Средства персональной мобильности, или, как их называют сокращенно, СПМ — электросамокаты, сегвеи, гироскутеры, моноколеса — все прочнее входят в нашу обыденную жизнь и вносят дисбаланс в дорожную обстановку.
Именем закона
Президент Республики Беларусь именно поэтому подписал 18 апреля 2022 года Указ № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения», принятый в целях повышения культуры участников дорожного движения, снижения количества ДТП и стимулирования использования электротранспорта.
В документе электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и другая техника названы средствами персональной мобильности. Для них установили разрешенную скорость – не выше 25 км/ч. Пользоваться такими устройствами разрешили с 14 лет, хотя это правило не распространяется на жилые и пешеходные зоны.
Тем, кто передвигается на СПМ, запрещается находиться в состоянии опьянения, перевозить кого-либо на необорудованных местах для сидения, не держаться за руль. У СПМ должны быть исправные тормоза и руль, им разрешено ездить по обочинам, вело- и пешеходной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, не создавая препятствий для пешеходов.
Минск: нашествие СПМ
По данным одной из крупнейших столичных организаций, предоставляющей услуги шеринга, количество поездок за минувший год увеличилось более чем в два раза по сравнению с 2022-м: было чуть меньше 1 млн, а стало свыше 2 млн. Всего за год жители и гости столицы на арендованном двухколесном транспорте проехали 4,5 млн км (в 2022-м – 2,5 млн).
Как рассказал БЕЛТА замначальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Денис Ливанович, в Минске реализуется пилотный проект, призванный наладить баланс между всеми участниками дорожного движения. Составлен свод правил, утвержденный решением Мингорисполкома, устанавливающий определенные ограничения скоростного режима для шеринговых самокатов. Так, на отдельных участках разрешена скорость до 15 и 20 км/ч, в иных районах Минска скоростной режим, согласно требованиям ПДД, не должен превышать 25 км/ч.
Кроме того, определены зоны запрета движения и парковки, которые после установки там запрещающих дорожных знаков также распространяются на личные самокаты, моноколеса и иные СПМ. В прошлом сезоне в определенное время суток ограничения действовали в парках и скверах, на некоторых улицах и площадях. Пилотный проект стартовал в прошлом году, а все предупредительные меры оговаривались с шеринговыми компаниями.
– С учетом опыта прошлого года, обратной связи с пользователями сервисов будем вносить некоторые изменения в части оптимизации зон скоростных режимов: где-то добавим, где-то уберем. В частности, анонсировали ограничение движения в районе площади Якуба Коласа и располагающихся рядом пешеходных зонах. Там не везде комфортно пешком пройти. Есть альтернатива проезда по противоположной стороне проспекта, – подчеркнул Денис Ливанович.
Еще одно новшество в столице – создание чат-бота для оперативного решения проблем, связанных с парковкой СПМ. Что скрывать, любители проехать с ветерком на самокате оставляют арендованный транспорт, где им заблагорассудится. Теперь же граждане и службы города могут проинформировать соответствующие структуры, если СПМ мешают содержанию, уборке улично-дорожной сети, создают неудобства жителям. Чат-бот планируется запустить в начале сезона – апреле-мае.
Могилев: не везде на самокате проедешь
Для областных центров столичные масштабы использования тех же электронных самокатов не свойственны. Но и здесь они из года в год набирают популярность.
Больше всего повезло жителям новых микрорайонов – например, Казимировка и Спутник, где широкие и ровные тротуары, специально выделенные дорожки для велосипедистов превращают поездку на СПМ в истинное удовольствие. Парк в Подниколье сегодня тоже излюбленное место для тех, кто любит погонять с ветерком. В последнее время это место отдыха прирастает новыми дорожками, комфортными и для пешеходов, и для велосипедистов с самокатчиками.
