Закон, по которому мы живем

Закон, по которому мы живем

15 марта наша страна отметила знаменательную дату – 25-летие со дня принятия Конституции Республики Беларусь.

Конституция была принята на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и стала первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным законом государства, на основе которого формируется вся система текущего законодательства. В Конституции определяется и компетенция государственных органов, а каждому гражданину гарантируются свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности.

Конституция Республики Беларусь воплотила в себе преемственность и опыт многовекового исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и социально-экономическом развитии страны. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества.

Закон, по которому мы живем

13 марта в Национальной библиотеке начала работу выставка «Путь к Конституции». Экспозиция уникальна. Здесь представлены все конституционные акты истории белорусского народа за последние 500 лет. Выставка завершит работу 14 апреля.

1919 год

Первая Конституция  Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I Всебелорусском съезде Советов 3 февраля 1919 года.

Она юридически закрепила создание БССР, советскую форму власти и основные принципы социалистического устройства. Первую часть составляла Ленинская декларация прав рабочего и эксплуатируемого народа. В трех разделах второй части говорилось о необходимости установления диктатуры городского и сельского пролетариата, правах, свободах и обязанностях граждан республики, а также о системе высших органов государственной власти и управления, флаге и гербе.

Высшим органом власти признавался Всебелорусский съезд Советов. В перерыве между съездами власть переходила в руки к ЦИК БССР, который создавал Большой и Малый президиумы. Большому принадлежало общее руководство делами страны, то есть он выполнял функции правительства.

В Конституции БССР в отличие от Конституции РСФСР не говорилось про органы местного управления и избирательное право. Она практически полностью соответствовала российской Конституции 1918 года.

1927 год

Вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики была принята 11 апреля 1927 года решением VIII Всебелорусского съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов под председательством Александра Червякова.

Конституция 20-х годов прошлого века была издана на тарашкевице и состояла из 13 разделов и 76 статей. БССР объявлялась социалистическим государством диктатуры пролетариата, а власть в стране – Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Русский, белорусский, польский и еврейский языки признавались равноправными. При этом белорусский стал преимущественным для взаимоотношений между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями.

В Конституции закреплялись права граждан на объединение в общественные организации, проведение митингов, образование, медицинские услуги и другие. Предусматривались и две основные обязанности граждан: трудиться и всеобщая воинская повинность.

На первое место были поставлены права трудящихся. Только трудящиеся (рабочие и крестьяне) имели право избирать и быть избранными, проводить общественные мероприятия и защищать революцию с оружием в руках.

В выборах не имели права участвовать частные торговцы, предприниматели, духовные служители, монахи, осужденные, служащие и агенты бывшей полиции и жандармерии, лица, живущие на нетрудовой доход, члены царствовавшего в России дома, а также те, кто был признан умалишенным или больным.

1937 год

19 февраля XII Чрезвычайный съезд Советов принял Конституцию БССР. Она состояла из 11 разделов и 122 статей.

Документ полностью соответствовал Конституции СССР 1936 года, подчеркивал добровольность объединения БССР на равных правах с другими республиками в Союзе ССР, но важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР.

Вместе с тем впервые высшим органом республики был провозглашен Верховный Совет БССР, который избирал Президиум и создавал Совет народных комиссаров БССР, то есть правительство. Также впервые были включены разделы о бюджете республики, суде и прокуратуре, порядке изменения Конституции.

Провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит рабочим города и деревни в лице Советов депутатов рабочих. Их выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Активное и пассивное избирательное право устанавливалось с 18 лет.

1978 год

Вслед за принятием новой Конституции СССР 1977 года 14 апреля 1978 года была принята и новая Конституция БССР. Она состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 172 статей.

Имея много общего с документом 1937 года, Конституция отличалась и структурой, и содержанием, отражающим демократическую тенденцию в развитии всех сфер общественной и государственной жизни, наметившуюся в СССР в середине 1950-х годов.

В преамбуле утверждалось, что в Советском Союзе построено развитое социалистическое общество, сформировалось новое социалистическое сообщество людей – советский народ. Также говорилось, что в новой Конституции сохраняются идеи и принципы предшествующих Конституций БССР и что подготовлена она в соответствии с Конституцией СССР.

1994 год

Структура Конституции Республики Беларусь представляет собой систему конституционных норм и состоит из 146 статей.

Согласно Основному закону единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ (статья 3). Реализуя свое право на непосредственное участие в управлении делами общества и государства (статья 37), граждане по важнейшим проблемам государственной и общественной жизни определили будущее нашего государства на республиканских референдумах, решения которых нашли свое отражение в изменениях и дополнениях действующей Конституции (референдумы 1996 и 2004 годов).

Основной закон Беларуси вобрал в себя существовавший на тот момент лучший мировой опыт законотворчества. В преамбуле сформулированы основные идеи и принципы, которыми должны руководствоваться народ и власть в процессе государственного строительства и общественного развития.

В первом разделе «Основы конституционного строя» дается характеристика белорусского государства как унитарного демократического социального правового, закреплена взаимная ответственность гражданина и государства.

Во втором «Личность, общество, государство» – закрепляются личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы граждан, определяются обязанности граждан, ответственность государства перед обществом и личностью, его обязанность обеспечить материальные гарантии и возможности для полного осуществления прав и свобод граждан.

Третий раздел «Избирательная система. Референдум» устанавливает основные принципы избирательной системы, а также порядок проведения республиканских и местных референдумов.

В четвертом – «Президент, Парламент, Правительство, Суд» – определяются статус и полномочия Президента; порядок формирования, состав, компетенция, формы и методы деятельности органов государственной власти; структура судебной власти и принципы осуществления правосудия в республике.

Пятый раздел «Местное управление и самоуправление» устанавливает, через какие структуры гражданами осуществляется местное управление и самоуправление, их статус и полномочия.

В шестом – «Прокуратура. Комитет государственного контроля» – содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов: Прокуратуры и Комитета государственного контроля.

В седьмом разделе «Финансово-кредитная система Республики Беларусь» устанавливается, что на территории республики проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная и валютная политика, определяется порядок формирования доходов бюджета, осуществление общегосударственных расходов, составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Восьмой – «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» – определяет место и роль Конституции, формирование всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов, а также раскрывает вопросы действия Основного Закона и порядок его изменения.

«Заключительные и переходные положения» содержатся в последнем, девятом, разделе Конституции. В нем обозначены правовые средства для обеспечения перехода к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции, а также содержатся нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий