В прошлом году выявлено 11 852 предмета и вещества, запрещенных к перевозке в метрополитене
Ежедневно услугами столичной подземки пользуются в среднем около 640 тыс. пассажиров (данные по итогам 2023-го). И все они изо дня в день попадают в поле зрения инспекторов службы безопасности метрополитена, которые встречают их на станциях у линии контроля. Их главные задачи – обеспечить безопасный и комфортный проезд всех пассажиров, оградить от потенциальной опасности, каких-либо неудобств. А это – каждодневный титанический труд и большая ответственность. Его внешняя составляющая – проверка документов, дающих право на бесплатный проезд, досмотровые мероприятия, выявление посетителей в состоянии, несовместимом с проездом в метро.
Есть еще большой пласт деятельности по оказанию различной помощи пассажирам. Например, сопровождение работниками службы маломобильных граждан в метро. Этой категории пассажиров каждый год оказывается содействие по несколько тысяч раз. Инспекторы помогают и лицам с потерей памяти, и потерявшимся детям. При необходимости оказывают первую доврачебную медицинскую помощь
и вызывают скорую помощь.
В интервью еженедельнику «Транспортная безопасность» начальник службы безопасности метрополитена Александр Мясников подробно рассказал об очень важной и разноплановой деятельности этой структуры.
Справка «ТБ»
Александр Мясников в 1991 году окончил высшее военное училище, став офицером последнего советского выпуска лейтенантов. Через пять лет окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. Кандидат юридических наук. В 2010-м удостоен высшей юридической премии «Фемида» Белорусского республиканского союза юристов в номинации «Государственная служба». В службе безопасности метрополитена – с 2019-го, стал ее начальником в 2021 году.
– Служба безопасности недавно подвела итоги работы за минувший год. Каковы основные показатели деятельности коллектива в сравнении с 2022-м? Какие серьезные правонарушения удалось предотвратить вашим подчиненным?
– В результате досмотровых мероприятий в прошлом году было выявлено 11 852 предмета и вещества, запрещенных к перевозке в метрополитене (по этому показателю произошло увеличение примерно в 1,5 раза). В том числе в 952 случаях мы обнаружили признаки предметов и веществ, свободный оборот которых на территории Беларуси запрещен либо ограничен. (Их экспертизу производят правоохранительные органы). Здесь наблюдается троекратный рост.
Среди предметов, запрещенных к свободному обороту в нашей стране, службой выявлено: 11 единиц с признаками огнестрельного оружия, 728 боеприпасов, 203 единицы с признаками холодного оружия (163 ножа, 19 кастетов, 13 телескопических дубинок, трое нунчак, три меча, боевой топор и сюрикэн), две емкости и пять пакетов с веществом, по внешним признакам напоминающим наркотики. Количество проведенных досмотров с использованием сканеров составило более 8,7 млн раз.
В ушедшем году зафиксировано 9 анонимных сообщений об угрозах совершения взрывов на объектах метрополитена, иных угрозах совершения актов терроризма. В 1969 случаях принимались меры реагирования по фактам обнаружения на объектах метрополитена бесхозных предметов.
В 329 ситуациях инспекторами осуществлялось реагирование на нарушения гражданами общественного порядка на объектах метрополитена, а в 23 – на поступающие сообщения, содержащие признаки преступных действий. По всем этим фактам вызывались наряды милиции.
Выявлено 12 случаев с признаками подделки документов. В основном это – замена фамилии, года учебы, переклеивание фотокарточек. В целом без оплаты проезда граждане по разным причинам не были допущены 51 тыс. раз.
Более чем 8400 раз инспекторы службы безопасности оказывали помощь маломобильным пассажирам в рамках проекта «Безбарьерная среда». Для сравнения: в 2022 году таких случаев было свыше 5500. Так что мы трудились очень напряженно и достаточно эффективно, делая все в интересах безопасности и комфорта пассажиров.
– Поподробнее расскажите, что происходит, когда в метро обнаруживается подозрительный предмет. Кому пассажирам сообщать о таких находках?
– В случае выявления бесхозных вещей инспекторы реагируют максимально оперативно. Подозрительный предмет проверяется с помощью металлодетектора и газоанализатора паров взрывчатых веществ, применяются другие методы его анализа.
Если выявляются признаки опасности, подозрительный предмет тотчас накрывают специальным локализатором взрыва и ограждают место, производится эвакуация пассажиров. Вызывается саперно-пиротехническая группа, которая осуществляет соответствующую проверку. Отмечу, что мы постоянно совершенствуем эту работу во взаимодействии с органами внутренних дел.
При обнаружении бесхозного предмета нужно сообщить об этом работникам метро или милиции. На станциях кнопки «SОS – Инфо» есть в конце каждой платформы. В вагонах поездов размещены переговорные устройства «Пассажир – машинист» для связи с машинистом. Он может сразу связаться со службой безопасности. Как только поступает тревожная информация, тут же происходит реагирование.
Кстати, метрополитен сегодня оснащен более 2600 видеокамерами, есть они и в поездах. Поэтому в метро – все под контролем.
