Вагоновожатая — профессия знатная

Самый экологичный в городе электротранспорт должен быть и максимально безопасным, считает руководство Витебского трамвайно-троллейбусного управления и прилагает к этому все усилия.

За рулем – знатоки ПДД

Одно из принципиальных условий приема на работу водителя и дальнейшего сохранения за ним этого места – доскональное знание Правил дорожного движения. Пересдача экзамена проводится в ВТТУ ежегодно весной и давно вошла в норму.

– Это не каприз службы безопасности движения, а один из столпов, на которых зиждется профессия водителя, – считает начальник этой службы Михаил Самусенко. – Не знаешь азов дорожной азбуки – нечего браться за рычаги управления транспортом. Навыки у опытных водителей не теряются, а оттачиваются из года в год. А вот теоретическая база со временем забывается, и ее надо обновлять. Экзамены проводим в специально оборудованном кабинете БД, где ведется подготовка водительских кадров по электронным программам, используемым в этих целях в ГАИ. Никакой самодеятельности, никакого пристрастия. Верную оценку экзаменуемому дает компьютер, а его не проведешь.

Точно так же, методом компьютерного тестирования, проводилась и первая, теоретическая часть конкурса профессионального мастерства водителей троллейбусов (в середине сентября) и трамваев (в конце месяца). Если в первом участвовали в большинстве своем мужчины, то во втором – преимущественно женщины, решительно завоевавшие все призовые места.

– Мы в 15-й раз проводим такие состязания, первыми в стране возродив практиковавшийся в Советском Союзе на всех электротранспортных предприятиях конкурс. Он поднимает престиж профессии, способствует профессиональному росту и в определенной степени повышению благосостояния работников. Дело в том, что десятке сильнейших присваивается очередная степень квалификации, а значит, увеличивается зарплата. Кроме того, победителю и призерам вручается денежное вознаграждение. Кстати, премию от профкома в этом году получили семь участников конкурса профмастерства среди водителей трамвая, отличившихся в той или иной номинации, – перечисляет плюсы подобных соревнований Михаил Алексеевич.

Не так-то просто доказать свое профессиональное превосходство над коллегами. С удивлением наблюдаю, как на теоретическом этапе отсеивается незначительная часть конкурсантов, в том числе и мужчины, самонадеянно взявшиеся потягаться в знаниях, не подготовившись к этому на совесть.

– Я полтора месяца штудировала ПДД в свободное от работы время за домашним компьютером. Очень уж хочется получить первую квалификацию, – признается Марина Краснова, лидировавшая в теории. – Я всего пять лет работаю водителем трамвая, но с каким удовольствием! Сбылась детская мечта стать вагоновожатой. По специальности я педагог, 16 лет преподавала физкультуру в школе. Мастер спорта по велоспорту, так что физическими нагрузками, ранним подъемом и даже ночными сменами меня не испугаешь. Пока растила детей, не могла себе позволить трудиться по графику трамвайного депо. А теперь, когда уже стала бабушкой, решила обязательно воплотить в жизнь заветную мечту. Я просто счастлива, что это удалось. Ну а если за что-то берешься, то надо делать это хорошо, по возможности отлично. Я второй раз участвую в конкурсе профмастерства и постоянно с пользой для своего профессионального роста.

На сей раз упорно рвавшаяся на пьедестал победы женщина заняла лишь четвертую позицию, допустив несколько мелких практических оплошностей. Но первоклассным водителем все же стала, ведь вошла в десятку лучших. С характером и настойчивостью Марины она своего добьется – все еще впереди.

Глаза боятся – руки делают

Если теоретические тесты по ПДД и правилам технической эксплуатации трамваев конкурсанты в основном щелкали как орешки, за 1,3–2 минуты в среднем, то практические экзамены затянулись на часы. Впрочем, и там на выполнение каждого задания выделялось от 7 до 10 минут. Просто участников было много.

– Заметьте, конкурсные задания состоят из действий, едва ли не ежедневно выполняемых водителями трамвая. Принять вагон, быстро и досконально проверить его исправность перед выходом на линию; продемонстрировать элементы маневрирования и точной остановки трамвая в заданной точке; произвести сцепку и буксировку вагонов в аварийной ситуации – все знакомо нашим участникам. Но как они волнуются сегодня! Главное – преодолеть этот мандраж, и все получится. Как говорится, глаза боятся – руки делают. Кто справился со своим психологическим состоянием, тот и оказался результативнее, – убежден начальник трамвайного депо Петр Кашкар.

И ведь абсолютно прав Петр Васильевич. Некоторые девчата суетятся, по нескольку раз обегают вагон, пропуская в спешке явные недочеты, а другие спокойным уверенным шагом обойдут трамвай, все выявленные дефекты четко изложат судьям. (Кстати, на всех этапах каждый экзамен принимают одновременно два члена жюри, дабы исключить всякую возможность конфликта.) Так же неспешно прогоняют владеющие собой вагоновожатые громоздкую машину между условными препятствиями, а потом без задержки, неторопливыми, на первый взгляд, жестами выполняют элементы сцепки и буксировки вагонов. Как ни парадоксально, именно они и оказываются в выигрыше.

– Я давно усвоила: важно не суетиться, а делать свое привычное дело, не обращая внимания на жюри. У судей – одна задача, у тебя – другая, так выполни ее блестяще, – рассуждает симпатичная и улыбчивая победительница конкурса Оксана Ананьева. – Проворность и энергичность нам, конечно, необходимы, но они должны быть незаметными, естественными, как дыхание. Если спорый в деле, так это, пожалуй, характер. А прибавь к тому знание – вот и успех.

