Одним из важнейших направлений безопасности движения на железной дороге является дальнейшее развитие системы неразрушающего контроля узлов и деталей грузовых вагонов и, в первую очередь, колесных пар. Их состояние напрямую связано с безопасностью движения, и распознать «внутренние болезни», выявить дефекты, возникающие в процессе эксплуатации, призваны специалисты, о которых пойдет рассказ в этом материале.
Речь – о коллективе лаборатории неразрушающего контроля (НК) Жлобинского вагонного депо. Появилась она на предприятии в феврале 2005 года и занимается выявлением скрытых дефектов деталей вагонов, что помогает избежать серьезных аварий. Лаборатория также предоставляет услуги сторонним предприятиям.
У ее истоков стояла замечательная женщина, прекрасный специалист Галина Юрченко. Много сил и энергии она отдала становлению и развитию лаборатории, а также воспитанию кадров, о которых всегда говорила с уважением и симпатией. Ей импонировало, что многие без отрыва от производства учились в вузах, некоторые имели высшее образование. Уже при Галине Юрченко это подразделение по оснащенности и другим показателям занимало одно из ведущих мест на дороге.
Будучи начальником лаборатории, Галина Алексеевна сочетала в себе удивительные качества: в первую очередь она была инженером-технарем, что не мешало ей видеть мир глазами поэта. Ее перу принадлежат интересные, глубокие по содержанию и притягивающие внимание очерки о людях труда. Прекрасно владея словом, Галина Юрченко тепло и душевно рассказывала о вагонниках, их жизни, работе, семьях в книгах «Профессиональный Олимп». Да и сама была специалистом самой высокой категории – на Белорусской железной дороге в 2013 году таких, как Юрченко, было всего трое.
По достижении пенсионного возраста Галина Алексеевна почивать на лаврах не захотела. Она продолжает трудиться, читает лекции в Инженерном центре подготовки УП «Белгазпромдиагностика», который осуществляет предэкзаменационное обучение для сертификации в области неразрушающего контроля на второй и третий уровень компетенции в соответствии с белорусскими и европейскими нормами.
Оставив после себя добрую и надежную смену, Юрченко не сомневалась, что коллектив лаборатории неразрушающего контроля и впредь будет решать поставленные перед ним задачи только с высоким качеством. Иначе и быть не может, потому что этому коллективу право на ошибку просто не дано. Ведь металл, как и человек, устает, и распознать это необходимо
своевременно.
«ЛУЧШИЕ ДЕФЕКТОСКОПИСТЫ СТРАНЫ РАБОТАЮТ В НАШЕЙ ЛАБОРАТОРИИ»
Преемник Галины Алексеевны, нынешний начальник лаборатории неразрушающего контроля вагонного депо Денис Будник, рассказал, что в их коллективе трудятся настоящие профессионалы. От их цепкого взгляда и зоркого глаза не может ускользнуть ни один дефект литых деталей ходовой части вагона. За год специалисты лаборатории в среднем проверяют более 50 тысяч деталей грузовых вагонов: колесных пар, боковых рам, корпусов автосцепки и т. д. Справляются с таким объемом работы всего 18 специалистов. Уровень их мастерства действительно очень высок, а сама лаборатория – своего рода исследовательский центр, обеспечивающий контроль соответствия проверяемого установленным нормам эксплуатации и условиям безопасности.
– Лаборатория имеет более 70 сертификатов компетентности по всем применяемым видам неразрушающего контроля. Это один из самых высоких показателей на Белорусской железной дороге, – отмечает Денис Вячеславович. – Международный стандарт устанавливает жесткие требования к сертификации и квалификации работников. Наши специалисты – превосходные мастера своего дела, обладающие техническими знаниями и умеющие работать на непростом оборудовании. Впрочем, и профессия дефектоскописта непростая, требующая технического и логического мышления, специальных знаний и навыков, а также большой ответственности и организованности. И все это у наших работников есть. Хочу добавить, что специалисты лаборатории постоянно входят в число призеров дорожного конкурса профессионального мастерства. Каждый наш человек особенный, но и среди лучших есть те, кто достиг наивысших результатов. Я имею в виду две победы в республиканском конкурсе «Лучший специалист неразрушающего контроля Республики Беларусь – 2018». В нем лучшей стала Лилия Щукина. Порадовала и Татьяна Гончар, которая заняла почетное второе место. Так что лучшие дефектоскописты страны работают в нашей лаборатории.
Вот как об этом вспоминают сами участницы, достойно представившие магистраль и свое предприятие на престижном конкурсе.
– Конечно же, без волнения не обошлось, – рассказывает Лилия Щукина. – Но оно было приятным, так как мы были хорошо подготовлены. Конкурс проводился по семи номинациям, соответствующим основным методам неразрушающего контроля. В номинации «Вихретоковый контроль» я заняла первое место, а Татьяна в номинации «Магнито-порошковая дефектоскопия» уверенно вышла на второе.
– Программа включала теоретическую и практическую части. В первой нужно было ответить на вопросы по технологии соответствующего метода контроля и предложить свое решение задачи по проведению проверки конкретного объекта, – подключается к беседе Татьяна Гончар. – При выполнении практического задания необходимо было не только разработать технологические карты, но и максимально точно выявить имеющиеся дефекты. Так что на помощь я призвала весь свой опыт и мастерство. Вообще-то, с дефектами мы сталкиваемся ежедневно: исследуем и анализируем детали буксового узла, корпуса автосцепок. Хочу отметить, что задания были интересными и довольно сложными. Да и участники – под стать друг другу. Ведь на конкурс съехались сильнейшие представители профессии дефектоскописта. Приятно, что мы, представители Жлобинского вагонного депо, оказались в числе лучших. В нашей лаборатории неразрушающего контроля трудится немало прекрасных специалистов, и каждый в любом конкурсе мог бы блеснуть знаниями и умением, поскольку все вкладывают в то, что делают, частичку своей души, являются компетентными и ответственными работниками.
