О вступившем в действие 23 января Законе «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» на этой неделе говорили много. Предусмотренная документом четкая градация нерегулярных и регулярных перевозок пассажиров оказалась для некоторых «маршрутчиков» не желаемой, как, собственно, и необходимость перехода в разряд регулярных пассажироперевозок.
Вместе с тем преимущества развития государственно-частного партнерства в междугородных перевозках, ответственность частных перевозчиков за обеспечение безопасности пассажиров в пути обсуждались на всех уровнях еще задолго до принятия закона. Но, к сожалению, по истечении полугода, отведенных на подготовку к работе в правовом поле, и месяца после вступления документа в силу некоторые нерегулярные перевозчики не выполнили требований законодательства и не выехали на организованные ими же маршруты.
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь приняло все возможные меры для восстановления необходимых транспортных маршрутов. Наряду с проведением переговоров с частными перевозчиками проведен ряд мероприятий по информированию общественности об изменениях, происходящих в связи с вступлением закона в силу.
СПРАВОЧНО
Еще в 2014 году стало известно, что в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» будут внесены изменения и дополнения. Нововведения инициировали многие транспортные компании, жаловавшиеся на большое число перевозчиков, выполняющих регулярные рейсы, не имея на то соответствующей лицензии. Это – нечестная конкуренция и неравные условия ведения бизнеса. О необходимости именно здоровой конкуренции говорили и пассажиры.
В 2015 году законопроект был размещен на сайте Национального центра правовых исследований и центра законодательства Беларуси и правовом форуме Республики Беларусь и открыт для общественного обсуждения со 2 по 20 апреля. Документ обсуждался в Палате представителей и округах, куда выезжали депутаты для встречи с перевозчиками. Поступившие восемь предложений от семи авторов были внимательно изучены и учтены.
В 2016 году многие СМИ публиковали статьи о законе. Читали их тысячи пользователей. Только в 2017-м было проведено 413 семинаров и совещаний с участием представителей исполнительной власти, операторов перевозок, перевозчиков, где разъяснялись все изменения.
Закон был принят в июле 2017 года.
На вопросы о законе, вступившем в силу 23 января 2018 года, во время прямой линии и пресс-конференции, состоявшихся на этой неделе, ответил заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Александр ШИШКО:
– Во всех установленных государством нормативах работа частного бизнеса на перевозках приветствуется. Вместе с тем перевозки пассажиров строго регламентированы. И если сегодня кто-то хочет заниматься регулярными перевозками, он должен это делать в соответствии с законом, – подчеркнул замминистра.
Приоритет Минтранса – обеспечение безопасности пассажиров, от которых постоянно поступают жалобы на частных перевозчиков, занятых посторонними делами во время движения по дорогам. Тревогу вызывает и информация, предоставляемая Транспортной инспекцией Минтранса, ГАИ МВД Республики Беларусь, о нарушениях, непосредственно влияющих на дорожную безопасность, и ДТП, происходящих с участием маршрутных такси.
Более того, при оплате услуг нерегулярного перевозчика пассажиру выдается чек, который не защитит его прав в случае какого-либо происшествия. А регулярный перевозчик работает по публичному договору и выдает пассажирам билет, дающий право на получение страховки.
Заинтересованным в продолжении ведения бизнеса по перевозке пассажиров в регулярном сообщении в первую очередь необходимо заключить временные договоры на организацию регулярных маршрутов, по которым они работали ранее.
Договоры носят временный характер до проведения конкурса с учетом требований Положения о порядке проведения конкурса на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, утвержденного Постановлением Совета Министров № 1398 от 24 сентября 2008 года.
Организация внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами либо оператором автомобильных перевозок в случае его определения. Именно сюда перевозчикам необходимо обращаться с заявлениями на получение права выполнения автоперевозок в регулярном сообщении. Если местные власти не определили оператора, то организацией перевозок занимается исполком.
С учетом требований антимонопольного законодательства устанавливается запрет на совмещение функций оператора автоперевозок и перевозчика одним юридическим лицом.
Работа с оператором строится по принципу одного окна: перевозчик отсылает свое расписание, а оператор регулирует перевозки в зависимости от напряженности пассажиропотока и формирует маршрутную сеть. Через три месяца после открытия маршрута организуется конкурс среди перевозчиков, победитель которого продолжит работу на маршруте при условии обеспечения безопасности и качества перевозки пассажиров.
С целью применения в регионах единых подходов по заключению временных договоров Минтрансом в облисполкомы и Минский горисполком направлена примерная форма договора об организации автомобильных перевозок пассажиров.
