СПАСИБО, ШКОЛА, ЗА НАУКУ

Наша газета неоднократно поднимала вопросы безопасности дорожного движения. Это было, есть и будет приоритетным и актуальным направлением. Особенно если касается обучения вождению.

Как известно, от качества подготовки, профессионализма преподавателей, технической базы автошкол зависит и безопасность дорожного движения.

Сегодня водительское удостоверение может получить практически каждый желающий. Ведь, как говорится, водителями не рождаются, ими становятся. И все больше женщин осваивает мастерство вождения. Игнорировать этот факт уже не получается. Еще чуть-чуть – и не уметь водить будет так же странно, как не уметь читать. Это понимают все. И даже мужчины потихоньку с данной тенденцией смиряются, хоть и сопротивляются по привычке.

Сразу вспоминаются отдельные беседы с руководителями автошкол и ГАИ, когда они утверждали, что женщины-водители делятся на две категории: те, кто может ездить, и те, кто, сколько ни учи, все равно не может. Определить, к какой категории относится автолюбительница, можно только на практике. И я надеюсь, что в итоге тоже освою мастерство вождения.

В этой статье не будет выступлений признанных специалистов и мастеров обучения. Я расскажу о процессе изнутри.

В феврале прошлого года я наконец-то оформилась в своем желании и решила пройти обучение в одной из лучших, на мой взгляд, автошкол областного центра – автошколе Могилевской организационной структуры ДОСААФ. Ведь для большинства людей именно с выбора учреждения и начинается путь в водители. К слову, в городе только несколько автошкол на достойном уровне занимаются подготовкой молодых водителей.

Мой выбор не случаен: в этом учебном заведении – хорошая материально-техническая база, профессиональные педагоги и мастера производственного обучения, о которых я неоднократно писала. Поэтому скрывать то, что я не просто будущий автолюбитель, но еще и журналист, мне не пришлось. Забегая вперед, скажу, что этот факт повысил степень моей ответственности.

НАЧАЛО

В группу вечернего обучения было зачислено 25 человек в возрасте от 17 до 45 лет и выше. Стоит отметить, что процентов 60 учащихся – молодые девушки и женщины. А что же парни? Как отмечают многие специалисты, если раньше они были увлечены техникой, то теперь – компьютером: из «танка» не вылезают.

Наш преподаватель по теории Елена Буланова, на вид хрупкая женщина, сразу же заявила: «Буду спрашивать строго. Пока вы и представления не имеете, с чем столкнулись. Но уже с первого урока должны понять, что дорога ошибок не прощает». Это было своего рода предупреждение: находишься за рулем – несешь ответственность и за свою, и за чужую жизнь.

Итак, за три месяца нам предстояло освоить Правила дорожного движения, устройство автомобиля, оказание первой медицинской помощи, административную ответственность, основы безопасности на дороге, а также научиться практическому вождению.

Обучение началось с лекционных занятий. Очень впечатлила феноменальная память преподавателя на лица – после первой же переклички Елена Михайловна запомнила, кто есть кто. На лекциях всегда была дисциплина. Сидим тихо, как мышки, и внимаем. У нее, как у школьного учителя, есть журнал, где отмечаются наши посещения, пропуски, ставятся отметки. Нас вызывают к доске, дают в руки указку и спрашивают о дорожных знаках: приоритета, запрещающих и предписывающих.

– Вы должны знать каждый знак: как называется, что означает, где устанавливается, с какими табличками и как действует. И не только знать, но и строго соблюдать правила.

Нам излагали ПДД не казенным языком, а качественно, наглядно и интересно. Кроме того, на каждый пункт правил она обязательно находила яркий пример из своей практики. Как оказалось, водительский стаж Елены Булановой составляет 18 лет.

Уже через неделю обучения наша группа стала больше следить за состоянием дорожного движения и высказывать замечания по поводу поведения некоторых водителей.

Первый зачет по пройденному материалу показал, кто серьезно относится к обучению, а кто – спустя рукава. Самое интересное, что этим грешили молодые парни, которые, видимо, привыкли осваивать знания из-под палки. В силу своего возраста они не оценили того, что для них сделали родители, оплатившие обучение в автошколе.

Для меня зачет оказался совершенно несложным. Сдала с первого раза с одной ошибкой. Вздохнув с облегчением, заметила, что некоторые мои сокурсники, в основном ребята, испытание завалили.

В свою очередь наш педагог обнадеживающе заметила: «У нас все сдают зачеты и экзамены, но далеко не с первого раза. Сдавать будем до тех пор, пока не сдадим».

Что ж, это – лишь начало пути. Впереди еще много таких промежуточных этапов, над которыми надо трудиться. И наш педагог во всем нам помогала. Она не просто «разжевывала» материал, который трудно давался, но и переживала все наши неудачи, радовалась успехам. Благодаря индивидуальному подходу мне удалось четко понять такие темы, как проезд перекрестков, буксировка транспортных средств и допуск транспортных средств к участию в движении.

Настоящим испытанием для группы стал курс – оказание первой медицинской помощи. Вроде и несложно, но для некоторых это оказалось камнем преткновения. А все потому, что отношение к предмету было легкомысленным.

Преподавала курс Людмила Зверева, сразу четко обозначившая: «Вы должны не просто знать, но и применять на практике навыки оказания первой медицинской помощи. От ваших действий будет зависеть жизнь человека, оказавшегося в ДТП. Главное – не растеряться, а четко следовать правилам оказания помощи. Но не всегда и не все владеют этими знаниями, поэтому результаты бывают плачевными».