БЕЗ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ И ПРИБОРОВ ДИАГНОСТИКИ НЕ ОБОЙТИСЬ
Строгий подход к работе дефектоскописта оправдан: от исправности колесной пары зависит безопасность движения поездов. Как отметил Денис Будник, задача специалистов – не просто провести диагностику, а сделать это как можно более качественно и с высочайшей долей ответственности. Важную роль здесь играют мастерство персонала и многоступенчатый процесс контроля.
Итак, после визуального осмотра на предмет обнаружения внешних дефектов колесные пары попадают на вибродиагностический комплекс ОМСД-02. С его помощью выявляются повреждения не только в стандартных буксовых узлах, но и в буксовых узлах с подшипниками кассетного типа.
Дефектоскопист Евгений Мальцев, работающий на данном оборудовании, отмечает:
– Модуль раскручивает колесную пару до нужной частоты и автоматически считывает информацию при достижении порога в 280 оборотов в минуту. Это даже более жесткие условия, чем при эксплуатации. Подобное оборудование, используемое в работе ранее, выдавало результаты лишь в формате «годен» или «брак». Современный программно-
аппаратный модуль снимает все показания и шумы, прогоняет их через имеющуюся в системе базу данных, проводит идентификацию по видам брака и выдает заключение о состоянии буксового узла. При этом выявляются неисправности не только на поверхности элементов катания подшипника, но и локальные – трещины, раковины, вмятины и сколы. Комплекс весьма чувствителен и к скрытым дефектам, способен обнаруживать их на начальной стадии.
Сравнив результат проверки с заданными параметрами, опытный дефектоскопист Евгений Мальцев, работающий в вагонном депо с 2005 года – времени создания лаборатории, определяет необходимый вид ремонта, ставит соответствующую пометку. При текущем ремонте колесная пара не разбирается. При необходимости среднего – буксовой узел демонтируется. Независимо от вида ремонта каждая деталь проходит обязательный неразрушающий контроль тремя методами: магнитопорошковым, вихретоковым и ультразвуковым.
Немаловажная деталь: все специалисты лаборатории сертифицированы на второй уровень по существующим методам неразрушающего контроля и могут выполнять задание на любой рабочей позиции. С работниками лаборатории мы встречаемся не впервые, раньше уже приходилось наблюдать за тем, как они трудятся. Что и говорить, все работают самозабвенно, красиво, легко и точно – так, как и положено мастерам. К примеру, лучший дефектоскопист страны Лилия Щукина «прослушивает» колесную пару ультразвуковым дефектоскопом УД2-102 «Пеленг». Она выполняет свою работу точно, выверенно, без лишней суеты. Сравнив полученный результат с заданными показателями, Лилия выносит вердикт: превышение необходимого порога чувствительности. Этот «диагноз» требует вывода колесной пары из эксплуатации.
– В борьбе с неисправностями нам помогают современные системы и приборы диагностики, – отмечает дефектоскопист. – Главный помощник в этом деле – стенд для ультразвуковой дефектоскопии СДВК, где контроль осуществляется иммерсионным способом: через воду. Установленные в ней под различными углами пять пар преобразователей работают поочередно, тщательно проверяя каждый узел. Ну а ультразвуковой метод – завершающий этап проверки колесной пары. Как бы там ни было, мы обязаны выполнять свою работу с высочайшим качеством, как говорится, видеть невидимое.
Следует отметить, что дефектоскописты проводят диагностику на семи специально оборудованных местах, расположенных на разных участках вагонного депо. Так, на участке по ремонту и изготовлению деталей выявляются неисправности в корпусе автосцепки, хвостовика и тяговом хомуте. Выявляются дефекты и на тележечном и других участках. Словом, везде – контроль и всевидящее око специалистов, от которых браку и различным дефектам не скрыться. Это значит, что на страже безопасности движения стоят надежные люди. Среди лучших работников лаборатории Денис Будник также назвал Александра Дорошко, Елену Фролову, Татьяну Дедкову, Ирину Тамкову, Ольгу Юрченко и многих других.
МАСТЕРИЦЫ, ПЕВУНЬИ, МОДЕЛЬЕРЫ
В заключение хотелось бы отметить, что коллектив лаборатории – это не только профессионалы высокого класса, но еще и созвездие талантов. Как и в основательнице лаборатории Галине Юрченко, в ее последовательницах самым удивительным образом сочетаются качества технарей и художественное чутье. Они хотят не только быть лучшими на производстве, но и реализовывать себя как творческие личности. И это им вполне удается.
Лилия Щукина выбрала область дизайна и рукоделия и изготавливает прекрасные топиарии – декоративные деревца в горшочках ручной работы, которые в последнее время приобрели необычайную популярность. Татьяна Гончар – домашний модельер, настоящая искусница. Она вяжет и шьет наряды для дочери Анны. А вот дефектоскопист Алеся Цветкова увлекается плетением из бумажной лозы, создает удивительно красивые вазы, корзинки и другие изделия для декора, служащие украшением современных интерьеров. В ее арсенале также предметы быта и кухонная утварь из этого подручного материала. И, конечно же, все любят музыку, многие хорошо поют, а Татьяна Дедкова – участница городского ансамбля «Забава», который покоряет слушателей исполнением шуточных, лирических и народных песен.
Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»