего научным отделом экологии и фауны кандидата биологических наук Сергея Кучмеля, здесь водятся дикие кабаны, лоси, косули, енотовидные собаки, волки, лисицы, зайцы, рыси и около 11 видов мышевидных грызунов. Ученые ведут свои исследования не на уровне клетки, а на уровне состояния популяции, когда изучаются ее численность и структура, возрастной состав, воспроизводство, эмбриональная смертность.
– Обнаруженные нарушения минимальны, они не влияют на жизнеспособность популяции, – рассказывает посетителям Сергей Владимирович. – За время жизни животные просто не успевают накапливать тот груз изменений, которые нарушают течение популяционных циклов. То есть фактор радиационного воздействия на животное не может проявиться ни внутренне, ни внешне. Мы изымали животных на разных полигонах загрязнений, никаких достоверных отличий не нашли, вывод один: животные в силу короткой продолжительности жизни на радиацию не реагируют.
ДВА В ОДНОМ: ПОЛИГОН НАУКИ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА
Ученые научно-исследовательской станции «Масаны», расположенной всего в 12 км от ЧАЭС, накопили немалый опыт, представляющий интерес для международных научных организаций. Они проводят опытно-экспериментальные работы в области лесоводства и садоводства, исследуют и дают оценку состоянию популяции редких видов животных и фондовых видов млекопитающих. Эти разработки находят практическое применение в лесном и сельском хозяйстве республики. Интерес научной среды зарубежья заключается в совместных проектах по уточнению обстановки, определению потоков миграции радионуклидов, их включению в оборот с растительным и животным миром. Опыт показывает, что территория заповедника является перспективной для восстановления видов животных и растений, которые находятся на грани исчезновения. Ее необходимо использовать не только для изучения радиационной обстановки и мониторинга окружающей среды, но и в вопросах сохранения животного и растительного мира. По мнению ученых, заповедник может стать международным полигоном для научной работы во благо будущих поколений.
В рамках экспериментальной деятельности здесь также проводятся ежегодные до 350 гектаров рубки леса и даже функционирует цех по переработке мелкотоварной древесины. Экспериментальная база включает и животноводческую ферму, где содержатся племенные лошади, маточное поголовье свиней, крупный рогатый скот. Есть опытный плодовый сад, питомники посадочного материала и даже пчелопасека. В 2019 году заготовили рекордный объем меда – почти пять тонн. Прошлой осенью заложили экспериментальный яблоневый сад.
Интересен для посещения и музей полесского заповедника, который состоит из четырех частей. В первом зале собраны разнообразные экспонаты – от пропусков первых сотрудников зоны до разных вариантов дозиметров того времени. На стене – большая карта заповедника, список отселенных деревень и утраченных территорий. Еще два зала посвящены флоре и фауне. А последний – рассказывает о быте и народных традициях людей, которые жили в этих местах до отселения.
ТУРЫ ПОД ЗАКАЗ
Прошло более года после открытия для туристов белорусской зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. Сделано многое. По словам директора Полесского радиационно-экологического заповедника Михаила Рубащенко, приоткрыт занавес этой территории, разработаны туристические маршруты. И сейчас каждый желающий за определенную сумму может посмотреть, что делается в заповеднике, как выживает природа. Все это очень интересно. Завершен монтаж системы видеонаблюдения, включающей 37 пожарных вышек, некоторые из них дополнительно оборудованы датчиками измерения мощности эквивалента дозы. Вышку в центре заповедника установил velcom, есть покрытие связи, трафик и передача данных.
А первые туры в зону отчуждения Чернобыльской АЭС организовал предприниматель из Гомеля Петр Филон. По его словам, за 2019 год с его легкой руки в заповеднике побывали более чем 500 туристов из 17 стран, в том числе Австралии, США, Индонезии, Китая, Польши и России.
Сегодня поездки туда предлагают туроператоры «БелАгроТрэвел», «Внешинтурист», «Поход в народ», АТТ, но системных заездов по графику нет – только под заказ. При этом многие предложения ориентированы больше на иностранцев. В отличие от них белорусы не воспринимают это направление как туристическое. Многие массово посещают зону на Радуницу и своими глазами снова и снова видят заброшенные земли, захороненные или опустевшие деревни. И в этом нет какой-то загадки, но есть острая боль и тоска по утерянному, родному с детства отчему дому…