При составлении маршрута необходимо учитывать, что водители могут забирать и развозить граждан до привычных остановочных пунктов. Обязательными местами остановки, но не всегда начальными, стали пассажирские терминалы: вокзалы, автокассы, диспетчерские пункты, куда необходимо заезжать для контроля.
Если перевозчику невыгодно включать в маршрут заезд за одним или несколькими пассажирами в отдаленный от регулярного рейса населенный пункт, организуются социальные маршруты. Работающим на них перевозчикам в законе предусмотрена возможность получения субсидирования.
Перевозчик может не отказываться от услуг своего диспетчера. Так у клиентов появляется больше возможностей для заказа проездных билетов, продажу которых теперь также можно будет организовать в кассе автовокзала, через действующую систему продажи билетов на автобусы.
Неоднократно отмечено, что Минтранс не заинтересован вытеснять частный бизнес с рынка пассажироперевозок. Именно в междугородных перевозках ведомство и видит наибольший потенциал для развития государственно-частного партнерства.
– Мы сразу говорили, что не будем увеличивать парк других перевозчиков и не станем пока открывать новые регулярные маршруты. Поэтому приходите, работайте. Только предоставьте пассажиру гарантию регулярности и безопасности перевозок, –подчеркивает Александр Шишко.
Некоторые перевозчики, ранее выполнявшие автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, обратились к заказчикам либо операторам автомобильных перевозок пассажиров с заявлениями на получение права выполнения автоперевозок в регулярном сообщении. Но так поступили не все. В Полоцке, Новополоцке, Слуцке, Солигорске с проблемами все же столкнулись. Поэтому были открыты дополнительные маршруты транспортного сообщения.
Минск со Слуцком и Солигорском соединил 44-местный автобус МАЗ ГП «Минсктранс». Ежедневные рейсы – в 7.15, 9.20, 13.20 и 16.10, обратно из Солигорска – в 10.20, 12.40, 16.10 и 19.00.
Солигорский филиал «Автобусный парк № 1» ОАО «Миноблавтотранс» начал ежедневно выполнять рейсы по междугородному экспрессному маршруту Минск – Солигорск автобусами «Ивеко» вместимостью 22–47 мест. Отправление из Минска от автовокзала «Центральный» – в 15.00, 17.00 и 19.00, из Солигорска – в 6.00, 11.00 и 15.00.
Рейс Минск – Слуцк на автобусах «Неман» вместимостью 28 мест слуцкого филиала «Автобусный парк № 2» ОАО «Миноблавтотранс» ежедневно отправляется из Минска от автовокзала «Центральный» в 8.40, 13.00, 16.50 и 19.30, из Слуцка – в 6.10, 10.30, 14.15 и 17.35.
Дополнительные маршруты – временные. Автобусы будут курсировать по 8 марта.
Не осталась в стороне и Белорусская железная дорога. С сегодняшнего дня поезд региональных линий бизнес-класса
№ 749 Минск – Полоцк отправляется в 6.30 со станции Минск-Пассажирский и прибывает на станцию Полоцк в 10.36. В пути следования предусмотрены остановки на станциях Молодечно, Вилейка, Парафьяново, Крулевщизна, Подсвилье. Обратно поезд отправляется в 15.51 и прибывает в Минск тем же маршрутом в 20.10. Стоимость проезда в купейном вагоне – 8,98 руб., в плацкартном – 6,52 рубля.
1 марта заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко рассказал о мерах по урегулированию ситуации на рынке автоперевозок пассажиров, сообщает БЕЛТА.
– Ситуация нами постоянно контролируется. Сегодня мы встречались в Администрации Президента Республики Беларусь с перевозчиками по их инициативе, разъяснили нормы закона и порядок заключения договоров на перевозку пассажиров. Думаю, мы нашли взаимопонимание. В каждой области организован прием заявлений, и во многих регионах нерегулярные перевозчики уже начали обращаться с заявлениями для получения права на осуществление автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении. Мы предлагаем перевозчикам предоставлять приблизительно такие же расписания, по которым они и работали, – сказал Александр Шишко.
В Совете Министров состоялась видеоконференция с облисполкомами под руководством заместителя премьер-министра Анатолия Калинина.
– Облисполкомы нам доложили о принимаемых мерах по увеличению количества автобусов на наиболее значимых маршрутах. Кроме того, с 3 марта назначен дополнительный поезд Минск – Полоцк. Будем принимать все меры для удобства и безопасности пассажиров, – подчеркнул замминистра.
ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Как сообщил директор ВОКТУТП «Оператор перевозок» Сергей Маршалович, сегодня на два маршрута Витебск – Новополоцк – Минск вышли первые регулярные частные перевозчики.
Елена ПЕТРОВА, «ТБ»
Фото Никиты ПЕТРОВА, «ТБ»