Когда у человека не все в порядке с головой, это для него большая проблема. Но иногда это становится проблемой и для окружающих, причем порой еще большей, чем для самого обладателя «непорядочной» головы. И ладно, если это простой рабочий, который, когда ему что-то стукнет в голову, вместо круглых болтов начнет вытачивать треугольные. А если это крупный руководитель или, скажем, пилот самолета? В таких случаях трагедия почти неминуема. Одна из таких произошла 10 лет назад во Франции, когда психически неуравновешенный летчик намеренно обрушил лайнер с десятками пассажиров из разных стран мира.
Крыльями в гору
24 марта 2015 года между французскими городами Динь-ле-Бен и Барселоннет потерпел крушение Airbus A320 немецкой авиакомпании Germanwings, выполнявший рейс 4U9525 по маршруту Барселона – Дюссельдорф.
Командиром воздушного судна был 34-летний Патрик Зонденхаймер – опытный пилот, проработавший в авиакомпаниях Lufthansa и Germanwings 14 лет. Вторым пилотом был 27-летний Андреас Любиц, его стаж в этих же компаниях – около 7 лет. Из барселонского аэропорта Эль-Прат самолет вылетел в 10.00 и взял курс на Дюссельдорф, куда должен был прибыть в 11.55. В 10.27 он достиг крейсерской высоты, заняв эшелон около 11 600 метров. Его скорость в тот момент составляла более 800 км/ч.
В 10.31 лайнер пересек французский берег рядом с Тулоном и неожиданно начал снижаться. Скорость его при этом упала с 890 до 793 км/ч. В 10.41 он снизился до 2000 метров и внезапно исчез с радаров. Врезавшись в склон горы неподалеку от городка Динь-ле-Бен, самолет взорвался и полностью разрушился.

Обломки лайнера разбросало в гористой местности Альп на высоте около 1500 метров. Все находившиеся на борту – 144 пассажира и шесть членов экипажа – погибли. Большинство жертв были гражданами Германии (72 человека) и Испании (51), а остальные – из США, Японии, Дании, Чили и еще 12 стран. В самолете летели 16 школьников, возвращавшихся после недельного пребывания в Испании по программе обмена, а также известная оперная певица Мария Раднер и певец Олег Брыжак. По числу погибших это крушение до сих пор занимает второе место в истории гражданской авиации Германии и третье – во Франции.

Роковая депрессия
Катастрофа рейса 4U9525 стала первой в истории авиакомпании Germanwings. За изучение ее причин взялось французское Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA). Позже к нему присоединилось Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий (BFU). 24 марта BEA направило к месту крушения семь следователей. Их сопровождали представители компании Airbus и завода CFM International, производящего авиационные двигатели.
Разбившийся A320 был одним из старейших в своей модельной линейке. Выпущенный в 1990 году, на момент катастрофы он совершил 46 748 циклов «взлет-посадка» и налетал 58 313 часов. Тем не менее борт находился в исправном состоянии: последнее техобслуживание проходил летом 2013 года, никаких неполадок тогда обнаружено не было. Правда, при технической проверке, проведенной за день до катастрофы, у него обнаружились проблемы с люком переднего шасси, но их быстро решили.
Через несколько часов после катастрофы на месте падения самолета был обнаружен бортовой самописец с записями переговоров внутри кабины. Он был серьезно поврежден, но оставался в рабочем состоянии. Изучив записи, эксперты быстро поняли, в чем причина крушения.

26 марта французские следователи объявили на пресс-конференции, что второй пилот Андреас Любиц умышленно перевел самолет в режим снижения. При этом он был в кабине один – командир Патрик Зонденхаймер передал ему управление и ненадолго отлучился. Когда вернулся, дверь в кабину оказалась заблокирована изнутри. Он стучал по ней изо всех сил, пытался выбить, но тщетно. До момента столкновения с горой Любиц хранил молчание, не выходил на связь с диспетчером и не отвечал на его повторяющиеся вызовы. Позже специалисты онлайн-сервиса Flightradar24, отслеживающего самолеты в режиме реального времени, рассказали, что автопилот A320 был вручную переставлен с высоты 11 600 на 30,5 метра.
Окончательный отчет BEA был опубликован 13 марта 2016 года. Он подтвердил вину Любица в крушении: страдая от хронической депрессии, тот заблокировал себя в кабине пилотов и умышленно направил самолет в гору. По данным расследования, симптомы, свидетельствующие о психических нарушениях, Любиц стал проявлять уже в декабре 2014-го. При этом он консультировался с несколькими врачами, но ни один из них не предупредил его работодателя о потенциальной опасности.

Газета Bild добралась до истории болезни Любица и обнаружила, что еще в 2009 году тот был вынужден прервать занятия в центре подготовки пилотов в связи с повторяющимися «приступами панического страха». Медцентр Lufthansa этого не скрывал, и соответствующее сообщение было направлено в управление гражданской авиации Lufthart-Bundesamt: в нем говорилось, что курсант испытал «эпизод глубокой, но проходящей депрессии».
Эта страничка досье проследовала за Любицем и в американский город Феникс, где пилоты Lufthansa проходят обязательную тренировку в специальном центре. Однако инструкторы сочли его годным к работе, добавив лишь рекомендации по регулярному контролю психического состояния. Как уверяла авиакомпания, такой контроль проводился и ни разу не дал основания к отстранению 27-летнего Любица от работы.
Меньше двух не оставаться
Катастрофа рейса 4U9525 была не первой в своем роде. Незадолго до нее, 29 ноября 2013 года, Embraer ERJ 190 авиакомпании LAM Mozambique Airlines, летевший из Мапуты в Луанду, был обрушен пилотом-самоубийцей через полтора часа после взлета. Были и другие подобные случаи. Но именно крушение под Динь-ле-Беном вызвало международный резонанс, приведший к изменениям в работе всей отрасли.
Авиационные ведомства Канады, Новой Зеландии и Германии внедрили новые правила, требующие обязательного присутствия двух человек в кабине в течение всего полета. Европейское агентство авиационной безопасности рекомендовало ввести эти правила во всех авиакомпаниях. Федеральное управление гражданской авиации США также потребовало присутствия двух человек в кабине. В свою очередь эксперты BEA рекомендовали мировым управлениям авиации утвердить новые правила для проверки психического здоровья пилотов, требующие от медиков немедленно сообщать обо всех нарушениях, способных угрожать безопасности людей.
Леонард КАПЛЕНКО