В любой сезон, в любое время суток

«Наша служба и опасна и трудна…». Эти строки из всем известной песни посвящены работе милиции, но ими, бесспорно, можно охарактеризовать и службу Транспортной инспекции – органа, который обеспечивает контроль за соблюдением производителями транспортных работ и услуг законодательства в области транспортной деятельности.

О том, как работает один из филиалов ТИ, и о трудностях, с которыми ему приходится сталкиваться в процессе своей нелегкой службы, корреспонденту «ДТП» рассказывает начальник филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области Георгий ЖУЛЕГО.

Начальник филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области Георгий Владимирович ЖУЛЕГО

Начальник филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области Георгий Владимирович ЖУЛЕГО

– Георгий Владимирович, какие задачи возложены на ваш филиал?

– Служба у нас организована непосредственно на территории Минска и Минской области. Для обеспечения контроля транспортной деятельности работают региональные отделы в Борисове, Молодечно, Слуцке и Столбцах. Кроме того, функционируют региональные отделы контроля на платных дорогах. Они были созданы в 2013 году для осуществления контроля за своевременной оплатой проезда по автомобильным дорогам общего пользования. Всего у нас работает 180 человек. Есть отдел административной практики и организационной работы. Мы оформляем лицензии по видам услуг, которые затем выдает Министерство транспорта и коммуникаций. Принимаем документы на изготовление карточек цифрового тахографа для контроля соблюдения перевозчиками режима труда и отдыха. Кроме того, оказываем консультации перевозчикам. Это что касается документальной работы. Но существует и основная – контроль на линии за соблюдением производителями транспортных работ законодательства в области транспортной деятельности. Мы проверяем все виды лицензируемых перевозок: международные пассажирские и грузовые автомобильные; автомобилями-такси; городские, пригородные и междугородные.

– Какая категория перевозчиков доставляет больше всего хлопот Транспортной инспекции?

– Нелегалы, те, у которых нет ни лицензии, ни других документов, разрешающих выполнять перевозки. В прошлом году по Минску и области Транспортной инспекцией составлено 50 материалов на нелегальных перевозчиков, которые были направленны в суды. Все документы рассмотрены, одно транспортное средство конфисковано. За 8 месяцев текущего года уже 37 подобных материалов находится в судах, пять – ожидают своей очереди. Мы боремся с нелегалами как можем. Большинство жалоб поступает от таксистов, которым перевозчики, осуществляющие безлицензионную деятельность, доставляют много проблем.

В основном нелегалы – это, конечно же, проблема налоговой инспекции. Но мы тоже активно работаем в этом направлении и принимаем меры в соответствии с законодательством. В этом году Транспортной инспекцией было выявлено 120 фактов осуществления транспортной деятельности без соответствующего специального разрешения. Все документы направлены в налоговую службу для принятия мер.

Нелегальные перевозчики определяются нами с помощью контрольного оформления заказа на оказание услуг по автомобильной перевозке пассажиров (контрольной закупки). Как я уже отмечал, в этом году было проведено 42 контрольные закупки. Такие проверки тяжелы в исполнении. На контрольное оформление заказа дается предписание. Определяется порядок проведения: место, время, исполнители, а также руководитель. Операция тщательно планируется. Чтобы выявить нелегала, нужно обладать особым чутьем и необходимыми знаниями. Автомашина такого перевозчика никак не обозначена, поэтому нужно уметь распознать нарушителя. В основном перевозчики, осуществляющие безлицензионную деятельность, базируются недалеко от остановок метро. Наши сотрудники подсаживаются к нелегалу, а в конце поездки совершают расчет специально выделенными для операции деньгами. За смену можно выявить два-три факта нарушения. Реакция нелегалов может быть самой разной. Иногда даже приходится обращаться за помощью в Госавтоинспекцию и преследовать нарушителя. Но это только усугубляет положение горе-бизнесмена, и его ждет сразу несколько штрафов. Оформление документов тоже процедура сложная и не быстрая. Ведь для суда необходима доказуемость факта нарушения.

– Имеет ли контролирующий процесс тематическую направленность?

– Зачастую мы проводим внеплановые тематические оперативные проверки. К примеру, во время школьных каникул особое внимание уделяем перевозке детей. В регионах в начале учебного года с 31 августа по 12 сентября проводили комплекс контрольных мероприятий «Школьный автобус». Контролируем соблюдение всех требований по оформлению транспортного средства, прохождению дополнительного техосмотра, а также медицинского освидетельствования водителя.

