Суицид без границ
10 лет назад пилот-самоубийца погубил самолет и десятки жизней

Когда у человека не все в порядке с головой, это для него большая проблема. Но иногда это становится проблемой и для окружающих, причем порой еще большей, чем для самого обладателя «непорядочной» головы. И ладно, если это простой рабочий, который, когда ему что-то стукнет в голову, вместо круглых болтов начнет вытачивать треугольные. А если это крупный руководитель или, скажем, пилот самолета? В таких случаях трагедия почти неминуема. Одна из таких произошла 10 лет назад во Франции, когда психически неуравновешенный летчик намеренно обрушил лайнер с десятками пассажиров из разных стран мира.

Крыльями в гору

24 марта 2015 года между французскими городами Динь-ле-Бен и Барселоннет потерпел крушение Airbus A320 немецкой авиакомпании Germanwings, выполнявший рейс 4U9525 по маршруту Барселона – Дюссельдорф.

Командиром воздушного судна был 34-летний Патрик Зонденхаймер – опытный пилот, проработавший в авиакомпаниях Lufthansa и Germanwings 14 лет. Вторым пилотом был 27-летний Андреас Любиц, его стаж в этих же компаниях – около 7 лет. Из барселонского аэропорта Эль-Прат самолет вылетел в 10.00 и взял курс на Дюссельдорф, куда должен был прибыть в 11.55. В 10.27 он достиг крейсерской высоты, заняв эшелон около 11 600 метров. Его скорость в тот момент составляла более 800 км/ч.

В 10.31 лайнер пересек французский берег рядом с Тулоном и неожиданно начал снижаться. Скорость его при этом упала с 890 до 793 км/ч. В 10.41 он снизился до 2000 метров и внезапно исчез с радаров. Врезавшись в склон горы неподалеку от городка Динь-ле-Бен, самолет взорвался и полностью разрушился.

Разбившийся самолет в 2005 году Alfvan Beem

Обломки лайнера разбросало в гористой местности Альп на высоте около 1500 метров. Все находившиеся на борту – 144 пассажира и шесть членов экипажа – погибли. Большинство жертв были гражданами Германии (72 человека) и Испании (51), а остальные – из США, Японии, Дании, Чили и еще 12 стран. В самолете летели 16 школьников, возвращавшихся после недельного пребывания в Испании по программе обмена, а также известная оперная певица Мария Раднер и певец Олег Брыжак. По числу погибших это крушение до сих пор занимает второе место в истории гражданской авиации Германии и третье – во Франции.

На месте крушения A320 Emmanuel Foudrot / Reuters

Роковая депрессия

Катастрофа рейса 4U9525 стала первой в истории авиакомпании Germanwings. За изучение ее причин взялось французское Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA). Позже к нему присоединилось Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий (BFU). 24 марта BEA направило к месту крушения семь следователей. Их сопровождали представители компании Airbus и завода CFM International, производящего авиационные двигатели.

Разбившийся A320 был одним из старейших в своей модельной линейке. Выпущенный в 1990 году, на момент катастрофы он совершил 46 748 циклов «взлет-посадка» и налетал 58 313 часов. Тем не менее борт находился в исправном состоянии: последнее техобслуживание проходил летом 2013 года, никаких неполадок тогда обнаружено не было. Правда, при технической проверке, проведенной за день до катастрофы, у него обнаружились проблемы с люком переднего шасси, но их быстро решили.

Через несколько часов после катастрофы на месте падения самолета был обнаружен бортовой самописец с записями переговоров внутри кабины. Он был серьезно поврежден, но оставался в рабочем состоянии. Изучив записи, эксперты быстро поняли, в чем причина крушения.

Обломок разбившегося A320 French Interior Ministry / Reuters

26 марта французские следователи объявили на пресс-конференции, что второй пилот Андреас Любиц умышленно перевел самолет в режим снижения. При этом он был в кабине один – командир Патрик Зонденхаймер передал ему управление и ненадолго отлучился. Когда вернулся, дверь в кабину оказалась заблокирована изнутри. Он стучал по ней изо всех сил, пытался выбить, но тщетно. До момента столкновения с горой Любиц хранил молчание, не выходил на связь с диспетчером и не отвечал на его повторяющиеся вызовы. Позже специалисты онлайн-сервиса Flightradar24, отслеживающего самолеты в режиме реального времени, рассказали, что автопилот A320 был вручную переставлен с высоты 11 600 на 30,5 метра.

Окончательный отчет BEA был опубликован 13 марта 2016 года. Он подтвердил вину Любица в крушении: страдая от хронической депрессии, тот заблокировал себя в кабине пилотов и умышленно направил самолет в гору. По данным расследования, симптомы, свидетельствующие о психических нарушениях, Любиц стал проявлять уже в декабре 2014-го. При этом он консультировался с несколькими врачами, но ни один из них не предупредил его работодателя о потенциальной опасности.

Андреас Любиц Team Mueller / Reuters

Газета Bild добралась до истории болезни Любица и обнаружила, что еще в 2009 году тот был вынужден прервать занятия в центре подготовки пилотов в связи с повторяющимися «приступами панического страха». Медцентр Lufthansa этого не скрывал, и соответствующее сообщение было направлено в управление гражданской авиации Lufthart-Bundesamt: в нем говорилось, что курсант испытал «эпизод глубокой, но проходящей депрессии».

Эта страничка досье проследовала за Любицем и в американский город Феникс, где пилоты Lufthansa проходят обязательную тренировку в специальном центре. Однако инструкторы сочли его годным к работе, добавив лишь рекомендации по регулярному контролю психического состояния. Как уверяла авиакомпания, такой контроль проводился и ни разу не дал основания к отстранению 27-летнего Любица от работы.

Меньше двух не оставаться

Катастрофа рейса 4U9525 была не первой в своем роде. Незадолго до нее, 29 ноября 2013 года, Embraer ERJ 190 авиакомпании LAM Mozambique Airlines, летевший из Мапуты в Луанду, был обрушен пилотом-самоубийцей через полтора часа после взлета. Были и другие подобные случаи. Но именно крушение под Динь-ле-Беном вызвало международный резонанс, приведший к изменениям в работе всей отрасли.

Авиационные ведомства Канады, Новой Зеландии и Германии внедрили новые правила, требующие обязательного присутствия двух человек в кабине в течение всего полета. Европейское агентство авиационной безопасности рекомендовало ввести эти правила во всех авиакомпаниях. Федеральное управление гражданской авиации США также потребовало присутствия двух человек в кабине. В свою очередь эксперты BEA рекомендовали мировым управлениям авиации утвердить новые правила для проверки психического здоровья пилотов, требующие от медиков немедленно сообщать обо всех нарушениях, способных угрожать безопасности людей.

Леонард КАПЛЕНКО

Добавить комментарий