Взгляд через объектив

Петр Кострома – фотолетописец белорусского метро

На выставочной экспозиции по истории Минского метрополитена на станции «Могилевская» можно увидеть уникальные черно-белые снимки строительства и развития нашей подземки. Автором большинства из них является известный фотограф Петр Кострома. Десятки лет кадр за кадром он собирал историю отечественного метростроения. Его работы неоднократно представлялись на самых престижных выставках.

Когда смотришь на эти магические черно-белые фотографии, каждой клеточкой ощущаешь, что фотохудожник не только сумел найти интересные ракурсы и образы, но и вложил в них свою душу. Дело в том, что Петр Васильевич хорошо знал тематику подземки, поскольку в далеком прошлом сам был метростроителем. Постепенно страстное увлечение фотографией превратилось в профессию, стало делом всей жизни.

Кострома родился в 1934 году в простой крестьянской семье на Гомельщине. Ребенком пережил все ужасы войны: отец погиб на фронте, родная деревня Володарск в Речицком районе была сожжена фашистами дотла. Детство прошло в партизанских отрядах среди болот и лесов, где с матерью, братьями и сестрами прятался от оккупантов.

В 16 лет Петр поступил в фабрично-заводское училище при Речицком судостроительном заводе, где получил профессию плотника-судокорпусника. В 1955 году по комсомольской путевке добровольцем поехал в Казахстан на освоение целины. Позже возмужавший и окрепший, он устроился работать на шахту в Караганде. И вот здесь случилась беда – молодой человек попал под завал. Перенес несколько операций, долго лечился и проходил реабилитацию. В итоге – инвалидность и перевод на поверхность слесарем-инструментальщиком.

Новая работа была намного легче прежней, со временем у Петра Костромы накопилось много нерастраченной энергии, которую хотелось направить на благое дело. Жена предложила приобрести фотоаппарат – с этого момента все и началось. Он буквально «заболел» новым увлечением. Азы фотодела подсказывал друг, секреты мастерства постигал по учебникам и вскоре начал вести фотокружок в местном Дворце культуры. Петр был знаком с ответственным секретарем газеты «Индустриальная Караганда». Когда тот увидел удачные снимки Костромы, предложил сотрудничать с редакцией. Вскоре фотоработы Петра Васильевича стали появляться и в республиканской газете «Казахстанская правда». Позже он переехал жить и работать в Алма-Ату.

Кострома рассказывал, что боевое крещение как фотожурналист получил во время празднования 20-летия с начала освоения целины:

– Алма-атинский собкор «Комсомольской правды» попросил подстраховать со снимками. Как сейчас помню: огромный дворец имени Ленина казахстанской столицы, тысяч пять народа, первые лица страны. Из прессы тоже настоящие мэтры: фотожурналисты из ТАСС, всех ведущих изданий СССР. И я – с двумя любительскими фотоаппаратами и удостоверением внештатного корреспондента в кармане. В итоге мне удалось довольно близко подойти к президиуму и удачно снять членов Политбюро во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС Советского Союза Леонидом Ильичом Брежневым. Да так качественно, что после этого коллеги по фотоделу признали меня профессионалом.

Через пять лет Кострома приехал в отпуск на родину в Беларусь. В столице в это время как раз начиналось строительство метро. Петру удалось попасть на прием к начальнику «Минскметростроя». Сказал, что хочет принять участие в историческом событии – возведении подземки. Сообщил и о своем увлечении фотографией, показал снимки шахтеров, городские зарисовки Караганды и Алма-Аты, природы. А когда начальник увидел, что ему даже членов Политбюро ЦК КПСС доводилось фотографировать, сразу принял на работу метростроителем. Так и началась фотоэпопея длиною в несколько десятков лет.

Как-то вызвал Петра Васильевича начальник метростроя Алексей Прокудин и приказал: завтра бери чистую рабочую форму и фотоаппарат. Оказалось, на 28 августа 1979 года был запланировал приезд на стройку первого секретаря ЦК КПБ Петра Машерова. Дело было на станции «Парк Челюскинцев». Машеров переоделся в сапоги, рабочую одежду и пошел смотреть строящийся объект. Петр Миронович обсуждал с метростроителями, как будут выглядеть первые восемь станций, их названия. Его интересовали детали прокладки метро.

В тот день с фотоаппаратом оказался лишь один Кострома, который сделал поистине исторические снимки посещения объекта высшим должностным лицом БССР. Начальник «Минскметростроя» отнес их первому секретарю Мингорисполкома, а тот передал лично Петру Машерову. Первому секретарю ЦК КПБ фотографии понравились.

Вскоре Кострому освободили от работ по проходке и сделали, можно сказать, официальным фотолетописцем строительства минского метро. Ему нашли и оборудовали лабораторию, оснастили техникой. Вскоре «метроснимки» Петра Васильевича пошли по многим центральным как белорусским, так и союзным газетам. «Советская Белоруссия», «Правда», «Известия», «Труд», «Социалистическая индустрия» и другие издания с удовольствием публиковали его работы.

Фотографии Костромы не только показывали стройку и ее героев, но и отчасти повлияли на судьбу создания подземки. В 1980 году немало средств ушло на подготовку и проведение Олимпийских игр в Москве. Вероятно, по причине дефицита финансирования на союзном уровне стали звучать предложения о приостановке строительства Минского метрополитена. Тогда секретарь столичного горкома партии приказал сфотографировать и задокументировать недостроенные объекты подземки. Петру Васильевичу выделили машину ГАИ и автомобиль с вышкой, чтобы сделать панорамные снимки с высоты. Дабы был виден масштаб «разрухи» в центре столицы от неоконченных работ.

Кострома сделал несколько увесистых фотоальбомов, которые руководство республики и города повезло в Москву. Они стали документальным подтверждением к письменному обоснованию, что останавливать стройку никак нельзя. И вскоре было принято решение о продолжении работ по прокладке подземки в Минске.

Фотографии Петра Костромы неоднократно оказывались полезными для стройки, например, в случае со спасением кафедрального собора в центре столицы. Проектировщики почему-то сконструировали ось метро прямо под центром собора, и при проходке на его фундаменте появились трещины. Метростроители оценили ситуацию и доложили руководству города. Доказывали, что такие работы опасны и могут разрушить православную святыню. Костроме поручили отснять трещины, а затем снимки показали высшему руководству республики. В итоге линию метро немного скорректировали, а для укрепления фундамента храма пробурили 54 скважины, залив их бетоном.

Хранит фотолетопись Петра Васильевича и неожиданные находки, которых за многие годы было немало. Так, во время прокладки первой линии в центре города строители нашли колодезный сруб, уходящий в глубину метров на тридцать. Объяснить предназначение этого колодца никто не мог. Но чтобы не тормозить строительство метро, было принято решение попросту его засыпать.

Петр Кострома за свою богатую творческую биографию выпустил более полутора десятков фотоальбомов. На национальном конкурсе книги был удостоен звания «Лучший фотохудожник страны». К сожалению, Петра Васильевича уже нет с нами, но его легендарные работы будут жить всегда. И наглядно рассказывать, как зарождался и строился белорусский метрополитен.

Когда я пришел работать в подземку, постарался продолжить дело великого мастера. По роду своей деятельности и по велению души фотографирую современное метро и его тружеников, запечатлеваю основные исторические события и бережно «складываю» лучшие кадры в фотоархив метрополитена. Эти снимки регулярно размещают на своих ресурсах ведущие СМИ страны. Очень приятно, что больше всего работ появляется на страницах газеты «Транспортная безопасность» – нашего главного информационного партнера.

Добавить комментарий