На этой неделе Интернет пестрел странными заголовками: «В Витебске пассажиры угнали трамвай», «Женщины, угрожая водителю, захватили трамвай», «Пассажиры заставили водителя трамвая везти их домой». Читаешь, вроде все слова русские, а понять, что на самом деле произошло в городе, на улицах которого появился первый в Беларуси трамвай, невозможно. За разъяснением мы обратились в Витебское трамвайно-троллейбусное управление.
Типа угон
Как показывает опыт, когда массово появляется какая-то информация в Интернете, всегда можно обнаружить и ее первоисточник. В данной ситуации им стали записи в витебских блогах. Как можно понять, очевидец данного происшествия под ником aksinia рассказала то, что видела своими глазами, ожидая трамвай на остановке по улице Смоленской в Витебске. Чтобы быть до конца объективными, приведем ее рассказ.
– Около шести вечера возле ресторана «Зелена Гура» водитель трамвая, следующего на Гагарина, объявил, что поворачивает на Фрунзе, так как дальше по курсу – авария. Пассажиры, естественно, вышли и стали ждать следующий.В это время неисправный в результате аварии вагон отбуксировали в депо. Путь оказался свободен, можно ехать. Но не тут-то было. В это время, как раз вечерний час пик, у трамваев данного направления происходит движение исключительно в парк, что само по себе уже является интересным.
В итоге, поскольку маршруток в этом месте, чтобы добраться до означенной улицы, нет, единственный автобус № 29 будет не скоро, а трамваи дружной чередой следуют в депо, наши толерантные белорусы, а именно четыре женщины, принимают спонтанное решение брать в «заложники» первый пришедший трамвай. Предварительно они позвонили в диспетчерскую службу и высказали все, что думают по этому поводу.
Сказать, что водитель и кондуктор были удивлены, когда в трамвай с табличкой «В депо» заскочили женщины, – значит ничего не сказать. В результате, связавшись с диспетчером, их вынуждены были везти по месту требования.
Водителя трамвая № 361, конечно же, жалко. И вот вопрос. Неужели было так крамольно диспетчеру перенаправить маршрут № 4 или № 7, которые шли практически порожняком, по маршруту № 1 и № 3 после того, как пути освободились?
А если бы был сильный мороз? Кстати, при мне еще один мужчина позвонил в трамвайно-
троллейбусное управление и возмутился: люди не могут уехать полтора часа, когда-
нибудь будет делаться что-либо для людей?
Угона не было!
– Мы в корне не согласны с заголовками в Интернете – никакого угона не было, – говорит заместитель начальника УП «Витебское трамвайно-троллейбусное управление» Виктор Кожух. – Угон – это противоправное деяние, подразумевающее ответственность. В данном случае был инцидент, связанный с решением сложной задачи, возникшей вследствие серьезной аварии. Блогер видела и описала лишь маленький фрагмент общей картины, которая имела место в тот день.
Сбой в движении трамваев в Витебске произошел в 14.33. Двигавшийся со стороны проспекта Черняховского на Московский проспект трамвай маршрута № 1 (а он и должен был идти на улицу Гагарина) сломался на площади Победы при подъезде к остановке. Как вскоре выяснилось, поломка оказалась серьезной: сломалась ось первой тележки второй колесной пары. С таким повреждением трамвай двигаться самостоятельно дальше не может даже на буксире.
– На место происшествия экстренно была доставлена аварийная бригада, – продолжает Виктор Кожух. – Нашим специалистам пришлось поднимать вагон домкратами и частично производить разборку тележки. Как вы понимаете, это не быстрая операция. Кроме того, для эвакуации сломавшегося вагона нам требовалось пригнать так называемую фальш-тележку. Это, если так можно сказать, свое-образный эвакуатор трамваев. Устройство, которое ставится на рельсы под сломавшийся вагон и крепится там. После проведения такой сложной операции в стесненных условиях требовалось на минимальной скорости с условием обеспечения безопасности отбуксировать вышедший из строя вагон в депо. Это, повторяюсь, серьезное ЧП. Последний раз подобная авария в Витебске была зафиксирована в 2007 году, когда сломалась ось в старом вагоне производства Усть-Катавского ВСЗ.