– А как обстояло дело с заявлениями и предложениями пассажиров? Что их волнует?
– В минувшем году в адрес службы безопаности поступило 265 обращений, из них 56 жалоб, 184 заявления, 22 благодарности и три предложения пассажиров. Большая часть обращений связана с недопониманием важности и правовой регламентации проведения досмотров ручной клади. Мы внимательно относимся к каждому обращению, даем подробные разъяснения людям на волнующие их темы, принимаем во внимание полученную информацию для совершенствования своей работы. Вместе с тем таких вопросов с каждым годом становится все меньше и меньше. Абсолютное большинство пассажиров понимают важность досмотровых мероприятий для обеспечения их же безопасности при нахождении в метро.
При этом стоит напомнить, что, согласно закону о городском электрическом транспорте и метрополитене, отказ гражданина от досмотра ручной клади является основанием для отказа в проезде.
– Допустим, молодой человек хочет работать в службе безопасности метрополитена. Какие требования предъявляются к кандидату и к чему он должен быть готов?
– Принимаем мы на работу как людей с большим опытом, так и молодежь. Конечно, приветствуем приход в наши ряды военнослужащих запаса, а также тех, кто прошел подготовку по направлению деятельности службы безопасности в других организациях. В целом же все наши работники должны обладать высоким чувством ответственности, быть дисциплинированными, находиться в необходимой физической форме и иметь определенный склад мышления.
У нас на линиях с пассажирами работают не только мужчины, но и женщины. Поэтому мы готовы рассмотреть любого кандидата, отвечающего требованиям, установленным законодательством.
– Допустим, кандидат прошел все тесты и проверки. С чего начинается его трудовая деятельность?
– C теоретической подготовки, изучения значительного количества нормативных правовых актов. Проводятся занятия по спецподготовке, которые включают и физическую подготовку. Изучаются технические средства, в числе которых – досмотровое оборудование. Одним словом, курс обучения весьма обширный, но в нем сфокусировано все самое необходимое для последующей работы.
После теории – практика на станции метро. При этом за каждым молодым сотрудником закрепляется опытный наставник. Новичок проходит испытательный срок в течение трех месяцев, и затем принимается решение о его дальнейшей деятельности. Хочу отметить, что в целом в метрополитене создана стройная и эффективная система наставничества, закрепленная конкретными документами. Это помогает вновь прибывшим работникам быстрее освоить основы профессии и за более короткий период адаптироваться в коллективе службы.
– Какие требования предъявляются к действующим сотрудникам и как осуществляется их подготовка?
– Инспекторы службы безопасности, которые работают на линиях метро, должны быть очень внимательными, собранными, наблюдательными, обладать хорошей зрительной памятью, уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь. Также необходимо владеть приемами рукопашного боя, чтобы при необходимости быть готовым противостоять гражданам, совершающим грубые правонарушения на территории метро. И очень важно быстро оценивать сложившуюся обстановку, в экстренных ситуациях оперативно принимать правильные решения.
Ежегодно наша служба разрабатывает программу специальной подготовки, соответствующую требованиям законодательства. Все действующие инспекторы обучаются охранной деятельности, психологии, конфликтологии. Дополнительное обучение проводится в учреждениях образования, где преподавателями вузов (совместно с нами) разработаны учебные программы специально для работников службы безопасности метрополитена.
Серьезное внимание уделяется изучению основ профайлинга. (Профайлинг – комплекс методик для составления психологического портрета человека и прогнозирования его намерений. Специалисты по профайлингу утверждают, что по мельчайшим элементам поведения, неконтролируемым движениям, ряду других признаков, можно «прочесть» истинные мотивы и цели человека, его внутренние переживания. – «ТБ.»)
– Насколько велико штатное расписание вашего структурного подразделения и какие специальности являются ключевыми?
– В штате службы безопасности – несколько сотен человек. Большинство из них – инспекторы. Остальные – инженерно-технический состав, контролеры КПП, охранники электродепо «Московское» и «Могилевское». Все инспекторы трудятся исключительно в форменной одежде и имеют при себе удостоверения. Они мгновенно реагируют на чрезвычайные происшествия, обращения граждан.
– Метро – это место большого скопления людей, особенно в часы пик. Приходится ли вашим подчиненным при необходимости как-то регулировать пассажиропотоки во избежание нештатных ситуаций?
– Действительно, иногда возникает такая необходимость. Особенно нам нужно быть во всеоружии в период проведения в Минске культурно-массовых мероприятий и крупных спортивных соревнований. В первую очередь, когда места, где они проходят, расположены вблизи станций метро и предполагается сначала прибытие, а затем убытие большого количества людей.
В этом случае руководством метрополитена принимаются комплексные меры с постановкой задач разным службам. Создается определенный резерв составов, может быть сокращен интервал движения поездов. В свою очередь инспекторы службы безопасности особенно внимательно мониторят обстановку по наполнению пассажирами платформ станций. Это необходимо, чтобы предотвратить падение людей на пути, а также упредить конфликтные ситуации, которые могут возникнуть из-за скопления большого количества людей. Наши инспекторы также всегда готовы оказать различную помощь гражданам, в том числе первичную медицинскую, если это потребуется.
