«В змейку впишемся мы лихо…»

«И пусть дорога будет гладкой, и все гаишники – друзья». Именно такими словами напутствовали участников Республиканского конкурса профессионального мастерства водителей автомобилей РУП «Белтелеком».

В соревнованиях, которые прошли на базе транспортного цеха Гомельского филиала РУП «Белтелеком», приняли участие 9 команд. И каких! В них собрались лучшие водители из Брестского, Витебского, Гомельского, Гродненского, Минского, Могилевского филиалов, а также филиалов «Междугородняя связь», «Минская городская телефонная сеть» и «Международный центр коммутации».

Открытие было как раз в духе гостеприимных гомельчан. Помимо традиционного каравая, на не менее традиционном полесском рушнике гостей и участников встречали переборы гармони и веселые напевы. И это, безусловно, с первых минут создало совершенно особую, праздничную атмосферу. Еще более усилили ее порой шуточные, порой лирично-интеллектуальные, но всегда уважительные приветствия команд на первом, так сказать, неофициальном конкурсе.

Лучшие из лучших

Но вначале, естественно, прозвучали приветствия официальные.

– Наша компания придает большое значение подготовке и переподготовке кадров, – отметил заместитель генерального директора по вопросам строительства РУП «Белтелеком» Виктор Ласовский. – Одним из эффективных методов кадровой политики и является конкурс профессионального мастерства водителей автомобилей. Благодаря качественной работе транспортных подразделений «Белтелеком» добивается значимых результатов, а ответственное отношение каждого водителя к своему делу гарантирует мобильность и безопасность перевозок.

А вот ведущий инженер отдела логистики Александр Мамчыц сравнил водителей с… музыкантами:

– В ваших умелых руках объекты повышенной опасности становятся поистине музыкальными инструментами. Так виртуозно вы ими владеете. И это прекрасно. Ведь именно вам доверены как материальные ценности, так и жизни людей. Потому мы вам очень благодарны, что можем спокойно и достойно выполнять свою работу.

Ну а теперь хочу коротко напомнить основные положения сего действа. Конкурс проводился в двух классах автомобилей: на легковой новенькой «Ладе-Ларгус» и привычной всем ГАЗ-2705 (она же «ГАЗель»). То есть именно на тех, которые чаще всего используются в повседневной работе РУП «Белтелеком». Не считая сугубо специализированных автомобилей, конечно. Вообще, тут существуют два этапа. Первый – во всех структурных подразделениях и головном (транспортном цехе производства МЦК совместно с транспортным участком производства «МТТС»).

Здесь цель конкурсных комиссий – выбрать лучших из лучших. Дело это, надо сказать, непростое. Более того, требования к участникам жесткие. Они должны были не иметь не только нарушений Правил дорожного движения и трудовой дисциплины в течение последнего года, но и случаев совершения по их вине дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими или большим материальным ущербом за прошедшие пять лет. Кроме того, для участника обязательно удостоверение водителя транспортного средства с категорией, соответствующей автомобилю, которым он будет управлять на соревнованиях, а также непрерывный стаж работы водителем на предприятии в течение последнего года.

И уже эти самые лучшие из лучших прибыли в Гомель на второй, финальный тур конкурса. Надо сказать, бороться было за что. Так, победителям и призерам второго тура устанавливается надбавка за профессиональное мастерство: за первое место – 40 процентов от должностного оклада, за второе – 30 процентов и за третье – 25. (На областных этапах они куда как скромнее: за первое место – 20 процентов, за второе – 15 процентов и за третье – 10). Правда, в случае последующего нарушения производственно-технологической, исполнительной или просто трудовой дисциплины все указанные поощрения сходят на нет. Впрочем, такого еще не случалось. Ведь они на самом деле лучшие из лучших. И не только на соревнованиях.

В своей повседневной работе водители РУП «Белтелеком» тоже стараются, что называется, соответствовать. За последний год по вине водителей этой организации зафиксировано только два ДТП. Да и вопросы безопасности дорожного движения тут находятся на таком уровне, что на него в Госавтоинспекции призывают равняться даже сотрудникам специализированных предприятий. Более того, за последнее время автотранспортный парк обновился практически на треть.

