Важнее всех задач

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья наемных работников и приравненных к ним лиц в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Сергей СЕРЫЙ

Почему так важны охрана труда и техника безопасности? А все потому, что наиболее высокую ценность представляют люди, их здоровье. Ни размеры дохода, ни рентабельность предприятия, ни ценность производимой продукции не могут служить основанием для того, чтобы люди забыли о правилах безопасности. При помощи правильно организованной работы, которая касается обеспечения безопасности, повышается дисциплинированность специалистов, улучшается производительность труда, снижается количество несчастных случаев. Реже происходят поломки устройств и другие нештатные ситуации.

Благодаря охране труда обеспечивается не только безопасность работников при исполнении ими своих обязанностей. В действительности сюда еще относят множество наиболее разнообразных мероприятий: к примеру, профилактика какой-либо профессиональной болезни, полноценный отдых и питание специалистов во время рабочего перерыва, предоставление им нужной спецодежды и гигиенических средств и так далее. Кроме того, еще должно быть обеспечено выполнение социальных льгот и гарантий.

Чтобы уяснить, как у нас в отрасли обстоит ситуация с охраной труда, корреспондент газеты «ДТП» Елена ДОРОШКЕВИЧ посетила Белорусский профсоюз работников транспорта и коммуникаций (БелПрофТранс) и пообщалась с главным техническим инспектором труда Сергеем СЕРЫМ.

– Сергей Николаевич, что представляет в целом система по охране труда?

– Наша страна – одна из немногих, где сохранилась четкая система управления охраной труда со времен Советского Союза. Единственный ее недостаток – громоздкость. Систему сохранили, но она оказалась масштабной, неувязанной. Нужно приводить в соответствие нормативные документы, вводить что-то новое. Эти процессы идут по сей день. Нам удалось систематизировать для себя самую необходимую нормативную документацию.

Положительно сказывается на работе огромный производственный опыт нашего председателя Владимира Ринга – руководителя с государственным мышлением. Он хорошо понимает, что техническая инспекция – это то, в чем в первую очередь нуждается наш профсоюз. Именно она выполняет работу по защите интересов работников отрасли по соблюдению нанимателем законодательства об охране труда. Практически ежедневно мы получаем сообщения о несчастных случаях на производстве. В них надо разобраться, проанализировать, систематизировать и сделать соответствующие выводы. Необходимо понять, чего сегодня не хватает в законодательстве, в наших нормативных документах, чтобы подобные несчастные случаи не повторялись.

– Каким образом проводится проверка соблюдения законодательства в области охраны труда на предприятиях нашей отрасли?

– В августе прошлого года было утверждено положение о технической инспекции БелПрофТранса. На сегодняшний день в ее состав входят 15 технических инспекторов. Это – серьезная армия, работа которой позволяет мониторить ситуацию, существующую в отрасли. Каждый технический инспектор ежемесячно должен провести одну проверку, согласованную с координационным планом КГК, и пять мониторингов. После проверки руководству предприятия выдается предписание с требованием устранить выявленные нарушения. Все они находят основание в нормативных документах, принятых у нас в стране. И таких нарушений выявляется немало. К примеру, только на одном предприятии их выявлено 62. О выполнении каждого пункта технические инспекторы информируются письменно.

Мониторинг – та же проверка, но в более свободной форме, она не согласовывается с планом. Если на проверку отводится три дня, то на мониторинг – два. В общей сложности наша техническая инспекция в месяц посещает 90 предприятий, в год – около тысячи. Такое количество дает объективную картину ситуации по охране труда в отрасли.

В прошлом году наши технические инспекторы провели 142 проверки и 738 мониторингов, выявили 1693 и 6169 нарушений соответственно. Они работают в тесной связке с общественными инспекторами по охране труда предприятий.

– В чем отличие общественных инспекторов от технических и принимают ли они участие в проведении периодического контроля?

– Следует отметить, что один из важнейших документов на предприятии – это система управления охраной труда, своего рода «закон об охране труда на предприятии». Предусматривается также проведение периодического контроля: ежедневного, ежемесячного, ежеквартального. В нем принимают участие председатели профсоюзных комитетов и общественные инспекторы по охране труда. Из Указа Президента № 420 следует, что профессиональные союзы – это единственная в нашей стране общественная организация, которая имеет право общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда на предприятиях.

Общественный инспектор выбирается на профсоюзном собрании в каждом структурном подразделении организации. Проходит обучение, получает удостоверение и после этого может принимать участие в проведении периодического контроля. В каждом структурном подразделении есть журналы периодического контроля. Если руководитель структурного подразделения и общественный инспектор увидели у себя в подразделении недостатки, которые по объективным причинам сами не могут устранить, они пишут об этом в журнале, который передается вышестоящему руководству для устранения недочетов.

Раз в месяц главный инженер предприятия с участием руководителей структурных подразделений и председателя профсоюзного комитета, который тоже является общественным инспектором, а также общественными инспекторами проводит Единый день охраны труда. Главный инженер в составе этой комиссии обходит структурные подразделения, обращая особое внимание на нарушения. Комиссия анализирует журнал ежедневного осмотра с внесенными туда записями, после чего принимаются соответствующие решения, которые оформляются приказом по предприятию. Раз в квартал уже руководитель предприятия вместе со своими службами и председателем профкома проверяет и анализирует состояние охраны труда.

Когда происходит несчастный случай, изымается вся документация, в том числе журналы периодического контроля. Если руководитель структурного подразделения на этапе ежедневного контроля не указал всех причин, которые могли привести к случившемуся, то вина будет возложена на него.

Приведу пример одного из таких случаев. На предприятии во время дождя протекала кровля, и вода текла по стояку, где был закреплен электрический шкаф. Естественно, попадание воды может вызвать замыкание. Решение проблемы кажется простым: либо кровлю отремонтировать, либо перенести шкаф. Но оба действия очень затратны. Специфика кровельных работ заключалась в невозможности залатать лишь часть крыши, ремонта требовала вся кровля. Большие деньги нужны были и для переноса дорогостоящего силового кабеля. Народный умелец прикрепил жестянку, которая отводила воду, но все понимали: такое приспособление поможет ненадолго. Чтобы снять с себя ответственность, он сделал запись о неполадке в журнале ежедневного контроля и отдал его главному инженеру для вынесения им решения. Тот, оценив свои возможности, записал о случившемся в журнал ежемесячного контроля и отдал руководителю. Когда журнал оказывается на столе руководителя, вся ответственность теперь ложится на его плечи. И уже директор решает: рисковать дальше или выделить средства для устранения течи.

Кроме того, общественные инспекторы могут принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве. Технические – участвуют в расследовании смертельных и тяжелых случаев. Легкий производственный травматизм – дело общественных инспекторов.

Постановлением правительства определен ряд несчастных случаев на производстве, которые наниматель может расследовать сам. В том числе в результате как ДТП, где нет вины нанимателя, так и природных явлений (удар молнии) и укусов животных. Для расследования таких случаев на предприятии должен быть специально обученный человек – общественный инспектор, представитель профсоюза. Технические инспекторы посещают предприятия с проверками и мониторингами, встречаются там с общественными инспекторами и обучают их.

– Вопросами охраны труда занимается только профсоюз?

– Нет, ими занимаются также БелНИИТ «Транстехника» и Транспортная инспекция. Но в таком объеме, в котором эту работу выполняем мы, ни инспекция, ни «Транстехника» проделать не могут. Я считаю, что наша оценка с травматизмом в отрасли самая объективная. Специалисты Минтранса посещают с проверками только подчиненные ему организации, мы же курируем все предприятия независимо от формы собственности, относящиеся к системе транспорта и коммуникаций и входящие в профессиональный союз. К примеру, облавтотрансы и облдорстрои относятся к коммунальной форме собственности, поэтому министерство их не учитывает. В ГП «Минсктранс» трудятся 12 тысяч работников, а в отчетности министерства этого предприятия нет. Необходимо правильно оценивать ситуацию, а для этого нужны изменения в нормативных документах.

В ноябре минувшего года состоялось совещание с техническими инспекторами труда Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций, а также главным техническим инспектором труда Федерации профсоюзов Беларуси. Анализировалась ситуация с производственным травматизмом в организациях отрасли в 2016 году, обсуждались дополнительные меры по реализации требований Директивы Президента РБ № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». В нее были внесены изменения Указом № 420. Речь шла о том, что дополнительно сегодня требуют от нанимателя и какие требования предъявляются к работнику. К примеру, наниматель не может заставить работать на неисправном оборудовании, а работник в свою очередь сам вправе отказаться от этого.

На мероприятии были высказаны мнения о целесообразности уточнения СТБ 960-2011 и иных нормативных правовых актов. Наши технические инспекторы пояснили на совещании, что существует необходимость доработки или даже переработки нормативных документов. Министерство транспорта и коммуникаций положительно отреагировало на наши замечания. И в адрес «Транстехники» было направлено письмо, в котором предписывалось учесть наши предложения при подготовке проектов изменений в нормативные правовые акты. Мы тесно работаем с Белорусским научно-исследовательским институтом транспорта «Транстехника» и государственным предприятием «БелдорНИИ», приглашаем их сотрудников на наши ежеквартальные совещания и семинары.

– Какова ситуация с производственным травматизмом в отрасли на сегодняшний день?

