В ночь с 19 на 20 февраля на станции метро «Площадь Франтишка Богушевича» прошли совместные тактико-специальные учения подразделений МЧС и Минского метрополитена. Впервые спасатели разворачивали свои силы и средства, выполняли задачи по тушению «пожара» и эвакуации пассажиров на станционном комплексе третьей линии.
Учение включало проверку готовности дежурного персонала метрополитена к нештатной ситуации и его взаимодействия с работниками МЧС, а также тренировку личного состава подразделений спасателей столичного гарнизона. В учениях были задействованы 23 единицы пожарной аварийно-спасательной техники и более 80 спасателей.






Раньше учений подразделений МЧС на станционных комплексах зеленой ветки не проводилось – организовывались плановые командно-штабные занятия, на которых готовилась база для полноформатной тренировки.
Особенностью станций Зеленолужской линии является то, что здесь на платформах установлены двери автоматические станционные (ДАС). Главная их функция – предотвратить падение пассажиров и предметов на пути. Двери размещены на платформе и выполнены из закаленного стекла. Открываются они только после прибытия и полной остановки поезда. На случай нештатных ситуаций предусмотрено аварийное открытие ДАС механическим способом.
В свою очередь, такой же «пожарный» вариант может быть использован для открытия дверей состава в экстренном случае самими пассажирами новых поездов, курсирующих по Зеленолужской линии.
Кстати, спасатели еще ни разу не эвакуировали «пострадавших» пассажиров из современных составов производства ЗАО «Штадлер Минск» и поездов «Минск-2024». Все они – со сквозным проходом (без сочленения вагонов), и нужно было понять: плюс это или минус при пожаре. Станет ли помехой для спасателей череда поручней посреди каждого вагона – до проведения практической тренировки было не совсем ясно.
По легенде учения, из-за неисправности электрооборудования возник пожар во втором вагоне поезда производства ЗАО «Штадлер Минск», который находился в тоннеле. Машинист оперативно сообщил поездному диспетчеру о происшествии и сумел довести состав до ближайшей станции. Сотрудники метрополитена вызвали подразделения МЧС, обесточили контактный рельс и начали спешно эвакуировать пассажиров в безопасное место, где есть приток свежего воздуха. Уже через считаные минуты к месту вызова прибыли первые подразделения спасателей.
В результате возгорания состав заполнился дымом, несколько пассажиров пострадали и нуждались в спасении. Четыре человека оказались в соседних с горящим вагонах в бессознательном состоянии, а на станции образовалось задымление (созданное специальными устройствами). Нужно отметить, что во время учений с дымоудалением очень эффективно справлялась даже станционная вентиляция.
Эвакуацией пострадавших оперативно занялись прибывшие спасатели. (В роли статистов выступили курсанты Университета гражданской защиты МЧС, а также использовались 80-килограммовые манекены). Весь состав заполнился пеленой «едкого» белого дыма. Дело в том, что в поезде производства ЗАО «Штадлер Минск» – сквозной проход через все вагоны, поэтому для дыма нет преград и он сразу заполняет все пространство внутри салона.
Поскольку задымление ограничивает видимость, спасателям пришлось работать с использованием дыхательных аппаратов. В дело тут же включились звенья пожарных газодымозащитной службы (ГДЗС). Это специальное подразделение предназначено для ведения действий по тушению пожаров в непригодной для дыхания среде.
Одни спасатели приступили к эвакуации пострадавших, другие – к тушению пожара. Бойцы подразделений МЧС также провели разведку служебных помещений станции.
На месте учений был создан штаб ликвидации чрезвычайной ситуации (на улице, возле входа в пешеходный переход). Отсюда осуществлялась проверка слаженности спасателей на пожаре, производилась координация их действий.
Ситуация осложнялась тем, что станция метро «Площадь Франтишка Богушевича» – достаточно глубокая, и на ней посереди платформы установлены эскалаторы (лестничных маршей здесь нет). Во время учений они обесточены и, соответственно, обездвижены. По крутой статичной «лестнице» спасатели подымались от уровня платформы до уровня вестибюля станции. При этом бойцы были в полном боевом снаряжении и несли носилки, на которых перемещали «отравившихся продуктами горения» пассажиров. Безусловно, при этом сотрудники МЧС испытывали серьезные физические нагрузки. К тому же они были в масках и с кислородными аппаратами за плечами.
Спасатели быстро развернули пожарные рукава. Боевые расчеты присоединили их к нитям водопроводов, которые размещены под специальными люками на платформе станции. Соединить десятки рукавов и добиться эффективности при тушении пожара – это задача не из легких. Тем не менее с ней бойцы успешно справились.
Благодаря слаженным действиям спасателей (при поддержке специалистов метрополитена) условный пожар был ликвидирован. Пассажиров эвакуировали в безопасное место, где им оказали квалифицированную медицинскую помощь. Утром 20 февраля станция метро «Площадь Франтишка Богушевича», как обычно, открылась для пассажиров в 05.30.
Учения показали слаженные действия сотрудников подразделений МЧС и метрополитена при действиях в нештатных ситуациях. Руководителем учений от метро был главный ревизор по безопасности движения поездов Валерий Бартошевич. Одним из координаторов действий сотрудников подземки стал замначальника отдела пожарной профилактики метрополитена Григорий Юркевич.
Судя по учениям МЧС, проведенным за последние несколько лет на самых разных станциях, спасатели и сотрудники метрополитена успешно справляются со своими задачами.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена