Спасенья нет?..

Конфликт пешеходов и водителей схож с извечным конфликтом отцов и детей. Кто главнее на дороге? Кто кому уступить обязан? Где найти оазис безопасности пешему участнику движения и почему водители нарушают табу, сбивая людей на зебрах? Выяснить это мы попытались с командиром взвода батальона ДПС ГАИ УВД Витебского облисполкома Борисом Яговдиком во время совместного патрулирования улиц города над Двиной в конце августа.

Спасенья нет?..

– Прокатимся сегодня по закрепленной за моим взводом территории Октябрьского района, – предупредил Борис Михайлович при выезде из ГАИ. – У него – своя специфика: значительную часть занимает частный сектор, но так называемых спальных микрорайонов многоэтажной застройки не так уж много. Зато именно у нас находится старый город, исторический центр со множеством офисов, кафе и ресторанов, торговых центров и банков, административных и культурных учреждений. Именно здесь в течение рабочей недели кипит жизнь, а значит, особенно оживленное движение людей и машин. Все спешат, торопятся решить свои дела и не всегда корректны на дороге. Отсюда столкновения автомобилей на перекрестках, наезды на пешеходов, которые, увы, порой не правы… Впрочем, такое возможно в любой точке города. Буквально вчера в Витебске произошло пять ДТП с участием пешеходов, причем в двух случаях – по их же вине: один пересекал дорогу на красный свет, к тому же в наушниках, другой начал переходить на зеленый мигающий.

На что надеялись эти люди, заведомо рисковавшие собой: на авось или на Господа? Оба отделались травмами, но не всем так повезло – около двух десятков человек погибли на дорогах Витебщины за 8 месяцев, еще полсотни ранены в 70 авариях, произошедших за это время с участием пешеходов.

– Пятьдесят таких дорожно-транспортных происшествий случилось в Витебске: 32 человека пострадали, пятеро из них погибли, 27 (отнюдь не все они были трезвыми) получили травмы различной степени тяжести, – говорит командир батальона ДПС ГАИ УВД Витебского облисполкома подполковник милиции Дмитрий Пугачев. – Печально, что среди потерпевших от столкновений с машинами – четверо детей, причем трое из них – юные велосипедисты. В Октябрьском и Железно-

дорожном районах Витебска наблюдается рост происшествий в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на различные профилактические мероприятия.  С начала года к административной ответственности привлечено порядка семи тысяч нерадивых пешеходов и более трех тысяч водителей (главным образом, за непропуск пешеходов).  Уже одни эти цифры говорят о «взаимной вежливости» тех и других участников движения. А сколько нарушителей остается «за кадром»! Есть ведь и такие граждане, что на глазах госавто-

инспектора будут пересекать проезжую часть в десятке метров от «пешеходника» или в упор не замечать человека на нем, даже не думая снижать скорость авто перед нерегулируемым пешеходным переходом. Разве они будут более дисциплинированными в иной ситуации?

Конечно, нет. В этом мы с Борисом Яговдиком убедились уже через час на улице «Правды», где она пересекается со Смоленской. Пожилая дама преспокойно переходила весьма оживленную транспортную магистраль по собственному, только ей ведомому маршруту от дома к банку, абсолютно игнорируя дорожную разметку и патрульный автомобиль ГАИ. Вид у дамы был уверенный, спокойный, словно она выполняла важную и ответственную миссию. Сотрудник ГАИ вынужден был ее прервать, напомнив о Правилах дорожного движения, обязательных для всех граждан страны.  И тут вдруг дамочка «расклеилась»: пустила жалобную слезу, умоляя не штрафовать ее и с сочувствием отнестись к старой больной женщине. Где делась монументальная помпезность?! Типичная ситуация: у пожилого нарушителя находится масса уважительных причин для нарушения ПДД, у молодого – столько же поводов для спешки.

Наказывать рублем 70-летнюю женщину, между прочим, с высшим образованием Борис Михайлович не стал, убедившись, что в список злостных нарушителей дорожной азбуки она не входит, но протокол с предупреждением все же составил, выслушав долгий плаксивый монолог о старческих болезнях. Во время оформления документа по рации прозвучало сообщение о ДТП на другой центральной городской улице, где под колеса автомобиля угодил пожилой человек, несшийся наперерез транспортному потоку в неположенном месте. Вот и выходит: пока командир взвода БДПС в одной точке города учит даму правилам перехода улиц, в другой, где инспектора рядом не оказалось, старик попадает в автоаварию.

За несколько дней до этого в половине седьмого утра под «Мерседес» на перекрестке проспектов Строителей и Черняховского угодил молодой парень,  летевший на красный свет. Точно так же несколько часов спустя закончила свой путь через улицу Терешковой  женщина предпенсионного возраста, получив возможность осмыслить произошедшее на больничной койке. И как тут винить водителей?

Впрочем, и они не ангелы. Добираясь до Госавтоинспекции в то августовское утро перед рейдом, я наблюдала, стоя на троллейбусной остановке на улице Лазо, как неохотно машины уступают зебру пешеходам. Словно у последних – птичьи права на эти полосы безопасности. Словно не для них, пешеходов, расчертили поперек дороги четкие линии, а по обеим сторонам улицы установили дорожные знаки, упреждающие водителей: сбавь скорость – впереди может оказаться человек. Прут, как танки, на «пешеходник» красавицы-

иномарки, а старики и мамочки с детишками робко топчутся на бровках тротуаров, опасаясь соперничать с четырехколесными монстрами. И спасения от них нет.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий