Обнародовано расследование о проблемах с безопасностью электромобилей Tesla
20 декабря минувшего года агентство Reuters опубликовало расследование о проблемах безопасности, связанных с эксплуатацией электромобилей Tesla. Расследование длинное, скандальное, богато иллюстрированное и документированное, в том числе скриншотами переписки сотрудников компании и владельцев Tesla.
По версии Reuters, самый раскрученный производитель электромобилей годами игнорировал конструктивные недостатки важных узлов своих машин и жалобы потребителей. Более того, чтобы минимизировать компенсации, Tesla обвиняла в поломках и авариях самих водителей.
Пока электромобили из модной новинки не превратились в скучную прозу жизни, опыт скандала вокруг Tesla актуален для всех заинтересованных сторон: автопроизводителей, автолюбителей и, конечно, специалистов по безопасности. Дешевле учиться на чужих ошибках, чем делать свои.
«Вам не нужна лучшая в мире машина?»
В изложении Reuters эксплуатация Tesla выглядит весьма драматично: «Колеса отваливаются от автомобилей при движении. У совершенно новых авто разрушаются подвески. Оси ломаются при ускорении». Если верить расследованию, о массовых поломках на электромобилях с небольшим пробегом Tesla сообщали десятки тысяч потребителей. И отсутствие реакции со стороны компании действительно выглядит странно.
Оно еще больше шокирует с учетом важного нюанса: традиционные автопроизводители реализуют и обслуживают свою продукцию через независимых дилеров, а Tesla – напрямую как продавец и владелец разветвленной сети сервисных центров. «Это дает автопроизводителю в режиме реального времени чрезвычайно подробную информацию о неисправностях деталей, ремонте и гарантийных претензиях, которые инженеры Tesla тщательно отслеживали и анализировали в течение многих лет», – констатируется в расследовании. С таким конкурентным преимуществом проблемы должны скорее устраняться, чем нарастать.
Авторы расследования уверяют, что ни Tesla, ни Илон Маск персонально не ответили на их вопросы. Ранее Маск признавал некоторые претензии к качеству сборки Tesla, особенно ранней Model 3. Но он же категорично утверждал в ноябре прошлого года: «Мы производим лучшие автомобили. Ненавидите ли вы меня, нравлюсь ли я вам или вы безразличны ко мне, но вы хотите лучшую машину или вам не нужна лучшая машина?»
Объективно ли расследование? Естественно, не совсем: главным героем историй про «крякнувшую» подвеску и отвалившееся на полном ходу колесо поневоле становится лично Маск, бизнес-империю которого Reuters критикует часто и охотно. Это дает основания для подозрений в коммерческой (у Tesla конкурентов выше крыши) или политической (в США скоро президентские выборы) ангажированности расследования. Ну а конспирологические рассказы про создание Tesla специальной сверхсекретной команды, уполномоченной класть жалобы под сукно, вообще комичны: любая крупная компания в аналогичных ситуациях создает комиссию или группу быстрого реагирования.
Точно так же стоит отнестись к содержащимся в расследовании рассказам про травмы сотрудников ракетостроительной компании SpaceX, незавидную судьбу лабораторных животных в исследовательских подразделениях проекта Neuralink и переругивание Маска с рекламодателями Х-Twitter.
Все это не про электромобили. Но в том, что их касается, фактическая база у расследования имеется, и она довольно серьезная.
Спасти инженера Джейна
Типовую ситуацию с десятками тысяч владельцев Tesla, чаще всего страдающих от выхода из строя деталей подвески или рулевого управления, Reuters иллюстрирует историей Шрайанша Джейна, инженера-электронщика из Кембриджа. Британский инженер в марте минувшего года приобрел свой первый электромобиль – совершенно новую модель Tesla Y 2023 года выпуска. Джейн вложился по полной – приобретал за наличные, причем использовал значительную часть семейных сбережений. В момент покупки инженер, по собственному признанию, был «на седьмом небе от счастья».
