Январь – август 2016-го: статистика

В республике в январе – августе зарегистрировано 2233 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 312 человек и 2460 получили травмы различной степени тяжести.

В сравнении с аналогичным периодом 2015-го количество ДТП снизилось на 13,7% (-353), погибших – на 22,6% (-91), раненых – на 11,6% (-322).

В 2016 году число ДТП, погибших и раненых людей соответствует потерям от автоаварий, наблюдавшимся в стране в начале 60-х годов прошлого века.

Последовательно снижается социальный риск гибели в ДТП (количество погибших на 100 тыс. жителей). Достигнутый по итогам прошлого года данный показатель (7,0) в Беларуси приближается к уровню развитых стран мира (в 2013-м составлял 9,4; в 2014-м – 8,0).

О положительных перспективах прогресса страны в международном рейтинге также позволяет говорить отмечаемая в Беларуси в последние годы последовательная динамика снижения социального риска гибели в ДТП (10–20% ежегодно).

Согласно последним данным Всемирной организации здравоохранения, в 2013 году количество погибших на 100 тысяч жителей составляло в мире в среднем 17,4; в странах Европы – 9,3; Америки – 15,9; Юго-Восточной Азии – 17; Ближнего Востока – 19,9; Африки – 26,6.

Наилучшие значения данного относительного показателя отмечались в Швеции (2,8), Великобритании (2,9), Швейцарии (3,3), Нидерландах (3,4), Дании (3,5), Израиле (3,6), Испании (3,7), Норвегии (3,8), Германии (4,3), Ирландии (4,1), Финляндии (4,8), Японии (4,7), Франции (5,1), Австрии (5,4), Канаде (6), Италии (6,1).

Страны бывшего СССР по уровню социального риска гибели в ДТП расположились следующим образом: Эстония (7,0), Латвия (10), Литва (10,6), Азербайджан (10), Узбекистан (11,2), Грузия (11,8), Молдова (12,5), Беларусь (13,7), Туркменистан (17,4), Армения (18,3), Таджикистан (18,8), Россия (18,9), Кыргызстан (22), Казахстан (24,2). В соседней Польше данный показатель составлял 10,3.

Таким образом, предпринятые в текущем году организационные и практические меры способствовали закреплению положительных тенденций в снижении аварийности на улицах и дорогах республики.

Данные результаты достигнуты на фоне ежегодного увеличения количества транспортных средств. За прошедшее десятилетие число автомототранспорта выросло почти в полтора раза – с 2,7 до 3,9 млн единиц. Уровень автомобилизации достиг 369 автомобилей на 1 тысячу жителей (всего в республике зарегистрировано 3,5 млн автомобилей).

Самыми аварийно-опасными днями недели явились пятница, среда и воскресенье. В общей сложности в эти дни произошло около половины общего количества ДТП (45,3%), число погибших и раненных в них людей составило соответственно 42,6 и 45,8%. Наибольшую тяжесть последствий имели происшествия, совершенные в воскресенье, коэффициент тяжести составил 13 погибших из 100 пострадавших.

Как и в предшествующие годы, основная доля всех ДТП (62,2%) произошла на территории городов и других населенных пунктов. Всего в этих местах было совершено 1390 (-14,5%) ДТП, в которых погибли 120 (-25,9%) и получили ранения 1479 (-13,2%) человек.

На автомобильных дорогах страны зарегистрировано 917 (-16,2%) ДТП (41,1% от общего количества происшествий), в которых погибло 211 (-23,8%) и получило ранения 1063 (-11,9%) человека. Такие ДТП характеризуются высокой тяжестью последствий (17 погибших из 100 пострадавших), превышающей аналогичный показатель для населенных пунктов в 2,3 раза.

При этом зарегистрировано снижение количества ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий (-75,0%; с 28 до 7). Основными причинами, сопутствовавшими совершению таких происшествий, явились скользкое покрытие (57,1% от общего количества ДТП по причинам неудовлетворительных дорожных условий) и недостаточное освещение проезжей части (28,6%).

Наиболее распространенные виды ДТП:

столкновение транспортных средств – 41,0% (916 ДТП);

наезд на пешехода – 33,1% от общего количества (740 ДТП);

ДТП с участием одного ТС (опрокидывания, наезды на препятствия, дорожные сооружения и т. п.) – 21,7% (484 ДТП).

Общее количество участников дорожно-транспортных происшествий составило 4925 человек,
в т. ч. 3036 водителей (61,6%), 898 пассажиров (18,2%), 773 пешехода (15,7%), 196 велосипедистов (4,0%), 7 возчиков (0,1%). Больше всего погибло в ДТП пешеходов – 110 человек, или 35,3% от общего числа погибших, ранено – пассажиров транспортных средств (820 человек, или 33,3%).

По вине водителей всех видов транспортных средств случилось 1801 ДТП (-15,3%), или 80,7% от общего количества происшествий, в которых погиб 241 (-22,3%) человек и 2080 (-13,5%) получили ранения.

Распределение количества ДТП по основным видам нарушений Правил дорожного движения водителями следующее:

нарушение правил проезда пешеходных переходов – 12,2% от общего количества (273 ДТП);

превышение установленной скорости движения – 11,9% (265 ДТП);

несоблюдение очередности проезда перекрестков – 11,5% (256 ДТП);

нарушение правил маневрирования – 8,5% (190 ДТП);

несоблюдение дистанции – 5,6% (125 ДТП);

выезд на полосу встречного движения – 3,6% (80 ДТП).

По вине водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения, произошло 214 ДТП (-40,1%), или 9,6% от общего числа происшествий (в среднем каждое десятое), в которых 43 человека погибли (-53,3%) и 251 получил ранения (-40,5%).

В связи с тем, что указанные происшествия отличаются особой тяжестью последствий (15 погибших из 100 пострадавших в текущем году), в течение 10 последних лет ведется последовательная работа по ужесточению наказания в отношении нетрезвых водителей. Приведенная положительная динамика сокращения аварийности по вине нетрезвых водителей показывает, что эти меры оправдывают себя.

За управление транспортным средством лицами, находящимися в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения освидетельствования к административной ответственности привлечено более 16,5 тыс. (16 591) водителей (-8,1%). За совершение аналогичных правонарушений повторно возбуждено 939 уголовных дел (-24,6%).

Состояние аварийности по вине нетрезвых водителей и количество привлекаемых к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения из года в год постепенно сокращается.

Всего органами внутренних дел зарегистрировано около 2 млн (1,94 млн) нарушений Правил дорожного движения. Нарушители привлечены к администратвиной ответственности.

По вине водителей организаций и предприятий совершено 221 ДТП (-4,7%), или 9,9% от общего числа происшествий (в среднем каждое десятое), в которых погибли 29 (+16,0%) и получили ранения 260 (-1,9%) граждан. По вине указанных водителей в состоянии опьянения произошло 5 ДТП (-54,5%).

Валерий Лобяк, старший инспектор УГАИ МВД Республики Беларусь