Стать добрее

Дорога – крайне опасное место. Об этом предупреждают будущих водителей еще на первом занятии в автошколе. Но опасными дороги становятся не только из-за нарушений Правил дорожного движения, но и из-за ошибок водителей, агрессии, хамства и взаимного неуважения.

Говорить о культуре вождения всегда очень сложно. Ведь норма поведения для одного может быть неприемлемой для другого. Недаром стиль вождения и неписанные правила взаимоотношений участников дорожного движения сегодня разделяют и по темпераменту той или иной нации.

Но в какой стране не пролегала бы дорога, на ней все равны. Мы подчиняемся единым правилам – соблюдать установленные требования дорожного законодательства и принимать все необходимые меры для предотвращения аварийно-опасных ситуаций.

Стремление ускорить процесс своего движения по дороге нельзя назвать безопасным. Ведь если некоторые водители совершают определенные действия, пусть и не противоречащие требованиям ПДД, но не отличающиеся высокой культурой вождения, то могут поставить под угрозу безопасность всех окружающих. И даже если речь не идет об угрозе безопасности, то временные потери неминуемы.

Как избежать этого? Сегодня мы постараемся напомнить о важности культуры поведения на дороге с позиции экспертов-любителей, по итогам научных исследований и даже нехитрых математических расчетов.

Кого стоит опасаться на дороге

Бывают случаи, когда ДТП неотвратимо: так сложились обстоятельства. Но гораздо чаще сам водитель что-то делает не так: выбрал неправильную дистанцию или скорость, не так разворачивался, не так или не там остановился, не туда смотрел… В это же время другие участники движения к этому «не так» попросту не были готовы.

Нам тесно? Движение действительно бывает плотным. Но причины подавляющего большинства аварий в другом: кто-то кого-то или что-то не увидел, а если увидел, то неправильно оценил.

Многих неприятностей можно избежать, если уступить дорогу или просто держаться подальше от того, кто может представлять угрозу безопасности во время движения. Таких водителей эксперты-любители разделили на четыре группы.

Рассеянный. Это задумчивый водитель, не утруждающий себя контролем постоянно меняющейся окружающей дорожной обстановки.

Люди этой группы любят на дороге перестраиваться из полосы в полосу, даже если они заняты. Несмотря на существующие требования Правил, им также присуще во время движения ездить, занимая сразу две полосы и игнорируя разметку. Они могут внезапно вырулить с обочины, даже не утрудив себя включением светового указателя поворота.

Имитатор. Иными словами, водитель, движущийся в непосредственной близости и навязчиво повторяющий действия выбранного им автомобилиста.

С выходками такого умельца наверняка знакомы многие. Казалось бы, дорога пустая, выбирай любой ряд и езжай спокойно. Но нет, имитатор непременно займет место рядом с выбранным им объектом, будет повторять скоростной режим, а выбранную дистанцию в корпус машины считать не только достаточной, но и комфортной даже ночью.

Мобильный. В этой группе – фанаты постоянных перестроений из полосы в полосу, полагающие, что именно такая манера езды дает наилучший результат и ускоряет приезд из пункта А в пункт Б.

Особую опасность такие водители представляют в заторовых ситуациях. Бесконечно перестраиваясь и вклиниваясь перед другими, они создают ненужные дерготню и хаос. При этом пробка рассасывается медленнее, чем могла бы.

Занятой. Правила дорожного движения однозначно запрещают водителю отвлекаться. Но тема использования мобильных телефонов, иных гаджетов, рассеивающих внимание, продолжает быть актуальной.

В эту группу также входят и имеющие привычку перекусывать за рулем. Вместе с тем многое из меню стрид-фуда нелегко поглотить так, чтобы что-нибудь не вытекло. В такой момент даже сдержанный и осторожный человек может выйти из себя. Ну а дальше в движении по дороге многое будет зависеть от скорости реакции не только самого водителя, но и окружающих его участников дорожного движения.

Бесспорно, личные наблюдения каждого из нас могут выделить и иные группы. Например, «выскочек», не считающих опасными внезапные и резкие маневры. Но, как показывают научные исследования, самый опасный сегодня – агрессивный стиль вождения. Его источником, что вполне очевидно, является или сам представитель одной из групп, описанных выше, или человек, обладающий повышенной эмоциональностью на такое поведение на дороге.