С седьмого неба пришлось спуститься уже на следующий день, когда счастливый «теславладелец» с женой и трехлетней дочерью двигался по шоссе на скорости порядка 185 км/ч, затем сбавил скорость на повороте. Руль внезапно перестал слушаться водителя, передняя правая подвеска развалилась, автомобиль при торможении со скрежетом царапал дорожное покрытие. Жена и дочь Джейна были ошеломлены, но отделались испугом и осознанием того, что при более высокой скорости дело могло закончиться катастрофой.
Справка «ТБ»
По оценке Reuters, ремонт требовал почти 40 часов работы для восстановления подвески и замены рулевой колонки, а также иных работ. Его стоимость оценивалась в сумму свыше 14 тыс. долларов.
Tesla отказалась покрыть стоимость ремонта, обвинив в аварии «предыдущее» повреждение подвески. Напомним: неприятность с британским инженером-электронщиком приключилась на следующий день после покупки электромобиля.
Семь лет рекламаций
По оценке расследователей, хронические поломки, в том числе относительно новых автомобилей, фиксировались соответствующими подразделениями компании на протяжении не менее семи лет и охватывали модельный ряд Tesla по всему миру: от Китая до США и Европы. Хуже того, проблемы с подвеской или рулевым управлением у Tesla годами открыто обсуждались в интернете и новостных сообщениях. Reuters уверяет, что авторы расследования получили доступ к документам, иллюстрирующим масштаб этих проблем: «Автопроизводитель давно знал о частоте и масштабах дефектов гораздо больше, чем сообщал потребителям и регулирующим органам безопасности». Согласитесь, это – важный нюанс.
Справка «ТБ»
Расследование ссылается на несколько тысяч документов, датированных периодом с 2016 по 2022 год: отчеты о ремонте из сервисных центров Tesla по всему миру; анализы и обзоры инженерами данных о деталях с высокой частотой отказов; памятки техническим специалистам по всему миру, предписывающие сообщать потребителям, что сломанные детали на их автомобилях не были неисправными. Кроме того, в расследовании использованы интервью с более чем 20 клиентами и 9 экс-менеджерами или сервисными техниками Tesla.
Внутри компании причины рекламаций квалифицировались как «недостатки» деталей или их «отказ». Почему-то расследование намекает, что это – отягчающее обстоятельство, хотя если в вашем автомобиле подвеска разваливается на ходу, то довольно очевидно, что виной всему конструктивный недостаток или производственный дефект, приводящий к ее выходу из строя. Заодно Reuters напоминает, что «отчет, в котором было установлено, что Tesla сфальсифицировала алгоритм, позволяющий завышать оценки дальности пробега автомобилей, вызвал федеральное расследование». Справедливости ради: схожее расследование сейчас инициировано в отношении потенциального конкурента Tesla – внедорожника Fisker Ocean, выведенного на рынок в прошлом году.
Иными словами, это – типовая проблема производителей электромобилей (EV), особенно стартапов. Крупные автоконцерны регулярно отзывают с рынка значительное количество машин с тем или иным дефектом. Венчурные производители EV в силу специфики финансирования не могут себе позволить этого, потому что с высокой вероятностью это похоронит их бизнес. Исходя из расследования, Tesla можно поставить в вину, во-первых, нежелание признать проблемы, во-вторых, неготовность устранить их, в-третьих, перекладывание части расходов на ремонт или даже всей его стоимости на потребителей. Или если прибегнуть к формулировке Reuters, «характерную для корпоративной империи Маска тенденцию игнорировать высказываемые клиентами, сотрудниками и другими лицами предупреждения по поводу безопасности или иного вреда, когда он спешит выпустить новые продукты или расширить продажи».
Что там у Tesla с подвеской, каково это – потерять на ходу одно из четырех колес, а также про документированные секреты правильной организации гарантийного обслуживания EV, читайте в ближайших номерах «Транспортной безопасности»
Иван Дубовей