– Согласно оперативным данным технической инспекции труда, в организациях БелПрофТранса за 2016 год произошло 52 несчастных случая, из них три – со смертельным исходом, в 2015-м – 80 и два соответственно. В 2015 году на предприятиях отрасли произошло 29 несчастных случаев с тяжелым исходом, в прошлом – 22.

Как видим, в отрасли есть положительная динамика со снижением производственного травматизма. Больше всего пострадало людей в организациях автомобильного транспорта и Белорусской железной дороги. Анализ несчастных случаев позволяет нам оперативно определять, какие меры необходимо предпринять, чтобы исключить их дальнейшее появление. Всю информацию сразу же доводим до наших технических инспекторов и социальных партнеров.

– Как обстоит дело в отрасли с производственным травматизмом в результате дорожно-транспортных происшествий?

– В ноябре – декабре наблюдался его рост. Такая ситуация сложилась в связи со сложными погодными условиями, вызванными снегопадами и низкими температурами. Зима пришла совсем рано, еще в ноябре. Уже 10 ноября произошел групповой несчастный случай с тяжелым исходом в результате лобового столкновения машин в филиале ДРСУ № 154 КУП «Гомельоблдорстрой». 1 декабря в результате ДТП получил тяжелую травму рабочий филиала ДСУ № 12 ОАО «ДСТ № 5», 8 декабря был тяжело травмирован водитель филиала ДСУ № 15 ОАО «ДСТ № 4 г. Брест».

Причиной несчастных случаев становится невыполнение нанимателями и работниками Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, а также других нормативных документов Министерства транспорта и коммуникаций. Не проводятся ознакомление водителей транспортных средств перед выездом в рейс с метеорологическими условиями по маршруту движения и особенностями перевозимого груза, целевой инструктаж при направлении водителя автомобиля в рейс продолжительностью более одних суток. Бывает, отсутствуют государственный технический осмотр и предрейсовое медицинское освидетельствование. Не обращают внимания наниматели и работники на требования эксплуатации шин: применение зимних шин, износ протектора, карточки учета пробега.

Несчастный случай со смертельным исходом произошел в ОАО «Автосила» 22 сентября. Причиной его я бы назвал отсутствие элементарного взаимоуважения на дороге между водителями. В Логойском районе на Т-образном перекрестке, из карьера «Минский» в карьер «Крапужино», произошло ДТП с участием двух грузовых автомобилей. Но дождемся окончательного расследования.

– В отрасли происходят несчастные случаи не только в результате ДТП…

– Да, посещая предприятия, мы видим, что не выполняются требования нормативных актов при проведении огневых работ. Технической инспекцией труда БелПрофТранса при проведении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда ежегодно фиксируются нарушения при проведении газовой резки и обращении с газовыми баллонами. Для предупреждения подобных несчастных случаев при проведении огневых работ необходимо обеспечить четкое выполнение требований законодательства об охране труда.

20 декабря недалеко от Столбцов, на 281-м километре автодороги М1 Минск – Брест, на стоянке автомобилей в МАЗе взорвался газовый баллон. Как оказалось, водитель автобусного парка № 5 ОАО «Миноблавтотранс» был в рейсе. По предварительным данным, рано утром решил приготовить себе еду, воспользовавшись небольшим баллоном с пропаном. Поднес спичку, и раздался взрыв из-за утечки газа. Водитель получил более 70% ожога тела и через сутки умер в больнице.

В Гомеле 7 декабря на перегоне Березки – Ларищево при производстве работ по резке рельса произошло разрушение баллона с газом. Электросварщик Гомельской дистанции пути получил серьезные травмы и до сих пор находится в коме. По данным несчастным случаям проводится расследование.

Еще раз подчеркну: свою работу мы строим на оперативном анализе несчастных случаев, делаем выводы о том, какие ошибки наниматели совершают, и выдаем представления и рекомендации по устранению нарушений для недопущения подобного в дальнейшем. Стараемся облегчить их работу, предоставляя выдержки из нормативных документов. В данном случае речь – о правилах по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, которые утверждены МЧС.

Кроме того, мы говорим и о безопасности при работе с механизмами, инструментом и приспособлениями, в том числе с резаками, горелками, редукторами. О том, что на предприятии должен быть заведен журнал поверок и испытаний на каждый из этих инструментов, разъясняем, как правильно проводить испытания. Не оставляем без внимания и правила пожарной безопасности при проведении огневых работ.

Подготовкой общественных инспекторов по охране труда занимаются БелНИИТ «Транстехника», ГУО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов «Белдорстрой» и наши учреждения образования – Федерации профсоюзов Беларуси: Международный университет «МИТСО». Конечно же, рекомендуем проходить обучение в наших учебных заведениях, потому что мы привязаны к специфике нашего производства.