В добрый путь, молодежь!

Недавно в студии административного корпуса государственного предприятия «Минский метрополитен» собрались вчерашние учащиеся учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта им. Е.П. Юшкевича», которые прошли обучение в метрополитене и успешно сдали выпускные экзамены. Здесь состоялась торжественная церемония вручения молодым машинистам свидетельства на право управления электропоездом и погон к форменной одежде.

Со словами напутствия выступили директор государственного предприятия «Минский метрополитен» Владимир Сотников и заместитель директора по учебно-производственной работе учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта им. Е.П. Юшкевича» Александр Симоненко.

Владимир Сотников подчеркнул, что в метрополитене отношение к специальности машиниста особое. После тщательного отбора и напряженной учебы к управлению составом допускаются только лучшие из лучших. Ведь эта профессия требует максимальной дисциплинированности, выдержки и умения быстро реагировать на самые различные ситуации.

– Машинисту во многом доверена ответственность за бесперебойную жизнедеятельность метро, качество его работы, а также за жизни и судьбы сотен пассажиров, – подчеркнул Владимир Тимофеевич. – Поэтому вполне закономерно, что оплата труда тех, кто управляет под землей электропоездом, выше средней по нашему предприятию. А для достойного труда и отдыха созданы все необходимые условия.

От группы выпускников выступил Павел Корчагин. Он выразил благодарность преподавателям за высокое качество обучения, заверив, что все молодые машинисты будут трудиться добросовестно.

Глядя на этих парней, которые с искренней радостью получали документ, дающий им путевку в профессию, я вспоминал, какими они были весной этого года, в самом начале учебы.

Вначале будущие машинисты изучали общие предметы в Минском государственном профессионально-техническом колледже железнодорожного транспорта, а со второй половины мая приступили к профильным занятиям в электродепо «Могилевское», которым успешно руководит Евгений Талако. На этих курсах они изучали правила технической эксплуатации, устройство поездов, учились управлять ими.

Обязательным условием при отборе курсантов было хорошее здоровье. Будущие машинисты прошли несколько предметных собеседований и общение с психологом метрополитена Еленой Семашко. Ведь специалист этой профессии должен быть психологически устойчивым, быстро ориентироваться и принимать решения в самых различных ситуациях, иметь хорошую реакцию.

Занятия проходили непосредственно в классе электродепо по восемь часов пять дней в неделю. Так продолжалось более полугода, вплоть до экзаменов. За этот период молодые люди сдали экзамены, прошли практические занятия под руководством опытных инструкторов. Настольной книгой будущих машинистов были Правила технической эксплуатации Минского метрополитена.

Молодые люди значительное время посвятили отработке навыков действий в различных ситуациях на специальном компьютеризированном тренажере. Сидя за рычагами управления составом, они проехали более сотни километров по виртуальным тоннелям и станциям.

Тщательный разбор ошибок и ситуаций, возникших при «поездке» на тренажере, с курсантами проводил машинист-инструктор электродепо «Могилевское» Иван Овсяник. Он работает на предприятии с момента его создания и имеет огромный профессиональный опыт. Именно Ивану Славомировичу было доверено управлять первым электропоездом минского метро, который вышел на линию 29 июня 1984 года. Эта дата и стала днем пуска столичной подземки.

Заместитель начальника электродепо «Могилевское» по эксплуатации Денис Иванец отмечает, что учащиеся этого выпуска в целом показали очень хорошие результаты. Серьезным стимулом для будущих машинистов становится достойное вознаграждение за непростой труд. Заработная плата начинается примерно от полутора тысяч рублей и в последующем увеличивается в зависимости от стажа и профессионального роста.

Многое значат и серьезные социальные гарантии в системе метрополитена. Кроме того, молодых людей привлекает интересная внутренняя жизнь трудового коллектива: общественная, спортивная и культурная.

Машинист электропоезда в отличие от водителя автобуса или трамвая действует в условиях более жесткой интенсивности движения. Да и за ним – не сто-двести, а полторы тысячи пассажиров. Столько и даже больше в часы пик вмещают пять вагонов электропоезда. Доставить их к каждой станции необходимо не в минутных, а в секундных интервалах. Машинист управляет составом, выдерживает регламент скоростного режима, следит за путевыми сигналами, посадкой и высадкой пассажиров. И постоянно оценивает общую обстановку как в тоннеле, так и на станции. А это требует большой концентрации внимания.

Режим работы у машинистов особый. Смена длится шесть-семь часов пять-шесть дней в неделю. Причем в течение смены машинист может работать на двух-трех электропоездах. Кстати, максимально допустимая скорость состава в тоннеле – 80 километров в час. Нужно строго соблюдать график движения. Между пересадками с поезда на поезд, обычно в линейном пункте станции «Купаловская», предусмотрен прием пищи, на который отводится 20–30 минут.

Машинисты ежегодно проходят комплексную медицинскую комиссию, а ежедневно перед сменой – медосмотр. Каждые три месяца проверяются их теоретические знания.

Молодые кадры уже наслышаны о технических новшествах, которые планируется внедрить на строящейся третьей линии метро. Защитные экраны на перронах и автоматическое ведение составов позволят на более высоком уровне обеспечить безопасность пассажиров и облегчат труд машинистов. Однако метрополитеновцы со стажем приходят к единому мнению: роль человека в процессе управления поездом списывать еще рано.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена

Добавить комментарий