В Светлогорске обустроена красивая набережная, которая является излюбленным местом отдыха горожан. Сюда, на берег Березины, устремляется стар и млад, чтобы полюбоваться рекой, на противоположном берегу которой раскинулся Березинский заповедник, подышать свежим воздухом и отдохнуть от городского шума.
Жаль, конечно, что увидеть проходящие мимо речные суда им удается не всегда, так как необходимость в регулярных перевозках по реке давно отпала. И все же иногда на Березине раздаются гудки теплоходов, привлекающие внимание людей – это идут суда технического флота Бобруйского речного порта к месту добычи песка. После Светлогорска они немного проходят вниз по течению и швартуются у берегов возле населенного пункта Якимова Слобода, где и выполняют заданную работу: добывают речной песок для строительных организаций и других заказчиков. В нынешнем сезоне основным является Светлогорский завод железобетонных изделий и конструкций.
В этом году бобруйские речники начали добычу песка 16 июня недалеко от того места, где ранее располагалась пристань. Первый раз я встречалась с ними июльским утром, и тогда индустриально-речной пейзаж Березины произвел на меня сильное впечатление. Оказывается, эта знаменитая река, где армия Наполеона понесла огромные потери, не только одна из красивейших водных артерий Беларуси, но и большая труженица, что делает ей особую честь. Уместно вспомнить, что время от времени по белорусским рекам, в том числе и по Березине, осуществляются перевозки ценных негабаритных и других грузов. Кроме того, любимая многими река просто течет, украшая нашу жизнь, даря неописуемую радость туристам, рыбакам и любителям природы.
И вот – новая встреча с речниками ясным сентябрьским утром. Пока свежо, но день обещает быть великолепным. Похоже, наступили дни прощального тепла, когда всех радует бабье лето – лебединая песнь сентября. Природой можно любоваться вечно, но всему свое время. Отмечаю беглым взглядом, что дубы и березки вдоль берегов слегка пожелтели. На берегах же по-прежнему видны горы песка, на реке – буксир, земмашина и рудовоз рядом с плавкраном.
На борту теплохода БТ-0147 меня приветливо встречает команда сменного капитана – сменного механика Григория Гуткова. Экипаж работает вахтовым методом по 7 дней, с пятницы по пятницу. Затем вахту принимает команда капитана-механика Александра Левановича – потомственного речника, умного, находчивого, трудолюбивого человека, преданного своему делу. Все члены двух экипажей любят хорошую шутку даже в отношении самих себя, поддерживают чистоту и порядок на судне и трудятся с полной отдачей.
– Главное для нас, конечно же, работа, – отмечает руководитель вахты Григорий Гутков. – Как вы, наверное, заметили, коллектив у нас дружный, сплоченный, и трудимся вместе мы не первый год. Так что отлично знаем способности и характеры друг друга. Как говорится, не один пуд соли вместе съели. При необходимости всегда готовы подставить плечо, поддержать товарища. Все ответственно относятся к выполнению поставленных задач. Нарушителей технологической и трудовой дисциплины у нас нет.
Буксирный теплоход, на котором работает экипаж, – второй дом речников. К эксплуатации судна труженики реки относятся бережно, по-хозяйски. Их БТ-0147, построенный в 1991 году, – настоящий, проверенный временем речной трудяга, который принес немало пользы речному порту Бобруйск. Вот и нынче судно задействовано в работах по добыче песка – подает рудовоз грузоподъемностью
1100 тонн под погрузку и выгрузку. Дела спорятся, и в этом – заслуга всей команды: сменного капитана – сменного механика Григория Гуткова, первого помощника капитана – первого помощника механика Дениса Белоусова и мотористов Романа Мулярчика и Александра Поротикова.
Большим подспорьем в трудовых делах экипажа является не только профессионализм кадров, но и бытовые условия на судне. И с этим у речников все в порядке. Здесь у каждого – отдельная каюта, имеется также уютный салон, где можно отдохнуть, посмотреть телевизор. Есть на судне душевая и камбуз. Так что быт речников вполне устроен. Примечательно, что теплоход и все помещения на нем содержатся в чистоте и порядке.
Однако не одной работой жив человек. Речники – народ юморной, они любят по-доброму пошутить, снять напряжение и продолжать выполнение задачи. А она – ответственная и приносящая пользу речному порту.
