Вопросы удобные и не очень

Раздавались на том конце провода в день проведения прямой линии. Однако на каждый из них был получен ответ.

Игорь Макушенко, начальник УГАИ УВД Гомельского облисполкома

Игорь Макушенко, начальник УГАИ УВД Гомельского облисполкома

Начальник Госавтоинспекции области – личность в обществе весьма популярная. Так уж повелось. И популярность эта растет каждый год пропорционально увеличению количества автотранспорта на наших дорогах. Игорь Макушенко, начальник УГАИ УВД Гомельского облисполкома, честно признается, что даже в течение обычного рабочего дня, который, кстати, длится отнюдь не восемь часов, расслабиться не удается ни на минуту: слишком много вопросов.

Что уж тут говорить о количестве обращений во время проведения так называемой прямой линии… Потому мы остановимся только на некоторых ее аспектах.

Только-только Игорь Александрович собрался проинформировать собравшихся в его кабинете журналистов о текущей обстановке на дорогах, как телефон начал требовательно звонить. На проводе оказался Виктор, проживающий на улице Ефремова в Гомеле. Вопрос у него, конечно, был сугубо личный, но в своем роде весьма показательный.

– Я попал в неприятную ситуацию… Приехал домой где-то в 18.30 и припарковался у своего подъезда. Всегда так делаю. А буквально через 15 минут меня и еще одного водителя вызывает инспектор и штрафует за неправильную парковку. Сказал, что был звонок от соседей. Но мы с ними мирно живем, никогда никаких претензий не было. Скажите, пожалуйста, когда и от кого поступил звонок? Может, это и не на меня жаловались, а на второго водителя.

– Вы считаете, что вас наказали неправомерно? – уточнил начальник ГАИ.

– Наказали и наказали. Я в принципе нарушил. Но кто позвонил? И как был наказан второй водитель?

– Извините, но информация о звонке разглашению не подлежит. Она строго конфиденциальна. В любом случае инспектор не должен проходить мимо нарушений. Такая перед ним поставлена задача. Либо был сигнал, либо он просто проходил или проезжал рядом. Что же касается правомерности наказания вас и второго водителя, то ответ получите письменно в течение 15 дней. Спасибо за звонок.

– И вам спасибо…

Голос на другом конце провода звучал несколько разочарованно. Да оно и понятно, так и не удалось узнать главное: кто-же из злыдней-соседей «накапал» в ГАИ.

Впрочем, вопросы парковки во время прямой линии поднимались еще не раз. Ситуация в этом плане на самом деле сложная. Особенно в центре. Госавтоинспекцией в настоящее время принята практика предусматривать при согласовании проектов строительства площадки для кратковременного хранения транспорта жителей, вместимость которых составляет 50 процентов расчетного парка индивидуальных автомобилей. Вместе с тем внедрение проекта по одностороннему движению вокруг Центрального рынка с организацией одностороннего движения по ул. Крестьянская, Катунина значительным образом повысило пропускную способность этих улиц и увеличило число парковочных мест.

Также в Гомельский городской исполнительный комитет внесено предложение обустроить дополнительные парковочные места по улицам Карповича (от ул. Красноармейской до ул. Катунина, за счет уменьшения ширины тротуара), Катунина (от ул. Карповича до ул. Крестьянской, за счет ликвидации зеленой зоны), Крестьянская (от ул. Катунина, справа – до въезда на Центральный рынок, слева – до въезда на территорию ОВД Центрального района). Кое-что уже сделано, кое-что еще предстоит.

Вместе с тем в целях упорядочения стоянки транспорта в центральной части города и исключения фактов оставления автомобилей на длительное время считаем необходимым рассмотреть вопрос об установке оборудования для взимания платы за стоянку транспорта, находящегося на парковочных местах свыше определенного промежутка времени (например, бесплатная стоянка на время до одного часа, свыше указанного времени – с оплатой за каждый час). Ведь у того же Центрального рынка почти все парковочные места заняты транспортом индивидуальных предпринимателей или работников близлежащих офисов, которые проводят там целый день. А тем, кто приехал за покупками, оставить машину попросту негде.

Но не успели мы по-настоящему углубиться в эту проблему, как раздался очередной звонок.

– Здравствуйте, это начальник ГАИ?

– Да, слушаю вас.