В скором времени планируется «Маршрутное такси». В ходе мероприятия особое внимание будет уделяться городским и пригородным перевозкам пассажиров маршрутками и автомобилями-такси. Хочется отметить, что сейчас ситуация на дорогах в целом улучшилась. Перевозчики обновили транспортные средства. Уже не курсируют по Минску и столичной области старые «ГАЗели». Нет нареканий ни к внешнему, ни к внутреннему оформлению автомашин, ни к их санитарному состоянию. Но, несмотря на это, вопросы к данной категории перевозчиков остаются. Основные нарушения водителей маршруток: провоз пассажиров без билета и сверх нормы. Главная проблема таксистов – не включенный таксометр.

По маршруткам мы проводим несколько рейдов в год. В ходе проверок обращаем внимание на техническое состояние транспортного средства, подготовку водителя, который должен иметь допуск к управлению автобусом, автомобилем, а также на внешний вид автомашины. К примеру, несколько лет назад в салонах маршруток наши сотрудники находили вещи, которые никак не сочетались с понятием безопасных перевозок.

Что касается таксистов, то к нам часто приходят жалобы в отношении таких перевозчиков. Они не включают таксометры, не выдают чеки, а некоторые завышают тарифы, грубо ведут себя в отношении пассажиров.

К примеру, месяца три назад около ЦУМа женщина остановила такси, чтобы отвезти купленный ею телевизор в Сухарево. Таксист не предупредил счастливую обладательницу современной техники о тарифе, хотя он всегда должен быть прописан на видном месте. В конце поездки женщина была шокирована названной стоимостью. Она должна была отдать «бизнесмену» 700 тысяч рублей. По законодательству индивидуальный предприниматель имеет право установить любой тариф, даже если он будет в 10 раз превышать реальный. При посадке в такси обязательно нужно переспрашивать тариф службы, услугами которой вы воспользовались.

Каждый факт обращения внимательно разбираем, вызываем перевозчика к себе, берем объяснения. Мы всегда стоим на защите пострадавших и их прав. Нарушителю выписывается штраф, дается предписание, чтобы впредь он таких моментов не допускал. Конечно, если имеют место грубые нарушения и это переходит в систему, материал направляется в Министерство транспорта и коммуникаций для прекращения действия лицензии. К грубым нарушениям мы относим непрохождение технического и медицинского осмотра перед выездом на линию.

Начальник УКТД филиала ТИ по Минску и Минской области Дмитрий ПАЦКЕВИЧ

Начальник УКТД филиала ТИ по Минску и Минской области Дмитрий ПАЦКЕВИЧ

– Вас интересуют регулярные пригородные маршруты или по-прежнему главная проблема – нерегулярные перевозки?

– Регулярные пригородные маршруты совершаются между районными центрами. У перевозчика есть расписание и правила, которым необходимо следовать при выполнении этих перевозок. Конечно же, много хлопот доставляют нерегулярные перевозчики, не имеющие маршрута, не оформляющие заказа-наряда ни с пассажирами, ни с заказчиком на осуществление перевозок. Они забирают пассажиров у регулярных перевозчиков – автопарков. А ведь автобусные и автомобильные парки несут социальную нагрузку: перевозят бесплатно или по льготным тарифам школьников, инвалидов, пенсионеров.

Мы выявляем нерегулярных перевозчиков, применяем к ним меры в соответствии с законодательством. Если есть грубые нарушения, мы направляем материалы в аппарат управления Транспортной инспекции, а оттуда уже в Министерство транспорта и коммуникаций для принятия решений. За 8 месяцев 2016 года мы оформили 44 материала в отношении лицензиатов, 21 действие лицензии Минтранс прекратил, 23 документа еще находятся на рассмотрении. В основном это «маршрутчики» и таксисты.

– Пора отпусков и путешествий – позади, однако давайте вспомним, на что обращала внимание Транспортная инспекция?

– Конечно же, в связи с тем, что увеличились потоки перевозок людей на отдых по Беларуси и в теплые страны, мы проводили в середине лета целевое контрольное мероприятие «Международные автомобильные перевозки пассажиров». Было выявлено не так много фактов перевозки пассажиров с нарушением требований законодательства. Но отсутствие у перевозчика разрешения на выполнение перевозки пассажиров в международном сообщении нами определено. В двух случаях выявлено нарушение труда и отдыха водителя.

– Что изменилось в последние годы в вашей работе?

– За последние несколько лет руководством Транспортной инспекции проведена большая работа по улучшению условий труда. Все наши сотрудники обеспечены форменной одеждой, чего не было раньше. Имеется достаточное количество транспортных средств. Все это позволяет беспрепятственно и в любой сезон осуществлять контроль за соблюдением перевозчиками законодательства в штатном режиме.

Елена ДОРОШКЕВИЧ, «ДТП»