Складывающаяся на дорогах обстановка с учетом сокращения продолжительности светового дня, а также неблагоприятных погодных условий значительно повышает риск совершения ДТП с участием пешеходов. Основными причинами, способствующими их совершению, являются:
– неожиданный выход пешехода на проезжую часть дороги из-за препятствий, мешающих обзору водителям;
– переход проезжей части в неустановленном месте;
– переход дороги на запрещающий сигнал светофора;
– нахождение пешеходов в состоянии алкогольного опьянения;
– нарушение водителями правил проезда пешеходных переходов;
– неиспользование пешеходами в темное время суток световозвращающих элементов.
С начала года наезды на пешеходов составили 44,6% от общего числа ДТП, в результате чего ранено 38,2% от общего количества раненных при ДТП, погибло 52,8% от общего числа погибших при ДТП. 137 наездов на пешеходов (60,6%) совершено на обозначенных пешеходных переходах (регулируемых и нерегулируемых).
Вечером, когда автомобили двигаются с включенным светом фар, пешеходу надо быть особенно осторожным на нерегулируемом перекрестке или пешеходном переходе, так как ослепление светом встречных автомобилей, уличным освещением, отражающимся от мокрой проезжей части, или темная одежда не позволяют вовремя увидеть человека на дороге. В темноте опасность совершения наезда увеличивается по сравнению со светлым временем суток в 9 раз. Поэтому возникает необходимость сделать пешеходов как можно более заметными за счет увеличения расстояния до момента обнаружения человека на дороге. Именно средства пассивной безопасности из световозвращающих элементов помогают гражданам избежать ДТП.
Напоминаем, что к пешеходу, лицу, управляющему велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицу, участвующему в дорожном движении и не управляющему транспортным средством, допустившему нарушение ПДД, применяется административное взыскание в виде предупреждения либо штрафа в размере от 1 до 3 б. в., а в случае нахождения пешехода в состоянии алкогольного опьянения либо отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) – на сумму от 3 до 5 б. в.
Уважаемые пешеходы, помните: ваше внезапное появление перед транспортом может привести к непоправимой беде. Будьте осторожны и внимательны на проезжей части дороги, соблюдайте Правила дорожного движения!
Водителям необходимо помнить, что на регулируемом пешеходном переходе при подаче разрешающего сигнала регулировщиком или включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу пешеходам, не закончившим переход проезжей части дороги.
При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам. Если перед пешеходным переходом остановилось (стоит) или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость и при наличии пешеходов уступить им дорогу.
Везде, даже вне пешеходных переходов, водитель должен уступить дорогу пешеходу – инвалиду по зрению, подающему сигнал тростью белого цвета либо с покрытием повышенной видимости, в том числе со световозвращающим элементом (элементами). Водитель должен быть готов снизить скорость или остановиться, чтобы исключить вероятность наезда на таких участников дорожного движения, а также на детей и пешеходов с видимыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Не стоит забывать и о том, что оставлять свои автомобили ближе 15 метров от пешеходных переходов запрещено Правилами дорожного движения. Это ограничивает обзор как водителю, так и пешеходу, в связи с чем возникает опасность совершения наезда на пешехода.
Виктория ЦАРУК, старший инспектор по АиП ОГАИ Октябрьского РУВД г. Минска