– Дальше зазвучала чистейшая (как говорил Владимир Короткевич, в театре Купалы поискать) беларуская мова. Интересовали человека прежде всего взаимоотношения между водителями, пешеходами и велосипедистами. И, естественно, пути их улучшения. Ответ Игоря Макушенко был более чем обстоятельным, именно он является председателем Гомельской областной организационной структуры общественного объединения «Белорусская федерация велосипедного спорта». Но тут я позволю себе воздержаться от вольного пересказа речи Игоря Александровича, а лучше процитирую документ, подготовленный структурой на имя председателя Гомельского облисполкома. Смысл один и тот же, а вот проблема представлена значительно шире.

«В настоящее время постоянно увеличивается количество граждан, желающих пересесть на велосипед и ставящих в приоритет автомобильному транспорту – велосипедный. Многие предпочитают именно его при поездках на работу, но напрямую сталкиваются с проблемой нехватки в нашем городе велодорожек и велопарковок. Люди просто боятся выезжать на велосипеде, так как опасаются попасть под колеса транспортных средств на проезжей части или совершить наезд на пешехода на тротуаре…

Массовое появление велодорожек и, как обязательное дополнение, велопарковок позволит людям активнее пользоваться двухколесным транспортным средством, что, в свою очередь, снизит количество дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов и привлечет множество велотуристов.

Такая система применяется в Европе, где четко разграничены потоки движения: есть отдельные полосы для автомобильного транспорта, тротуары для пешеходов и специальные велодорожки…

Хотелось бы еще отметить, что с ростом автомобилизации широкое распространение получила проблема загрязнения окружающей среды выхлопными газами и все больше внимания стало уделяться необходимости ведения учета экологических потерь.

Экологические потери характеризуются тем опасным свойством, что действие их отложено во времени на довольно значительный период и любое понижение количества транспортных средств на улицах города приведет к ряду положительных изменений и, как следствие, к уменьшению экологических потерь. Потому переход хоть и небольшой части водителей на велосипедный вид транспорта не может не сказаться положительным образом на экологических потерях, связанных с выбросом вредных веществ в атмосферу, загрязнением воздуха, а также воздействием шума и вибрации.

На основании изложенного очевидно, что необходимо постепенно воспитывать культуру уважения участников дорожного движения к велосипедистам.

…По инициативе Госавтоинспекции студентами УО «Белорусский государственный университет транспорта» были разработаны проекты по развитию велосипедного движения в городе Гомеле и Гомельской области, предусматривающие разделение велосипедного движения на два вида: трудовое и туристическое».

Кстати, данные проекты в конце июня уже были рассмотрены на совещании с участием начальника ГАИ, представителей управления спорта и туризма Гомельского облисполкома, управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома, КПУП «Гомельское городское ЖКХ», УО «БелГУТ» и общественной организации велодвижения. В результате всеми заинтересованными лицами было принято решение о целесообразности внедрения одного из проектов на улично-дорожной сети Гомельской области. Он предусматривает разработку концепции по его реализации, а осуществить его планируется в три этапа в течение примерно пяти лет.

Впрочем, во время этой прямой линии Игорю Макушенко пришлось выступить еще и в роли главного городского архитектора, поскольку много вопросов касалось реконструкции городских улиц. Это вопрос, конечно, интересный, но во многом очень спорный. И, что самое главное, требующий серьезных финансовых средств. Равно как и строительство подземных пешеходных переходов. А ведь обеспечить безопасность на дорогах, как неоднократно подчеркивал Игорь Макушенко, можно, только полностью разделив транспортные и пешеходные потоки. Но на «подземки» денег как не было, так и нет.

Впрочем, подарок Госавтоинспекции власти все-таки сделали. Это два передвижных светофорных объекта. Впервые они будут опробованы во время проведения Дня города в районе проведения главных мероприятий – площади Ленина. И цель тут двойная: не просто упорядочить людской круговорот в праздник, но и посмотреть, нужны ли в этих местах уже стационарные светофоры. На их установке, кстати, уже давно настаивают некоторые граждане.

В общем, вопросов было много. Как частных, так и глобальных (в масштабах города, разумеется). Но главное, что они были. Есть вопросы – есть доверие к руководителю и надежда, что он поднятые проблемы сможет решить. А это дорогого стоит.

Надежда Тарасова-Гуль, «ДТП»