14 марта, выступая в ходе официального визита в Россию в Совете Федерации (СФ), Президент Беларуси дал настоящий мастер-класс по снижению издержек при мультимодальных перевозках. А именно: поставил вопрос о сроках повышения пропускной способности железной дороги на участках, ведущих к портам Ленобласти и Санкт-Петербурга. Российские железнодорожники призыв услышали и обещали ускориться.
Про порты, через которые белорусский экспорт отправляется заказчикам, написано много и по большей части восторженно. Однако груз к причалам нужно еще подвезти по железной дороге, а с этим все не так радужно. Спасибо россиянам за порты, но надо и на суше ускориться. «И в Питере, и в Ленинградской области губернаторы – молодцы, они готовы подставить свое плечо. Но какая-то тягомотина идет, мы не можем расшить это узкое место», – сообщил сенаторам Александр Лукашенко. Беларусь способна существенно нарастить поставки через порты Балтики, но этому препятствует недостаточная пропускная способность железной дороги, в особенности по территории России.

Глава государства впервые обратился к этой теме еще в начале октября 2023 года, когда поручил правительству подготовить материалы по узким местам железнодорожного сообщения с Санкт-Петербургом. Рассматривались два варианта: постройка второй ветки в этом направлении либо восстановление разъездов, существовавших при СССР. Предварительно избран и экономически обоснован был второй вариант: «Там были эти разъезды, но когда Украина отошла от транзита груза в питерском направлении, сложилось то, что сложилось. На первом этапе и небольшие деньги, и небольшая работа, чтобы разъезды восстановить».
К январю 2024 года Беларусь и Россия достигли договоренности об увеличении пропускной способности Октябрьской железной дороги в направлении Санкт-Петербурга с целью наращивания объемов белорусских грузов, следующих в российские порты. «Мы с Владимиром Владимировичем месяца три назад обсуждали эту проблему и приняли решение, что Октябрьская железная дорога в направлении Питера должна более интенсивно работать», – сообщил тогда Александр Лукашенко на заседании Высшего госсовета Союзного государства.
Сложно сказать, почему Президент в марте 2025-го вновь вынужден был вернуться к этой теме. Виноватых, кстати, он не искал, просто обозначил личную оценку проблемы: «какая-то тягомотина».
Тем не менее его услышали. 18 марта первый замгендиректора РЖД Сергей Павлов сообщил РИА «Новости»: «Стремимся как можно быстрее завершить реконструкцию участка, который связывает Беларусь и наши порты Северо-Запада». По его словам, заминка связана с объемом грузов, исходя из которого проектировалось расширение подходов к портам Бронка и Санкт-Петербург: «В тех проектных решениях, которые используют белорусы в Бронке, у них это рассчитано до
20 млн тонн… Но здесь мы должны вместе с нашими коллегами из Беларуси, с железнодорожниками, с правительствами, именно скоординированно развивать свои производственные мощности. Чем мы и занимаемся. Вот сейчас вместе проводим реконструкцию. Они у себя, мы у себя».
Два важных нюанса. Кроме Бронки и Санкт-Петербурга, Александр Лукашенко, обращаясь к спикеру СФ Валентине Матвиенко, упомянул про расширение подходов к Усть-Луге. 20 млн тонн – это только Бронка. Президент Беларуси оперировал более масштабными цифрами: «50 млн тонн грузов в год нам надо поставлять».
Справка «ТБ». Бронка – единственный в Санкт-Петербурге глубоководный порт проектной мощностью до 20,7 млн тонн в год, способный принимать суда длиной до 347 метров и осадкой до 13 метров.
Первый замгендиректора РЖД настроен оптимистично: из семи разъездов, над которыми работает РЖД, работы по пяти закончены досрочно, оставшиеся обновят в текущем году. До конца 2025-го завершит работы на своем участке и Беларусь. Так что разъезды сдадут синхронно: «Руководство компании буквально вчера поставило задачу, чтобы мы это тоже сделали с опережением. И мы обязательно это исполним, потому что мы заинтересованы в объемах перевозок из Беларуси точно так же, как и белорусы заинтересованы в увеличении объема перевозок через Россию».
Остается надеяться, что теперь, когда тягомотине дан бой на уровне Совета Федерации, реконструкция железнодорожных путей ускорится, а объем перевозимых по ним грузов возрастет, причем в обоих направлениях.
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