В обход закона не пройти

Это должны иметь в виду те, кто с законом не в ладу.

По словам начальника регионального отдела Транспортной инспекции в г. Барановичи Александра Кузьмича, с начала текущего года проведено 294 внеплановые тематические оперативные проверки и восемь плановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В результате выявлено почти 800 нарушений законодательства по автомобильным перевозкам пассажиров и грузов. К ответственности привлечено более 800 водителей и должностных лиц. Сумма взысканных штрафов составила 775 млн рублей.

В обход закона не пройти В обход закона не пройти В обход закона не пройти В обход закона не пройти

В настоящее время региональный отдел имеет два специальных легковых автомобиля «Джилли», один из них получен в текущем году. Машины оснащены компьютерами и малогабаритными принтерами, работающими от сети транспортного средства, что позволяет распечатывать документы на месте. По указанию руководства филиала все документы – акты, постановления, протоколы – выдаются только в печатном виде.

По мнению Александра Васильевича, в целях повышения эффективности оперативности работы хотелось бы, чтобы автомобили дополнительно были снабжены видеорегистраторами и платежными терминалами – ночью или вечером возникают затруднения с оплатой штрафов, поскольку сбербанки в это время не работают.

В своей повседневной деятельности Транспортная инспеция сотрудничает с ГАИ, а также с ИМНС по г. Барановичи, которая в своем составе имеет оперативный отдел. Налажен тесный контакт, совместно выявляются нелегальные перевозчики, а также те, кто имеет лицензии, но нарушает требования по перевозкам. Иногда доходит до курьезных случаев.

При проведении контрольной закупки водителем оказался нелегальный перевозчик. Узнав, что оказывает «услуги» работнику ИМНС, решил прокатить его с ветерком. Нарушая скоростной режим, правила маневрирования, требования сигналов светофоров, нарушитель пытался выехать с проверяющим за город. Естественно, на сигналы спецавтомобиля Транспортной инспекции об остановке не реагировал. Остановить его удалось, заблокировав машину нарушителя в месте, безопасном для других участников дорожного движения.

Как позже выяснилось, водитель уже привлекался за аналогичное нарушение в течение года. Автомобиль был поставлен на штрафплощадку, а нарушитель получил солидный штраф. В том числе и по линии ГАИ.

Во втором аналогичном случае, который произошел в областном центре, при осуществлении контрольной закупки сотрудниками Транспортной инспекции нарушитель, узнав, что в его автомобиле сидят проверяющие, и убедившись в отсутствии автомобиля прикрытия, вывез инспекторов за город. Угрожая физической расправой, он высадил проверяющих и уехал. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Правонарушитель осужден судом г. Бреста.

Есть и такие, кто хоть в чем-то хочет ущемить права контролирующих органов. Недавно водитель сам остановился возле автомобиля Транспортной инспекции, после чего с включенной видеокамерой стал требовать у сотрудников ТИ припарковать специальный автомобиль в соответствии с требованиями Правил дорожного движения. При этом никакие аргументы его не могли убедить. Впрочем, как оказалось, гражданин сам нарушил требования ПДД об остановке. Он даже не изволил дать соответствующий световой сигнал.

Транспортной инспекцией был собран материал по нарушению Правил дорожного движения данным гражданином. А нарушений на его счету оказалось немало: нарушения скоростного режима, правил маневрирования, проезда перекрестков, правил парковки и т. д. Все это было передано для реагирования в Госавтоинспекцию. И приведенный пример не единичный.

Местные перевозчики иногда проявляют правовую неграмотность, когда ими руководят эмоции, а не трезвый рассудок. В подобном случае от наказания не уйти. При этом из собственного кармана придется выложить в доход государства приличную сумму. Александр Кузьмич на этот счет приводит ряд типичных случаев.

Один местный предприниматель занимается перевозкой стройматериалов. Сотрудники Транспортной инспекции поинтересовались состоянием его автомашины, но водитель решил, что подчиняется только гаишникам. Поэтому на сделанное вежливо и тактично замечание он отреагировал по-своему. Махнул на всех рукой и уехал.

Как рассказал ведущий специалист Валерий Лукашук, они пошли путем другим. Спустя какое-то время выяснили, что водитель не проходил техосмотр своей автомашины несколько лет. К тому же попадался в поле зрения ГАИ за нарушения ПДД. В итоге ему было начислено штрафов на очень приличную сумму. Водитель обратился с иском в суд, который признал его действия неправомерными. А значит, против закона не попрешь. И это должны иметь в виду все, кто с законом не в ладу.

Отдельные индивидуальные предприниматели и юридические лица пытаются организовать перевозки пассажиров под предлогом аренды автомобиля с водителем. Ссылаясь на некоторые статьи Гражданского кодекса, они пробуют упростить процедуру перевозок. А ведь указанный вид деятельности является не чем иным, как перевозкой пассажиров в нерегулярном сообщении. Но для этого нужна лицензия. Соответственно, к водителю и автомобилю предъявляются повышенные требования. Например, возраст и стаж работы водителя, а для транспортного средства – обязательное прохождение государственного технического осмотра два раза в год. Автомобиль в процессе перевозки пассажиров должен иметь желтые дублирующие регистрационные знаки.

Кроме того, организация обязана приобрести страховой полис ответственности перевозчика перед пассажирами. Перевозка разрешается при наличии путевого листа с отметками медработника и механика, проверившими физическое состояние водителя и техническое – автомобиля. Пассажиру в этом случае выдается на руки заказ-наряд, подтверждающий заключение договора на перевозку.

В начале года во время проведения контрольной закупки был установлен подобный факт. Необходимые документы у водителя и пассажира отсутствовали. Индивидуальный предприниматель был привлечен к ответственности экономическим судом, а как физическое лицо – по нескольким статьям Административного кодекса.

Константин Станкевич