Во что обходится нарушение режима труда и отдыха водителей
Соблюдению режима труда и отдыха при осуществлении международных автомобильных перевозок уделяется особое внимание. В Транспортной инспекции подчеркивают: пределы рабочего времени и время, отведенное отдыху, устанавливаются не просто так. Переутомление, накопление недосыпания приводят к тому, что человек не в состоянии адекватно оценить ситуацию, возникающую на дороге, а может вообще уснуть за рулем.
Главный контролер и помощник Транспортной инспекции – тахограф. Этот прибор фиксирует режим работы дальнобойщика: на личной карте водителя записываются все сведения о соблюдении им режима труда и отдыха, ведется история передвижения фуры.
В 2022 году работа по контролю за соблюдением режима труда и отдыха немного изменилась. Министерства транспорта Беларуси и России приняли решение о возможности использования водителями-международниками двух стран распечаток цифрового тахографа, которые могут применяться в соответствии с пп. b п. 2 ст. 13 приложения к ЕСТР (Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств). Решение принято в связи с приостановкой европейскими компаниями поставок в Беларусь и Россию микрочипов для карточек цифрового тахографа, что, в свою очередь, вызывает сложности с выдачей международным автоперевозчикам карточек цифрового контрольного устройства.
Эти изменения касаются только тех водителей, которые не получали карточку цифрового тахографа либо у которых истек срок ее действия. К остальным требования остались прежние.
Впрочем, водителям, выезжающим в другие страны, карточка все-таки нужна. Многие получают ее в странах ЕС, однако в последнее время от водителей начали требовать документы, свидетельствующие о том, что карточка цифрового тахографа в Беларуси водителю не выдавалась. В связи с этим с 2 февраля начата процедура оказания информационных услуг по осуществлению поиска и предоставлению информации о выданных карточках цифрового тахографа.
Для получения сведений водитель может обратиться с заявлением в филиалы Транспортной инспекции по областям. Стоимость услуги по осуществлению поиска и предоставлению информации о выданных карточках цифрового тахографа – 41,25 рубля (при себе нужно иметь паспорт).
Отдохнул и поехал дальше
Когда водителям-международникам Беларуси и России дали возможность использовать распечатки цифрового тахографа, некоторые восприняли это как лазейку.
– Если кто-то думает, что при использовании подобных распечаток можно схитрить, то очень заблуждается. Все эти уловки не ускользают от нашего внимания. Есть и те, кто игнорирует требование вести учет отдыха и работы от руки – такие водители привлекаются по ч. 1 ст. 18.23, которая предполагает совсем немаленькие штрафы, – подчеркивает замначальника филиала Транспортной инспекции по Могилевской области Александр Шелухин. – Если говорить про нарушителей требований ЕСТР/EATR, то схитрить пытаются чаще всего молодые водители. Опытные уже знают, что такая спешка может стоить им очень дорого.
Собеседник подчеркнул, что работа водителя фуры связана с высокими требованиями и большой напряженностью. Именно поэтому соблюдению режима труда и отдыха уделяется повышенное внимание: водителям-международникам запрещается игнорировать необходимость отдыха и жертвовать сном, чтобы быстрее доставить груз. Даже если на этом настаивает заказчик и горят сроки.
Исходя из статистики, водители-дальнобойщики чаще всего допускают такие нарушения, как умышленное искажение информации на приборе, подмена данных, хранение их с нарушениями, умышленное неправильное использование тахографа
Контроль за соблюдением водителями требований Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в филиале Транспортной инспекции по Могилевской области осуществляется специалистами регионального отдела автомобильного и весогабаритного контроля в Кричеве, а также региональных отделов контроля на платных дорогах в Бобруйске и Могилеве.
Всего за 2023 год и январь 2024-го специалистами филиала выявлено 944 факта нарушения режима труда и отдыха водителей, а также требований к контрольному устройству. Кроме того, зафиксировано122 случая перевозки грузов иностранными перевозчиками без разрешения. Водители, допустившие нарушения при выполнении автоперевозок в международном сообщении, привлечены к административной ответственности:
— по ч. 1 ст. 18.23 КоАП – за выполнение международной автомобильной перевозки бесконтрольного устройства (тахографа) без использования регистрационных листков (тахограмм) или карточки водителя либо с использованием карточки водителя, выданной иному лицу, – 377 человек, сумма санкций – 420 900 рублей;
— по ч. 3 ст. 18.23 КоАП – за нарушение водителем транспортного средства установленного режима труда и отдыха при выполнении автомобильной перевозки – 564 человека, общая сумма – 104 910 рублей;
— по ч. 1 ст. 18.36 КоАП – за осуществление водителем транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, международной перевозки грузов по территории Беларуси без разрешения на осуществление такой перевозки, если такое разрешение в соответствии с законодательством обязательно, – 122 человека, общая сумма санкций – 90 700 рублей.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»