Так, этим летом все экипажи буксирного теплохода и земмашины, выполняющей намыв песка, трудились над выполнением заказа не только ЖБИиКа, но и строительного треста № 20, базирующегося в Светлогорске. Заказ строителей уже успешно выполнен, а намыв песка для завода железобетонных изделий и конструкций продолжается. Всего же начиная с 16 июня на светлогорском объекте бобруйскими речниками произведен намыв песка в объеме 65,6 тыс. тонн. И это не просто цифра и показатель, а плод коллективного труда за почти трехмесячный период навигации, когда многие факторы, в том числе и погода, способствуют слаженной, высокопроизводительной работе.
Конечно, большое значение имеет командный дух и атмосфера в коллективе. Опытный речник, сменный капитан – сменный механик Григорий Гутков умеет настроить людей на четкую и качественную работу. В свое время Григорий Алексеевич окончил Бобруйский автотранспортный техникум, но получилось так, что трудовую биографию связал с речными просторами. И в этом важную роль сыграл его отец Алексей Евлампиевич, который работал на речном транспорте в Бобруйском техучастке (нынче Днепро-Березинское предприятие водных путей). Гутков-младший также подался в речники.
С тех пор много воды утекло. За плечами сменного капитана – немало добрых трудовых дел. Особенно памятными и значимыми были работы по транспортировке тяжеловесного груза на Лукомльскую ГРЭС в 2012 году. Также немаловажным событием его трудовой биографии является участие в перевозке ценного крупногабаритного груза на островецкую АЭС. В ней были задействованы четыре несамоходных судна и четыре буксирных теплохода, в том числе и БТ-0148 из бобруйского речного порта. Караван судов вез несколько контейнеров с грузом, самый крупный из которых весил 136 тонн. Это была первая доставка груза для АЭС водным путем. Сердце Григория Гуткова полнилось гордостью от того, что и ему вместе с лучшими речниками доверена эта ответственная работа.
Григорий Алексеевич вспоминает: погода в те дни поздней осени стояла промозглая, но радовало то, что была большая вода. Это обстоятельство благоприятствовало проведению каравана судов с ценным грузом. И, конечно, высочайшее профессиональное мастерство, постоянное пребывание начеку и радение об общем большом деле также содействовали успеху.
В команде Гуткова главное – дисциплина, своевременность и качество выполняемого задания. На добыче песка все действуют четко и слаженно, и никто не видит в этой работе никакой рутины. Наоборот, речные просторы, неповторимый березинский пейзаж придают силы и желание трудиться с еще большей отдачей. А нынче, в эти сентябрьские дни ранней осени, когда виднеются всплески солнечных лучей в ажуре неопавшей листвы, когда стоит хорошая погода, настроение у речников соответствующее. И, конечно же, все нацелены на дело, и их девизом являются два коротких, но четких слова: «Даешь песок!».
Не за горами прохладные, пасмурные, дождливые дни с промозглой погодой. Хотя и к этому труженики реки привыкли. Неспроста ведь говорят: у настоящих речников есть такие гены в крови, которые не позволяют жить без водных артерий, без шелеста волн и пения птиц, гнездящихся вдоль рек, а то и роющих себе гнезда в их высоких берегах. В команде Гуткова – именно такие люди. А это вкупе с профессионализмом и обеспечивает им успех.
Один из представителей преданных реке тружеников – первый помощник капитана – первый помощник механика Денис Белоусов, который знает дорогу в порт с малолетства.
Его отец Сергей Борисович был отменным сварщиком-корпусником, отдал речному порту три десятка трудовых лет. Здесь в пункте технического контроля работала и мама Дениса – Зоя Владимировна. Сам он в детстве твердо решил: окончу школу и пойду работать в порт!
И этому своему решению парнишка не изменил. Шли годы. Белоусов учился, трудился, повышал свой профессиональный уровень. В 20 лет уже нес полноценную вахту в должности второго помощника капитана – второго помощника механика и справлялся с поставленными задачами. Участвовал в перевозках леса для ОАО «Светлогорский ЦКК» с пристани «Березино», где производилась заготовка ценной продукции, из Гомеля в Бобруйск транспортировал земснаряд и рудовоз, выполнял другую работу. Денис Сергеевич также участвовал в проводке крупногабаритного груза на атомную электростанцию.
Белоусов – человек разносторонний. Он любит технику и разбирается в устройстве многих механизмов. И если случаются поломки у буксира, на котором трудится экипаж, то активно и со знанием дела участвует в их ликвидации. Но главной его стихией в самом лучшем смысле этого слова остается река – ее голубые просторы. А еще – любимая работа.
Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»