День первый: «Виртуальная реальность»

Флаг соревнований поднят, гимн РУП «Белтелеком» прозвучал, торжественные речи и напутствия произнесены. Состязания начались.

И начались они с так любимого мною конкурса «Обнаружение неисправностей автомобилей». Правда, стоит отметить, что в сравнении с областным этапом в Гомеле, о котором мы уже рассказывали, от данного осталось разве что название. Ведь неисправности нужно было обнаружить виртуальные. Поэтому, наверное, и результаты оказались примерно из этой же сферы.

Итак. Конкурс относится к разряду скорее интеллектуальных. Проходит он следующим образом: участники на некоторое время «изолируются» от окружающей действительности, причем в замкнутом пространстве. Все это время один из судей постоянно наблюдает за ними. А они ждут, пока члены комиссии устроят в автомобиле соответствующего класса неисправности, при которых невозможен выезд на линию. Хотя в данном случае уместнее будет слово «придумают». Ничего вроде сложного. Но вот чтобы их обнаружить, надо не только обладать исключительными знаниями устройства автомобиля, но и чрезвычайной внимательностью. В данном конкретном случае на «Ладе-Ларгус» не работал спидометр и высота протектора не соответствовала норме, а в «ГАЗели» была неисправна запорная система ремня безопасности салона (модель автомобиля на соревнованиях представлялась грузопассажирская) и не работал гидроусилитель руля.

…Словесно разобрав всю машину чуть ли не по винтику, далеко не все участники такие «мелочи» смогли заметить сразу. Вернее, их почти никто не заметил. Почти, потому как только по одному счастливчику, выявившему обе неисправности, нашлось в каждом классе авто. Один из вариантов, впрочем, указало не намного большее количество участников. Хотя многие к правильным ответам были очень даже близки. Только вот председатель судейской коллегии, судья 1-й национальной категории Александр Микулич был неумолим: неисправность должна быть оглашена совершенно конкретно. Так что, господа, все элементарное бывает очень даже сложным…

Впрочем, это, как оказалось, имеет весьма простое объяснение.

– Понимаете, водители в большинстве своем искали то, что реально может сломаться, – прокомментировал столь плачевные результаты Александр Мамчыц. – У нас очень четко работает служба механиков. Потому многие даже представить себе не могли неисправный спидометр или лысые шины. Которые и лысыми-то в данном случае не были. Так что участников конкурса подвели не столько знания, сколько воображение.

И все же назовем победителей. Ими стали: в классе легковых автомобилей – Сергей Тибец из Брестского филиала и Андрей Хвецкович из филиала «Междугородняя связь» в классе грузовых.

Зато уж в конкурсе на знание Правил дорожного движения они показали класс. На этот раз практически все.

То, что их каждый водитель обязан знать как «Отче наш», по-моему, ни у кого сомнений не вызывает. Однако хочу сразу сказать, что организаторы сделали все возможное, чтобы участникам и тут жизнь медом не казалась. Так что напряжение, царившее на конкурсе, казалось, можно было потрогать. И все же, несмотря на секундомер в руках судьи, особое внимание водители уделяли именно качеству ответов, хотя и не в ущерб потраченному на них времени. Потому и результаты были более чем достойные. Столь достойных еще ни на одном подобном конкурсе я не видела.

Впрочем, это отнюдь не результат просто тщательной подготовки к конкурсу. В РУП «Белтелеком» данная система отработана до мелочей.

Места же тут распределились следующим образом. В классе грузовых автомобилей вне конкуренции вновь был представитель филиала «Междугородняя связь» Андрей Хвецкович. На втором месте расположился Дмитрий Мирошниченко из Минского филиала, на третьем – Дмитрий Карпущенко из филиала «МГТС». В классе легковых автомобилей первым был снова Сергей Тибец из Брестского филиала. На втором месте – Андрей Рябцев из Витебска, на третьем – Иван Сакович из Гродно.

После этого участники отправились кто в Неваду, кто в Каролину с Алабамой, а кто и вовсе на Гаваи. Нет, я не шучу! Просто такое название носят домики в гостинично-ресторанном комплексе «Ранчо», где и разместили гостей.

День второй: «Реальная езда»

Именно этот конкурс и должен был решить все. И, надо сказать, решил. После него расстановка сил изменилась коренным образом. Впрочем, не буду забегать вперед.