С мнением коллеги солидарны Екатерина Добатовкина и Ольга Станкевич, занявшие в конкурсе профмастерства почетные 2-е и 3-е места соответственно. Пассажиру приятно сознавать, что вверяет свою судьбу, садясь в любимый витебский трамвайчик, таким девчатам, мастерам своего дела. Вот бы на вагоны, которыми управляют победители и призеры конкурсов, прикреплять вымпелы или флажки с указанием почетного звания вагоновожатого. Город должен знать своих замечательных земляков. И престижа витебскому трамваю, который скоро отметит 120-летие, это прибавит.

Золотые крупицы опыта

Именно из них и складывается система профилактической работы, отлаженная и ясная, по безопасности дорожного движения общественного электротранспорта. Припоминаю рассказ Михаила Самусенко о шокировавшем его конкурсе профмастерства на одном из коммунальных предприятий Витебска. Там работают водителями специальной уборочной техники мужчины. Ни для кого не секрет, с каким скептицизмом относится к женщинам за рулем сильная половина человечества. Так вот, конкурсанты, знания которых довелось оценивать Михаилу Алексеевичу, ими не блеснули. На их фоне женщины — водители трамваев выглядят просто асами. Сказываются систематичность, а в чем-то и жесткость в требованиях к людям, берущимся управлять транспортом, а значит, взваливающим на себя ответственность за чужие жизни, стабильную безопасность на городских транспортных артериях. Емко и образно говорит об этом начальник УКТП «Витебское трамвайно-троллейбусное управление» Василий Павлючков:

– Водитель всегда на передовой. От него зависят суждение пассажиров о работе предприятия в целом, престиж ВТТУ. Очень хотелось бы, чтоб этот передовой отряд всегда и во всем был на высоте. В нашей республике всего четыре трамвайных парка, и наш – старейший, более того, один из старейших в Европе. Мы по праву гордимся этим. Несмотря на солидную историю трамвайного движения в Витебске, у нас самый современный в Беларуси подвижной состав. Стараемся, чтобы и кадры отличались качественной подготовкой. Их высокая квалификация – гарантия безопасности пассажиров и хорошей репутации предприятия.

Эта концепция лежит в основе работы службы безопасности движения ВТТУ, возглавляемой бывшим офицером Госавтоинспекции Михаилом Самусенко. Все пятеро ревизоров, состоящих под его началом, систематически выезжают на маршруты следования электротранспорта в любое время суток. Работают посменно, в соответствии с графиком движения троллейбусов и трамваев, чтобы до минимума сокращать время простоя подвижного состава в аварийных ситуациях. А они бывают разными: от обрыва проводов и устранения преград на путях до выяснения обстоятельств ДТП. Мобильность и оперативность ревизоров позитивно влияют и на экономическую составляющую жизнедеятельности ВТТУ: сокращение простоев обеспечивает рост пассажиропотока, следовательно, доходов.

– На безопасность движения положительно влияет и высокая дисциплина водителей. Неспроста для них обязателен предрейсовый медицинский осмотр не только в начале смены, но и промежуточный, если она разрывная, а также в конце смены – с помощью алкотестера. При таком контроле у водителя и мысли не возникнет принять любого рода допинг. Медики тоже мобильны, не сидят в кабинетах в трамвайном и троллейбусном парках, а по мере надобности выезжают в диспетчерские, где производится пересменка водителей, подстраиваясь под их режим, – рассказывает Михаил Самусенко. – Мне импонирует единомыслие по вопросам безопасности с руководителем предприятия Павлючковым. Поддержка Василия Михайловича в реализации совместно разработанной концепции очень важна. Отрадно, что руководство ВТТУ не утаивает ни одного из случающихся дорожных происшествий. Их статистика абсолютно правдива и прозрачна. С нею может ознакомиться каждый работник предприятия и любой проверяющий: вся информация размещается на стендах в доступных местах. Водители знают, что избежать наказания (включая материальное возмещение убытков, нанесенных предприятию) за допущенную оплошность не удастся – оно неотвратимо и действует наравне с поощрением рублем за успехи в работе. Еженедельно по вторникам у нас заседает комиссия по безопасности дорожного движения, которая детально разбирает все проколы и ДТП, включая те, что в ГАИ принято считать неучетными. Нарушители в обязательном порядке пересдают экзамен по дорожной азбуке, прежде чем вернутся к управлению трамваем или троллейбусом. Для подготовки к такому экзамену в кабинете БД созданы все условия.

Как результат жесткой политики службы безопасности движения – снижение зарегистрированных в Госавтоинспекции ДТП втрое. И это за пятилетку. Да и общее количество происшествий убавилось почти вдвое. Кстати, в светлое время суток их бывает значительно меньше. Анализируя работу подвижного и водительского состава, специалисты по БД вносят предложения по ее совершенствованию, большинство которых принимается руководством ВТТУ.

По мнению Михаила Самусенко, достичь совершенства в профилактике ДТП невозможно, но к этому нужно всем вместе стремиться изо дня в день. К нему часто обращаются за советом и опытом коллеги из разных городов нашей страны. И не напрасно: витебляне накопили солидный багаж по организации безаварийной работы электротранспорта – здесь есть чему поучиться.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ДТП»