Так, в феврале этого года компания Meta System Rus, специализирующаяся на страховой тематике, провела исследование, в ходе которого было проанализировано более 60 параметров вождения, среди которых – время использования автомобиля (день/ночь, утро/вечер, рабочие/выходные дни), стиль использования (длительность, пробег, холостой ход, география), тип использования (городская езда, шоссе, пробки), оценка риска на дороге (резкое торможение, повороты, разгон, перестроение), скоростной режим (превышение скорости) и другие данные.

Было выявлено, что наиболее подвержена авариям группа водителей, эксплуатирующих транспортное средство в городских условиях более 41 минуты. Автомобилисты, использующие транспортное средство для поездок на короткие расстояния, а это до 15 минут эксплуатации по постоянным маршрутам работа–дом, оказались более подверженными авариям, чем те, у кого время за рулем составляет от 15 до 30 минут с изредка меняющимися маршрутами.

Также было установлено, что чаще всего ДТП происходят при ускорении автомобиля более чем на 40 км/ч в течение одной минуты. А те, кто больше других склонен к рисковому поведению на дорогах, на 30% чаще обращаются в страховые компании и добавляют 50% к показателям среднего убытка.

Почему мы плохо ездим и хорошо стоим

Как бы ни была избита фраза, факт остается фактом: хочешь изменить мир – начни с себя. Ведь зачастую виновниками дорожных заторов являемся именно мы с вами – водители и пешеходы. Именно мы и сложили своеобразный рейтинг самых «пробочных» нарушений ПДД, собранный экспертами в режиме онлайн.

Первое место занимает движение по обочине. Эта проблема в первую очередь касается пригородных магистралей. Логика тех, кто мчится по обочине, проста: ничего страшного, все равно стоим, зато я проеду быстрее. Но ведь рано или поздно все эти водители будут втискиваться обратно в ряд. А эффект «бутылочного горлышка» никто не отменял.

В данной связи не надо быть большим математиком, чтобы посчитать потери времени. Допустим, скопилась пробка. Каждый водитель трогается и начинает движение за три секунды. Следовательно, за одну минуту движение начнут двадцать автомобилей. А если в полосу вклинивается кто-то с обочины? Ему также понадобятся три секунды для трогания и еще две секунды на возвращение в ряд. В такой ситуации второй автомобиль, стоящий по Правилам в своем ряду, тронется уже не через три, а через восемь секунд. И тогда вместо 20 машин за минуту тронутся лишь 16.

Второе место в лидерстве «пробочных» нарушений занимает поворот со всех рядов. Это проблема уже города. Стоит движению на съезде или повороте замедлиться, как тут же к ряду, стоящему на поворот, пристраивается еще один, за ним – еще…

И опять можно просчитать, в какое время могут вылиться на первый взгляд секундные задержки. Только в данном случае стоять будут вынуждены и машины, не меняющие по личной прихоти направление движения.

Еще одна городская проблема – беспорядочная парковка – разместилась на третьем месте рейтинга. Даже один оставленный на проезжей части автомобиль заставляет всех перестраиваться. А если он не один? В любом случае даже самые минимальные вынужденные перестроения почти вдвое замедляют скорость движения потока транспорта.

Четвертое место эксперты отдали выезду водителей на заполненный перекресток. Спорно. Очень спорно. Помнится, как-то в Минске сами водители создали такой затор на пересечении Пушкина – Притыцкого, что понадобилось даже несколько регулировщиков, чтобы все смогли разъехаться.

Но сложившаяся тогда ситуация многочасового ожидания так ничему и не научила. Ведь и сегодня мы достаточно часто наблюдаем: если за перекрестком остановилось движение, то, вместо того чтобы остановиться, некоторые водители уверенно выезжают в ожидании неизвестно чего. К чему это ведет? Правильно, к затору.

Наименьшим из зол эксперты назвали нарушение при переходе дороги и присудили пятое место в рейтинге. Ведь сколько раз мы видели, как пешеход переходит дорогу на красный свет или в неположенном месте, а водитель пропускает пешего нарушителя, останавливая при этом весь поток транспорта даже на разрешающий сигнал светофора.

С данным рейтингом можно согласиться либо нет. Очевидно главное – такие нарушения присущи людям практически в каждом населенном пункте или пригороде, но уже в адресной рейтинговой интерпретации. Но лучше было бы изменить его в корне – для начала хотя бы обратить внимание на свое поведение на дороге, стать более терпимым, несуетливым и доброжелательным. Ведь культура вождения зависит абсолютно от каждого участника движения. А если на добро всегда отвечают добром, то оно всегда возвращается!

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий