ВЗЯТЬ ШЛАГБАУМ НА ИЗМОР

2,5 км – это минимум, что ждет путешественников, решивших открыть Европу через Брест

Вчера утром автор этих строк умывался холодным душем… от брестских таксистов. Оказывается, проезд в начало и конец очереди на международный пункт пропуска «Брест» (в таможенной терминологии – «Варшавский мост») стоит не просто по-разному, а буквально в разы. Но и расстояние разное. Мерили по спидометру – 2,5 км. И это только легковые автомобили.

Последняя АЗС перед выездом в Польшу

Автобусы, рейсовые и туристические, ждут в отдельных очередях. Иногда скапливается до 40 машин в одном направлении. Опять-таки со сменой водителей и автотранспорта. В среднем на оформление автобуса уходит час-полтора на белорусской стороне границы, затем – постой на однополосном мосту через Буг, потом – в польском Тересполе.

Жара в правом ряду

Но у туристов – своя очередь. Частники ждут своей. И 12 часов ожидания порой бывает недостаточно.

«Сколько стоите?» – интересуюсь у минчан примерно в середине очереди. «С полсуток», – отвечает дама-водитель. «А удобства? Хоть элементарные? С детьми же…» – «Если вы про биотуалеты, то они есть, спасибо Брестскому ДЭП, в остальном нет предела совершенству – и вода, и уборка, всё кстати в эту жару».

Ну а как с порядком в самой очереди? По информации прокуратуры Бреста, новых уголовных дел по фактам «продажи» мест не заведено. А в самой очереди говорят так: нет проблем, если ты за кого-то отстоял, сам выехал, а его впустил. Главное, не пускать вперед себя. Тут могут быть и локальные конфликты. По другим источникам, цена вопроса может доходить до 50 долларов или евро.

На этой почве состоялось знакомство с двумя представителями чеченской диаспоры РФ: «Если надо, мы всех здесь…уговорим. Но по-хорошему». Власть в Беларуси уважают, в том числе и в регионах России. А в целом к порядку претензий нет.

Теперь хвост очереди на «Варшавку» – в ближайшем леске

Ожидание «от кутюр»

Есть такое понятие – последняя заправка перед выездом. В Бресте это – «Белоруснефть» перед самым шлагбаумом «Белтаможсервиса» у въезда в зону ожидания. Есть и кафе, и гостиница, и место для отдыха. Здесь и в жару уютно, и в холод не дует. Тут и самое комфортное пристанище путников. Их регистрационные номера редко заканчиваются на «1». «5», «7», любые евросоюзовские, Россия  – вот кого сейчас обслуживает граница в Бресте.

Нет сквозняка из закрытого окна

Что привело водителей на разукрашенный разметкой асфальт перед «Варшавкой»? Мало кого – туризм. В основном либо родственные связи, либо бизнес. Надо туда, а как иначе? Литва и Латвия закрываются. В тех направлениях привыкли ехать Минск и его область за кормом для животных, стиральным порошком или изделиями «от кутюр».

Окно может с шумом захлопнуться. А дальше? Никто не уверен, что Брест не останется последней форточкой в Европу. А значит, и магистральной.

Кстати, брестчане, возвратившиеся недавно «с той стороны», подтверждают: 12 часов – это реальное расчетное время пересечения границы из Польши в легковом транспорте. Туалеты, вода и прочее – забота переезжающего. Как, собственно, и в «Каменном Логе» на границе с Литвой, где, по словам путешественников, время пересечения в автобусе на литовских номерах не слишком отличается от того, что на единственном польском направлении.

И польские, и брестские службы работают в меру сил. Другое дело, что инфраструктура в МАПП «Брест» начинает устаревать.Понятная разметка в пункте пропуска им не помешала бы…

Хлеб, золото, граница…

…В былые времена граница была для Бреста местом хлебным. Золото, ценности, солярка, баки у «пассатов» на 120 литров – все становилось товаром. Недаром Volkswagen Passat в старой версии пользовался особым спросом в приграничье.

В 90-е чего только ни бывало. И рэкет с бейсбольными битами, и бабушки с жареными курочками, и походные телевизоры с трансляцией пресс-конференции ГКЧП. И хвост очереди заворачивал в центр города, благодаря чему тогдашний собкор Гостелерадио СССР Анатолий Полонский видел его из своего окна в 9-этажном доме и сообщал на всю огромную страну.

Сейчас нет места лишним маневрам. Только мелкие приграничные хитрости. Помните людей, которые грифельным карандашом проставляли номерки на ладошках в очереди к универмагу? Вчера и сегодня так делают в леске, через который ведет проезд к «Варшавскому мосту». Перепись очереди – привет из 80-х или 90-х. На вопрос корреспондента «ТБ», кто уполномочил молодого человека заниматься такой деятельностью, тот дружелюбно ответил, что никто, сам по своей инициативе. Чтобы чужие «не влезли». А так называемых чужих в 2,5-километровой очереди (до первого шлагбаума) – минимум тысяча. И не все из них с пустыми бумажниками.

По «пустыне» за хот-догом

Разговорились с незнакомцем. «Брест?» – «Кабардино-Балкария». – «Зачем?» – «Бизнес» –«Что-то тут покупал?» – «Да, кроме хот-догов, ничего. Да и до хот-догов два километра идти «по пустыне». – «А очередь?» – «Нет, брат. Может, и купил бы, но у вас в стране закон. Уважаю».

Такое уважение подпитывается и брестскими властями. Это и сотрудники МВД, и прокуроры, и следователи. Не за каждым обращением следует возбуждение уголовного или административного дела. Но граница – место особого внимания. В том числе и в Бресте, где их по факту три: «Варшавский мост», «Козловичи» и железнодорожный вокзал.

А в девяностые?

Брестский писатель и журналист Иван Орлов издал в Москве два детектива – «Таможня» и «Таможня-2». Для брестчан мало нового, но в Первопрестольной оценили. Весь выбор персонажей: от чиновников до алкоголиков, от прожиг до карьеристов, от ловеласов местного пошиба до тех, кто коротает дни на лавочке у подъезда. И знаете, кто заткнул за пояс всех? Контрабандист Янек, который редко ходил домой ночевать. Автор не ставил целью делать героев из тех, кто шел по грани закона. Мораль не шутка. С ней и на границе быть полезнее, чем без. Но ничто не заменит здравомыслия и жажды новых впечатлений. Всем белорусам, кто едет через Брест, стоит об этом знать.

Александр СЕДНЕВ, «ТБ»

Добавить комментарий