Из практики могу сказать: такие аварии сложно профилактировать, происходят они всегда внезапно и очень редко – раз в 15–20 лет. Поэтому и задержка в движении трамваев получилась значительной. Чтобы локализовать последствия аварии для пассажиров, мы использовали разные варианты. Сразу после аварии трамваи достаточно длительное время не ходили по Московскому проспекту – от площади Победы до Витебского государственного университета. Между тем рейсы со стороны улицы Петруся Бровки через улицу Смоленскую на проспект Фрунзе и улицу Гагарина выполнялись. Когда сломавшийся вагон убрали с Московского проспекта и медленно катили его в депо, расположенное на проспекте Фрунзе, была закрыта для движения трамваев вначале улица Смоленская, а потом и часть проспекта Фрунзе. Перерыв в движении на данном участке составлял около 40 минут. Движение на Московском проспекте в это время открылось. Вообще, соблюдать расписание движения в таких условиях было невозможно. Все решения, исходя из складывающейся ситуации, принимались центральным диспетчером.
Действительно, около шести часов вечера ему звонили люди с остановки по улице Смоленской, которые жаловались, что не могут уехать на улицу Гагарина и что там скопилось достаточно много народа. Диспетчер приняла информацию и распорядилась: следующий трамвай, который приближается к остановочному пункту и должен ехать в депо, поедет на Гагарина. Естественно, о своем решении она обязана была сообщить водителю, но времени у нее практически не было. Трамвай уже подъехал к остановке.
– В тот день действительно была задержка движения из-за аварии, – рассказал Михаил Ивановский, водитель злополучного вагона, который, как утверждает блогер, угнали. – А у нас, водителей, график работы разрывной – в частности, к этому времени я уже должен был заехать в депо. И вот у «Зеленой Гуры» в вагон заходят люди, человек 25. Я объявляю, что вагон следует в депо, а они: нет, мы полтора часа тут мерзнем, вези нас на Гагарина!
– И вы повезли?
– Понимаете, у нас очень жесткие правила, даже если бы они мне угрожали, я самовольно не могу изменить маршрут. Но мне позвонил диспетчер и просто попросил отвезти людей. Тогда я и поехал на Гагарина.
– Пассажиры вам не угрожали?
– Нет, только одна женщина вела себя агрессивно. Когда уже трамвай тронулся, она еще остановки две ругалась. Потом, наверное, ей надоело, и у поликлиники она вышла. А вот когда уже на конечной остановке развернулся, там народ очень агрессивно был настроен. Мужики после работы – кричали, ногами двери пинали. Но тут уже я поехал в депо. И так от графика отклонился.
Расписание превыше всего
Поломки транспортных средств – рядовое явление. Еще не выпускают супернадежной техники, которая никогда бы не выходила из строя. К тому же движение трамваев ограничивается колеей и линией. Трамвай не объедешь. Это сломавшийся автобус может стать в стороне, а тут парализуется все движение. Кстати, злополучный вагон выпущен в 2013 году предприятием «Белкоммунмаш». Теперь эксперты будут выяснять, где изготавливалась ось и почему она сломалась.
А вообще, в Витебском трамвайно-троллейбусном управлении делается многое, чтобы расписание движения трамваев и троллейбусов соблюдалось как можно более точно. Как рассказал Виктор Кожух, используется весь комплекс технических средств, имеющийся в распоряжении предприятия. Что касается троллейбусов, то в городе стоят маячки на контрольных точках, где фиксируется время прохождения машины. Каждый водитель лично заинтересован в соблюдении расписания. От этого зависят его премиальные. К тому же соблюдение расписания движения трамваев контролируется на конечных остановочных пунктах диспетчером. Кроме того, сотрудники предприятия периодически выезжают в город и на остановках тоже осуществляют контроль.
– Ситуация управляемая, контролируемая и имеет тенденцию к улучшению, – говорит Виктор Кожух. – Главный показатель – это обращения пассажиров, а жалоб становится меньше. Что касается заезда трамваев в парк в часы пик, то такого в обычном режиме быть не может: весь подвижной состав работает на линии. До 17 часов заходят в парк односменки. Если в 17–17.30 вагон идет в парк, значит, это вынужденная ситуация.
– Ранний снег внес свои коррективы?
– Мы уже месяц работаем в таких условиях и серьезных проблем не испытываем. Проезжая часть чистится хорошо. Если возникают вопросы по остановочным пунктам, то проблема быстро решается – по заявке нашего центрального диспетчера из «Гордормоста» выезжает техника, территория приводится в нормальное состояние. Заметьте, это не требует вмешательства вышестоящих организаций и руководителей предприятий. Просто рабочий момент. Что касается дорожной ситуации, то был уже всплеск ДТП без нашего участия. Водители личного транспорта с выпадением первого снега не всегда учитывают, что надо изменить режим вождения, сменить резину, меньше газовать и тормозить. Были аварии и на трамвайных путях, что приводило к задержкам транспорта. Кстати, виновные в задержке движения трамваев возмещают расходы.
Геннадий Закржевский, «ДТП»