Кстати, не так давно был случай, когда на станции метро «Восток» благодаря уверенным действиям инспектора службы безопасности удалось спасти жизнь пассажиру.
– Кто из потенциальных пользователей метро доставляет больше всего хлопот?
– Очень часто проблемы возникают с нетрезвыми гражданами. Так, по итогам прошлого года по этой причине не допустили к проезду в подземке более 40 тыс. человек. При этом 29 раз вынужденно применяли спецсредства и физическую силу. Это были исключительные случаи, когда иными способами упредить правонарушение не представлялось возможным.
Хотелось бы подчеркнуть, что у всех инспекторов есть видеорегистраторы для фиксации правонарушений. Записи с них тщательно изучаются, в том числе на предмет правомерности действий наших работников.
– Бывают ли случаи, когда злостные хулиганы впоследствии привлекаются к ответственности за свои правонарушения?
– Например, в августе 2023 года в 6 утра на станцию «Немига» зашел выпивший молодой человек. Инспекторы вежливо предложили ему воспользоваться наземным общественным транспортом, маршруткой или такси. Спокойно повторили несколько раз. Однако нетрезвый пассажир начал, как говорится, «качать права», выражался нецензурно и попытался нанести инспектору удары руками и ногами. Затем схватил его за форменную рубашку, оторвал погон и пуговицу. Вдобавок нарушитель спокойствия еще и повредил информационный стенд в фойе станции.
В итоге инспекторы задержали хулигана и вызвали наряд милиции. Дебоширом оказался 18-летний житель Червенского района, работающий в Минске трактористом-машинистом. Впоследствии он был привлечен к уголовной ответственности.
– Интересно, как женщины-инспекторы, которые дежурят на станциях, справляются с правонарушителями?
– Ввиду специфики работы представительниц слабого пола в службе безопасности у нас менее четырех десятков. В паре с ними обязательно дежурит мужчина. Женщины тоже проходят курс специальной подготовки, но не с такой интенсивностью и нагрузками, как мужчины.
В то же время некоторые наши девушки способны вполне реально противостоять хулиганам. Например, инспектор София Шумяко является кандидатом в мастера спорта по дзюдо и прекрасно показывает себя на занятиях по рукопашному бою. Думаю, она может достойно выйти из многих сложных ситуаций, когда без применения силы не обойтись. Но, подчеркиваю, это допустимо только в крайнем случае.
– Как часто в метро происходят нетипичные ситуации? Встречаются ли среди пассажиров неординарные личности?
– Учитывая, что каждый день метрополитен посещает около трети жителей и гостей столицы, случается всякое. Например, были пассажиры, которые неоднократно пытались пройти в подземку босиком, даже зимой. Один из них прорывался в метро на разных станциях не один месяц. При этом обязательно включал смартфон на видеозапись. Но, согласно правилам пользования метрополитеном, в нем запрещено быть без обуви. Это небезопасно при нахождении на эскалаторе, траволаторе, платформе.
Или другой случай. В ноябре прошлого года наши инспекторы задержали 47-летнего мужчину, проехавшего в сцепке между вагонами перегон от станции «Автозаводская» до «Партизанской», где его передали в РУВД для привлечения к ответственности.
Вспоминается и такой неординарный случай. Мама купила сыну специальные пистоны для детского пистолета. Он положил их в рюкзак и пошел в метро. Вдруг на станции «Площадь Победы» они начали самопроизвольно «взрываться». Наши инспекторы среагировали мгновенно и быстро оказали помощь испуганному подростку.
Порой происходят курьезные случаи, связанные с животными. Их провозить разрешено только в переносках с абсорбирующим дном. Как-то у одной пассажирки, ненадежно закрывшей дверцу переноски, маленькая собачка выскочила и убежала в тоннель. Пришлось на несколько минут останавливать движение по всей Московской линии, чтобы вернуть питомца хозяйке. Один пассажир пытался пронести в капюшоне куртки хорька, другой – змею на шее, а недавно в подземку пришел пассажир с живой лисой.
– Происходит ли обмен опытом между структурами безопасности метрополитенов СНГ?
– Безусловно. Мы поддерживаем хорошие деловые контакты с нашими коллегами из разных метрополитенов в рамках Международной ассоциации «Метро». Например, в прошлом году с рабочим визитом посетили Санкт-Петербург. В ходе встреч с коллегами обменялись опытом по вопросам защищенности и охраны объектов подземки, информационной безопасности. Наши петербургские коллеги организовали очень интересную и содержательную программу визита. Состоялся обмен мнениями с представителями многих подразделений по вопросам безопасности. В ходе визита мы посетили различные станции метро и электродепо.
Служба безопасности Минского метрополитена берет все лучшее из опыта коллег и применяет это в интересах наших пассажиров.
Беседовал Андрей ДРОБ Специально для газеты «Транспортная безопасность»