Скоростное маневрирование – весьма захватывающее зрелище. Каких только фигур ни придумали организаторы, чтобы осложнить жизнь конкурсантам. Однако, несмотря на присутствие в названии конкурса слова «скоростное», главным критерием оценки тут была точность исполнения. Получалось почти у всех. И все старались. Ведь, по сути, каждый водитель выполняет эти маневры в своей работе практически ежедневно.

…Думаю, любой человек с удовольствием наблюдает за работой мастера. Любого мастера. Но вот за тем, с какой почти филигранной точностью проходят фигуры водители РУП «Белтелеком», я наблюдала с совершенно особым чувством. Потому как ко всем прочим добавилось и еще одно – безопасности. Или защищенности, если угодно.

Вот тут-то и показали класс гомельчане, хозяева нынешнего конкурса. К слову, после первого дня у них было только четвертое место. Но тут! Так виртуозно въехать на «парковку», как это сделал Валентин Устименко, мог только истинный мастер. А от езды Юрия Трипузова и вовсе дух захватывало.

Судьи были единогласны. В соревнованиях по фигурному вождению автомобиля первое место в легковом классе занял, конечно же, гомельчанин Юрий Трипузов. На втором – с приличным отрывом оказался Иван Сакович из Гродно. На третьем – Юрий Файков из МЦК. В классе грузовом, опять же с хорошим запасом, вперед вышел Валентин Устименко из Гомеля. На втором месте – Алексей Шкредов из Могилевского филиала, на третьем – Василий Полховский из Бреста.

Да и общие итоги конкурса особой неожиданностью ни для кого не стали. Хотя… Уровень участников был абсолютно разный. Причем во всех состязаниях. Кто-то ехал со скоростью детского велосипеда, а кто-то – легкого самолета. Кто-то находил неисправность за считанные минуты, а кто-то не смог этого сделать вообще. Кто-то допускал в ответах по ПДД несколько ошибок, а кто-то – ни одной. Но на то они и состязания!

Итак. В личном зачете в классе автомобилей «Лада-Ларгус» уже, кстати, далеко не в первый раз лидером стал Юрий Трипузов, водитель Гомельского филиала РУП «Белтелеком». На втором месте не менее заслуженно оказался Иван Сакович, водитель Гродненского филиала. На третьем – Сергей Тибец из Брестского филиала.

В классе автомобилей ГАЗ-2705 лучшим стал гомельчанин Валентин Устименко. Вторым был признан Алексей Шкредов, водитель Могилевского филиала, третьим – Василий Полховский из Бреста.

Кстати, те, кто уже «отстрелялся», впрочем, как и все желающие, не без удовольствия принимали участие в конкурсах внеплановых, вернее, творческих, организованных уже профсоюзным комитетом. Вот уж где простор фантазии… Это и метание мячей на меткость, и собирание машинок из детских кубиков на время. Надо было видеть, с каким азартом отнеслись к этому взрослые дяди, у многих из которых не только дети, но и внуки подросли. И даже поедание пирожков на скорость. Пирожки, правда, были маленькие, только вот времени еще меньше – всего 15 секунд. А остаток раздали командам «на дорожку». Ведь второй соревновательный день практически подошел к концу. Осталось только подвести окончательные итоги и наградить победителей.

Чествование состоялось в Гомельском филиале РУП «Белтелеком». Было много теплых слов, дружеских советов и поздравлений. Итак, в командном зачете:

первое место – у Гомельского филиала РУП «Белтелеком»;

второе – у Брестского филиала РУП «Белтелеком»;

третье – у Гродненского филиала РУП «Белтелеком».

Знай наших!

Конкурс профессионального мастерства водителей автомобилей РУП «Белтелеком» проводится с 1997 года. Сейчас, правда, раз в два года. За всю историю его проведения пять раз победу одерживала команда Гомельского филиала, по две победы – у Могилевского, Минского и Брестского. Между прочим, когда Министерство связи и информатизации Республики Беларусь проводило отраслевые конкурсы профессионального мастерства водителей (в 1997 и 2000 годах), в них оба раза побеждала команда «Белтелеком».

Надежда Тарасова-Гуль, «ДТП»