Преподаватель начитывала курс и требовала от нас знаний. На манекенах применяли кровоостанавливающие жгуты и устанавливали шины. Людмила Михайловна не давала спуску тем, кто пропускал занятия. То и дело у нас на занятиях появлялись девушки и юноши не с нашего потока. Преподаватель выдавала им задания. Никаких списываний, шпаргалок и подсказок.

К зачету подошли не все. Многие ходили по три-четыре раза пересдавать. Иначе не допускали к внутришкольным экзаменам.

НАВЫКИ ВОЖДЕНИЯ

И вот наступил день, когда группу допустили к практическому вождению на автодроме. Восторг ожидания смешался с легкой паникой и ужасом: какой инструктор мне попадется, чему научит, на каком автомобиле. Столько же вопросов и такое же настроение было и у других курсантов.

Для многих постижение простых истин вождения – тяжелый труд. Управление автомобилем дается буквально потом и кровью, расходуется огромное количество нервных клеток. Часы, проведенные в машине с инструктором, вспоминаются с содроганием. Инструктор по вождению автомобиля, сажая новичка за руль, учит его трогаться с места и тормозить. Остальное – приложится. К сожалению, многие считают, что управлять машиной – простое дело: тронулся, переключил передачи, повернул, затормозил…

У меня был хороший инструктор – Петр Владимирович Шейко, который работает в автошколе много лет. В первый день практического вождения на автодроме меня ждал серебристый Daewoo Nexia. Все мои навыки, которые я когда-то приобрела, словно улетучились. (Несколько лет назад хотела экстерном сдать ПДД и проходила практическое обучение вождению именно у Петра Шейко, только на Renault Sandero.)

Но все оказалось гораздо проще – как только повернула ключ в зажигании и на первой скорости тронулась с места, все вспомнила. На автодроме мы выполняли обязательные упражнения: начало движения на подъем – «эстакада»; фигурное вождение – «змейка»; разворот в ограниченном пространстве; параллельная парковка, заезд в гараж. Больше всего проблем я испытала с боковой парковкой, которая и в прошлый раз давалась с трудом. Все никак не могла запомнить очередность поворота колес. Но где-то к третьему занятию этот элемент удавался с первого раза.

Выезжая в город на автомобиле, я чувствовала себя уверенно. Четко двигалась по полосе, не виляла. Правда, Петр Владимирович нередко подсказывал, как правильно сделать разворот, поправлял руль, когда я пыталась объезжать ямки, иногда просил меня следить за скоростью, которая у учебного автомобиля не должна превышать 40 км/ч.

На практическом вождении отрабатывали также различные ситуации, вплоть до аварийных. Надо признать, что все приобретенные навыки мне пригодились при сдаче экзаменов в ГАИ.

Три месяца обучения в автошколе позади. Отчитаны все лекции, откатаны все часы по вождению. Настало время внутришкольного экзамена. Вся группа в составе 25 человек была допущена к испытаниям. Мне казалось, что от волнения сердце выпрыгнет. Но экзамены в автошколе, как я поняла впоследствии, были для меня лишь цветочками.

Нам предстояло ответить на 30 вопросов, допускается три ошибки. Через 5 минут я уже встала из-за компьютера, успешно справившись с поставленной задачей. Однако для пяти человек экзамен стал препятствием для дальнейшего продвижения. С экзаменом по практическому вождению вообще не возникло никаких проблем: на автодроме прошла все элементы и в городе, проехав по заданному маршруту, не получила ни одного замечания. Что ж: «Прощай, автошкола. Здравствуй, ГАИ!».

На следующий день мне выдали свидетельство об окончании, и его мне предстоит хранить вечно. Если буду переоформлять права через 10 лет или вдруг документы потеряются, то их можно будет восстановить, имея этот документ.

Воодушевленная, я ушла готовиться к квалификационным экзаменам в Госавтоинспекции. Пять дней на подготовку – нормальный срок для повторения пройденного материала.

ЧАС ИКС

В 7.30 наша группа организованно стояла перед входом в МРЭО ГАИ УВД Могилевского облисполкома, где нам предстояло пройти последние испытания. Чувствовалось, что волнуются все.

Наш куратор Елена Буланова, перед тем как группа зашла в аудиторию для сдачи теоретического экзамена, сказала: «Не спешите. Читайте внимательно вопрос и только тогда жмите на ответ. Если не знаете, лучше пропустить и после вернуться».

Все это правильно, но, когда оказываешься один на один перед компьютером, а на тебя пристально смотрят экзаменатор и еще несколько камер, уровень волнения зашкаливает. Я забыла все, что знала.

Стараюсь взять себя в руки, но плохо получается… Первая ошибка, вторая – и на экране засияла красная надпись: «Экзамен не сдан!». Я совершенно не понимала, как это могло произойти! Такой провал. Ощущение болезненное, особенно когда из 15 человек 10 успешно сдали. Сил не было. Расплакалась уже по дороге домой.

Теперь мне предстояло семь дней готовиться к переэкзаменовке. И я поняла, что именно человеческий фактор зачастую играет ключевую роль в несдаче с первого раза экзамена в ГАИ.

Вторая попытка оказалась успешной. Я сдала теорию, затем практическую часть – с первого раза. В тот же день получила заветное водительское удостоверение. Кто знает, тот поймет мое чувство радости. И благодарности тем, кто мне эту радость подарил.

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»