В условиях жесткой конкуренции

есть один способ выжить – необходимо искать пути повышения качества обучения

Делопроизводитель Слонимской РОС ДОСААФ Наталья Апарина – поистине деловая женщина. Она, как и положено по должности, знает обо всем, что происходит в организации. Потому с утра, когда председатель районной организационной структуры Владимир Панченко в госснабе «пробивает» площадку для оборудования нового автодрома, Наталья Владимировна рассказывает мне об автошколе. И прежде всего сообщает, что все готово (получен сертификат) для организации переподготовки водителей на категорию С. Значит, нужен еще один автодром…

В условиях жесткой конкуренции В условиях жесткой конкуренции В условиях жесткой конкуренции В условиях жесткой конкуренции В условиях жесткой конкуренции

В настоящее время автошкола готовит водителей категорий В и С. В 2016-м было выпущено шесть групп (153 человека) категории В. Лицензия на С получена в текущем году. Теперь занятия ведутся в двух группах. Одна из них (23 человека) выпускается в июне. Во второй – 17 учащихся. Всего за первый квартал подготовлено 47 кандидатов в водители. Кстати, если набирается группа из 20 человек, это уже хорошо. И такое положение – во всех автошколах Гродненской и Брестской областей.

Наталья Владимировна сама водит машину. В автошколе ее ценят как инициативного, предприимчивого специалиста, вникающего во все тонкости учебного процесса. Она здесь трудится более 12 лет.

– Здание наше построено, по словам местных жителей, в первой половине прошлого века, – замечает Апарина. – И до сих пор здесь сохраняется печное отопление. Правда, крышу заменили на новую. Ежегодно проводятся текущие ремонты. Надо сказать, что в нашем райцентре появился филиал по подготовке водителей. Но мы сражаемся, как говорится, за свое место под солнцем. И нам это удается. Ищем пути повышения качества знаний учащихся и увеличения числа сдавших экзамены в ГАИ. Так, в иных группах 65 процентов учащихся и более сдают в МРЭО экзамены с первого раза.

– А какая в автошколе материальная база?

– Вполне достаточная для обучения контингента, который набирается. В учебном классе установлено 30 компьютеров. В автопарке – четыре учебных автомобиля: по два «ДЭУ-Матиз» и «Лада-Самара» 2008 и 2009 годов выпуска.

– Если успешно сдаются экзамены в МРЭО, значит, качество подготовки соответствующее?

– За машинами закреплены опытные, инициативные специалисты по производственному обучению вождению: старший мастер Сергей Михайлович Демьянович и мастер Павел Павлович Шевчик. А всего мастеров – пять. Четыре из них, еще Александр Жилинский и Валерий Добрияник, готовят кандидатов в водители категории В. Мастер Богданчук – на категорию С. Демьянович и Шевчик имеют стаж работы свыше 10 лет. Теоретические занятия ведет Валерий Александрович Вепринцев – профессионал со стажем работы около семи лет. Жилинский и Добрияник тоже инициативные, ценящие свое дело специалисты.

С председателем РОС ДОСААФ Владимиром ПАНЧЕНКО разговор зашел о сотрудниках.

– Если говорить о мастерах, то следует начать с опыта Сергея Демьяновича, – заметил Владимир Панченко. – Он, прежде чем садить ученика за руль, поинтересуется, повторил ли новичок ПДД, знаком ли с правилами эксплуатации автомобиля, технического обслуживания и требованиями для получения водительских прав. Пожалуй, самый трудный и опасный маневр – это сдавать назад. Поэтому наставник выбирает открытое место, затем ученик пробует давать задний ход к ориентиру, предпочтительно к тому, чтобы не повредить автомобиль в случае ошибки (например, к изгороди или окрашенной линии). Мастер советует самостоятельно повторить несколько раз маневр. Он должен быть уверенным, что учащийся усвоил этот момент.

– Какие еще приемы обучения имеются у Демьяновича?

– В привычку у него вошло репетировать перед сдачей экзамена в МРЭО ГАИ вождение. Это психологически настраивает учащегося на успех. Можно сказать, генеральная репетиция. Для этого, как правило, указываются маневры, которые будут проверены на экзамене, поэтому находятся аналогичные условия для движения. Мастер ставит своим ученикам конкретные оценки и дает им некоторые советы.

У мастера ПОУ Павла Шевчика, по словам председателя РОС ДОСААФ, – свои секреты. Например, перед первым вождением будущие водители не должны бояться автомобиля. В большей степени это касается женщин. Боязнь «железного коня» – самая главная беда. Ведь за рулем требуется всегда сохранять спокойствие. Мастер подсказывает: чтобы не бояться автомобиля, в первое время надо просто завести двигатель и изредка нажимать на педаль газа, чтобы привыкать к звуку мотора и набиранию им оборотов. Так начинаешь привыкать к автомобилю.Павел Павлович советует изначально учиться на специальной площадке или дороге, где нет других участников движения. После того как будущий водитель овладеет достаточными навыками управления автомобилем, он может (разумеется, под руководством опытного водителя) пробовать выезжать на городские дороги с не очень интенсивным движением. При таком подходе сдать вождение по городу в МРЭО ГАИ не составит труда.

– Наверное, для водителей-женщин есть определенные требования к одежде? Какие рекомендации имеются у Шевчика на этот счет?

– Да, требования имеются и к одежде, и к обуви. Одежда не должна сковывать действий водителя. Она должна быть удобной и не обтягивающей. Отдельное внимание следует уделить обуви. Самая лучшая – на тонкой, но прочной подошве, которая хорошо скользит по педалям. Она поможет их почувствовать чего не скажешь об обуви на каблуках и большой платформе.

– Вы проводите анонимное анкетирование?

– Да, почти каждая группа оставляет отзывы об учебе. Учитывая замечания, мы совершенствуем учебный процесс.

Очень хочется сказать огромное человеческое cпасибо замечательному преподавателю Валерию Александровичу Вепринцеву. Спасибо Вам за знания и примеры, которые Вы преподнесли, за Ваше терпение, переживание, поддержку и доброту. Ваши занятия за 3 месяца превратились в один памятный миг, потому что были очень интересны, доступны и познавательны. Я сдала экзамены в ГАИ ( ура!) с первого раза!

Также выражаю свою благодарность инструктору по вождению Сергею Михайловичу Демьяновичу. За проявленное терпение, умение объяснять, доброе отношение, поддержку и, конечно же, позитив. Спасибо Вам огромное за Ваш профессионализм и мастерство. Крепкого здоровья, удачи и хороших учеников автошколе! Мария М.

Хочу выразить благодарность всему коллективу автошколы за отличную подготовку водителей. Сам не учился здесь, но пришел просить о возможности дополнительного урока по вождению. Меня очень приветливо приняли, в короткие сроки нашли инструктора. И цена была очень демократичной. Поэтому советую тем, кто оказался в подобной ситуции, обращаться в эту автошколу. Здесь отличное обучение гарантирует 100%-ную сдачу экзамена. Отдельное спасибо инструктору Павлу Павловичу Шевчику, который профессионально оценил обстановку, мои навыки и показал свои лучшие качества как преподавателя, так и человека. Практику я сдал с первого раза без единой ошибки, и за это говорю всему составу учреждения огромное спасибо. Алексей К.

Константин Станкевич