Как 20 лет назад ловили «безумный поезд»
В 2013 году британские кинематографисты сняли остросюжетный фильм «Последний пассажир» о том, как слетевший с катушек маньяк, захватив управление поездом, повел его навстречу гибели, а пассажирам пришлось бороться за свою жизнь. Приступая к съемкам картины, авторы вряд ли догадывались, что похожая ситуация незадолго до этого произошла на самом деле – в далекой заснеженной России.
11 января 2004 года на железнодорожной линии Волховстрой – Тихвин в Ленинградской области случился инцидент, имевший резонанс во всем СНГ. В 2 часа 58 минут тяжелый грузовой поезд № 1908 весом более 5 тыс. тонн проехал на запрещающий сигнал светофора, взрезал стрелочный перевод и, выехав на линию, помчался вперед, не слушая диспетчеров. Состав был остановлен лишь через 47 минут. Позже, когда выяснятся подробности случившегося, в прессе заговорят о «безумном поезде», и неспроста.
Приветик с бабочкой
В ту роковую ночь на электровозе ВЛ15-018 работали 31-летний машинист Эдуард Горчаков и его 24-летний помощник Александр Абдурахманов. Вечер сразу начался со странностей: Горчаков не появился в депо к началу смены, и за ним пришлось посылать дежурный автомобиль. На работу он все-таки вышел, но… наряженный в праздничный костюм с галстуком-бабочкой. Вы удивитесь, но нелепый вид Горчакова – и это еще одна странность – никого не насторожил. Даже фельдшер на предрейсовом медосмотре только и сделала, что измерила у него пульс да проверила алкотестером, после чего дала допуск к работе.
С началом движения странности продолжились: приняв электровоз, Горчаков не заправил лентой скоростемер – прибор для измерения и регистрации параметров движения. Помощник сделал ему замечание, но машинист на это никак не отреагировал.
Дальше – больше. У станции Куколь дежурная сообщила, что въезд закрыт для пропуска другого поезда, но вместо того, чтобы остановить состав, Горчаков увеличил тягу электровоза, отключил рацию и локомотивную сигнализацию и погнал прямо на красный свет. Тяжеленный состав взрезал стрелочный перевод и рванул к станциям Мыслино и Валя.
Стоящий рядом Абдурахманов был ошеломлен таким поворотом и попытался образумить коллегу, но тщетно – тот не реагировал на его слова. Тогда он попробовал силой отстранить Горчакова от управления, но Эдуард пригрозил ему расправой. Горчаков был крупнее Абдурахманова и значительно выше ростом, так что последнему пришлось замолчать и с ужасом наблюдать за развитием событий.
Было видно, что Эдуард не в себе: когда за окнами проносились станционные огни, он называл их «взлетной полосой на небеса», а красные огни светофоров – «глазами дьявола». В ожидании неизбежного Абдурахманов забился в угол. Так они и летели сквозь ночную тьму целых 47 минут.
А в это время линейные службы старались понять, что происходит с поездом № 1908 и как его можно остановить. Попытки поездного диспетчера связаться с локомотивной бригадой оказались безуспешны.
Состав продолжал наращивать скорость. Диспетчер дала указание дежурному по станции Мыслино перекрыть входной светофор, но в начале третьего поезд и там не остановился. Следующей на линии была станция Валя, после нее – Цвылево, а дальше – Тихвин. Диспетчер связалась с дежурной по Вале и обрисовала ей ситуацию. Та подкинула дельную идею: связаться с энергодиспетчером, чтобы он обесточил перегон. Так и сделали.
На Вале были перекрыты входной и выходной светофоры, а также обесточен второй главный путь на перегоне.
Через минуту на станцию ворвался 1908-й. Несмотря на отключенное питание, скорость его по-прежнему была высока и продолжала расти, поскольку впереди был затяжной спуск. Но вскоре профиль пути сменился крутым подъемом, и там уже скорость пошла на спад.
От Вали по обесточенному перегону 1908-й проехал еще 8 км и замер в 03.45. Как только движение прекратилось, помощник Абдурахманов спрыгнул на землю и побежал на станцию Цвылево, находившуюся в 10 км от места остановки. Там, всполошенный и раскрасневшийся, он рассказал о случившемся в кабине его локомотива.
А незаторможенный состав, оказавшись на крутом уклоне, стал скатываться обратно к станции Валя. Его спуск растянулся на 1,5 км, после чего бригада встречного поезда Вологда – Санкт-Петербург поставила на рельсы тормозные башмаки, и товарняк встал окончательно.
Наряд милиции, приехавший с вологодским поездом, обнаружил Горчакова на полу кабины электровоза в невменяемом состоянии. «Взгляд у него был полубезумный. Он сообщил, что незадолго до смены ему был голос. Говорил, что Господь решил его к себе прибрать. Вот Эдуард и приготовился: надел все самое лучшее и пошел на работу. Он думал, что это – его последняя поездка», – расскажет позже один из сотрудников милиции, принимавший участие в операции.
Бедолагу сняли с локомотива и доставили в Волховскую железнодорожную больницу. На вопросы он реагировал неадекватно, что позволило медикам заподозрить у него бредовое помрачение сознания. Впоследствии медицинское заключение определило: у Горчакова развился острый бредовый психоз на фоне вялотекущей шизофрении.
Безумие – норма жизни?
Эдуард Горчаков рано остался без родителей. После армии два раза был женат, но оба брака закончились разводом. От первого остался сын, от второго – сын и дочь. В депо Эдуард считался добросовестным работником, но при этом был замкнут, неразговорчив. В октябре 2002 года он успешно прошел психофизиологическое обследование, а в мае 2003-го – врачебно-экспертную комиссию. Ни там, ни там психиатры не выявили у него никаких отклонений. А могли бы.
Где-то за полтора года до инцидента внутренний мир Горчакова круто перевернулся: он ударился в религию, причем с размаху и сразу всем лбом. Как расскажет позже его знакомая девушка, «Эдуард изменился на моих глазах. Он ничем не интересовался, кроме футбола, в быту был абсолютно беспомощный, а на меня смотрел, как на мать, которая должна накормить, одеть, ложку ко рту поднести. Вместо того чтобы пеленки постирать, говорил: «Бог поможет». Накануне происшествия Горчаков вообразил себя мессией, призванным «спасти своей смертью человечество от грехов».
Все это должно было броситься в глаза фельдшерице, проводившей предрейсовый осмотр. Измерь она ему хотя бы давление, уже был бы повод насторожиться – у душевнобольных в состоянии психоза оно обычно повышенное. Но этого сделано не было. Коллег Горчакова тоже не насторожил его странный вид: никому даже в голову не пришло, что в таком состоянии человека нельзя допускать к управлению поездом.
Инцидент показал, как опасно недооценивать психическое состояние людей, находящихся у руля чего бы то ни было.
То, что тогда обошлось без жертв, – просто удачное стечение обстоятельств. Да, в отличие от киношного «безумного поезда» реальный № 1908 был товарным составом, а не пассажирским. Но если бы Горчаков довел задуманное до конца, последствия были бы не менее катастрофичными.
Рядом с железной дорогой находились крупные населенные пункты – направь он поезд на них, жертв избежать бы не удалось.
Говорят, после происшествия с поездом № 1908 фамилия Горчаков вошла в поговорку у питерских железнодорожников. «Включил Горчакова», – говорят они, если кто-то ведет себя неадекватно. Что касается самого Эдуарда, то поговаривают, что, выйдя после лечения из психиатрической больницы, он подался в таксисты. Маловероятно, учитывая, что лиц, состоящих на психиатрическом учете, не очень-то допускают к вождению. Но старожилы Волхова, садясь в такси, все равно поглядывают на табличку с именем водителя – не Горчаков ли.
Подготовил Леонард КАПЛЕНКО