А вот кататься на самокатах по дворовым территориям старых микрорайонов нужно крайне осторожно. Излишняя скорость, ямки, выемки в тротуарной плитке – все это может привести к травмам. Для одного могилевчанина поездка на самокате закончилась вывихом челюсти и несколькими швами – как говорят медики, он еще легко отделался.
Среди медработников обсуждают такую тему: травмы, полученные в результате поездок на СПМ, нужно выделять в отдельную группу. И это неспроста – они имеют свои особенности.
При падении с самоката, который движется со скоростью 15–20 км/ч, а то и больше, зачастую обычной травмой конечности не отделаешься – нередки сочетанные или множественные травмы.
Люди ударяются туловищем и головой, получают черепно-мозговые травмы, лишаются зубов, ломают ноги. Падают в основном на руку и, как результат, – переломы предплечья, лучезапястного сустава. Иногда доходит и до хирургического вмешательства – от наложения швов до серьезных операций.
Риск получения травмы увеличивает и тот факт, что есть смельчаки, которые катаются на самокате вдвоем и даже втроем, грубо нарушая ПДД и подвергая себя серьезной опасности, ведь одно малейшее неверное движение – и травмы не избежать.
Пример – авария, произошедшая в Могилеве прошлым летом. 36-летняя женщина, управляя автомобилем Toyota, поворачивала с ул. Крупской на ул. Турова, а в это время 29-летний мужчина вместе с 27-летней знакомой на электросамокате пересекал проезжую часть по пешеходному переходу. Водитель их не заметила – упавшей с электросамоката девушке потребовалась медпомощь, правда, позже она была отпущена домой.
В ГАИ отметили, что виноваты оба участника аварии. Так, водитель была обязана уступить дорогу пешеходам, а те, управляя самокатом, перед проездом дороги должны были снизить скорость и убедиться в своей безопасности. Еще одно нарушение – перевозка пассажиров на самокате, что не предусмотрено его конструкцией.
В зоне риска и подростки. Так, весной прошлого года выпускник одной из могилевских школ попал под колеса автомобиля – он ехал на электросамокате по пешеходному переходу. На ул. Ленинской, где произошло ДТП, часть которой является пешеходной, движение самокатов запрещено – соответствующие знаки стоят там на каждом шагу. На кадрах от ГАИ видно, что Peugeot, за рулем которого находилась 38-летняя могилевчанка, пропускает пешеходов на переходе. Затем автомобиль резко набирает скорость, пытаясь успеть до очередного потока пешеходов. В это время на дорогу резко выезжает подросток на самокате. Женщина не успевает среагировать и сбивает его.
А в Бобруйске местная жительница наехала на маленького ребенка. «В результате аварии он получил тяжкие телесные повреждения в виде закрытого перелома и гематомы, – прокомментировали представители прокуратуры. – Обвиняемая признала вину, пояснив, что к торможению не прибегала, поскольку до последнего момента думала, что ребенок отойдет в сторону».
Правила безопасности при движении на СПМ:
• во время поездок надевайте защитную экипировку: шлем, перчатки, наколенники; сохраняйте безопасную скорость (предел допустимой – не выше 25 км/ч);
• откажитесь от резких и эффектных торможений, выполняйте их плавно, аккуратно и внимательно, управляйте самокатом обеими руками, не пользуйтесь гаджетами и мобильным телефоном во время движения;
• старайтесь не ездить по дорогам с плохим покрытием, ямами и большим скоплением людей;
• не катайтесь на электросамокате вдвоем;
• учитывайте, что езда на электротехнике разрешена только по велосипедным полосам и дорожкам, велопешеходным дорожкам;
• не перевозите тяжести и объемные вещи, которые способны повлиять на траекторию движения и равновесие в момент езды;
• учитывайте погоду, не рекомендуется ездить в дождь из-за риска падений;
• не чините и не вносите изменения в электрическое оборудование СПМ самостоятельно;
• проверяйте исправность техники до начала движения.
Подготовила Мария ХАРКЕВИЧ, «ТБ»