СОХРАНИВШИЙ ЖИЗНЬ ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ СПАС ЦЕЛЫЙ МИР…

ИТОГОВАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ УГАИ УВД ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА ПРОХОДИЛА В НЕСКОЛЬКО НЕОБЫЧНОМ ФОРМАТЕ. Начальник УГАИ УВД Гомельского облисполкома Игорь МАКУШЕНКО

– Хочу в этот раз заострить внимание на итогах не одного года, а целого десятилетия, – отметил начальник УГАИ УВД Гомельского облисполкома Игорь МАКУШЕНКО. – Почему? Потому что именно в 2005 году первоочередные и перспективные пути решения проблем дорожной безопасности были обозначены Указом Президента Республики Беларусь № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения».Поставленные Александром Лукашенко задачи потребовали пересмотра государственной политики в области дорожного движения, мобилизации усилий госорганов власти и управления всех уровней, организаций, предприятий, средств массовой информации и граждан. На протяжении последующих 10 лет все действия Госавтоинспекции области направлены на реализацию Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров от 14 июня 2006 г. № 757. Целями концепции являются создание условий для максимальной защищенности участников дорожного движения, сокращение к 2015 году по сравнению с 2005-м не менее чем на 500 человек числа погибших в ДТП, а также снижение общих потерь в дорожном движении не менее чем на 25%.

Для Гомельской области в течение 10 лет необходимо было сохранить жизни 60 участников дорожного движения. С гордостью хочу заявить: «мы» это сделали. И под словом мы я имею в виду не только сотрудников ГАИ, но и уважаемых журналистов, органы власти, дорожные и коммунальные службы.

Об этом убедительнее всего свидетельствуют цифры. Так, в 2005 году на территории Гомельской области было зарегистрировано 890 дорожно-транспортных происшествий, в которых погиб 201 человек. В 2015-м совершено 552 происшествия, в которых 103 человека погибли и 561 участник дорожного движения получил травмы. Проведенными Госавтоинспекцией Гомельщины организационными и практическими мероприятиями, направленными на снижение уровня дорожно-транспортного травматизма и тяжести последствий в результате происшествий, удалось добиться снижения количества ДТП на 338 (-38%) и погибших на 98 (-48,8%) к уровню 2005 года.

Результат очевиден. Но на этом сотрудники Госавтоинспекции останавливаться не собираются. Цель на 2016 год – сделать все возможное, чтобы число погибших на дорогах Гомельщины было меньше 100.

Давайте вместе вспомним с чего все начиналось. В 2006 году в нашей стране активно развернулась кампания по, так сказать, «фликерализации» населения. В Правилах дорожного движения появилась норма об обязанности пешеходов обозначать себя световозвращающими элементами в темное время суток при движении по краю проезжей части дороги (п. 17.1. ПДД), которая была внесена Указом Президента Республики Беларусь № 551. Среди прочих мер документом были предусмотрены организация производства световозвращающих элементов и информирование населения о необходимости их применения. После активной разъяснительной работы граждане стали массово использовать световозвращатели, которые в народе получили название «фликеры».

И уже за первый год их использование привело к значительному снижению травматизма пешеходов. Число погибших в нашей республике в темное время суток снизилось на 115 человек (с 601 до 486). И с каждым годом количество ДТП в темное время суток и погибших в них пешеходов снижается.

Впрочем, это была не единственная мера. Вблизи пересечений второстепенных дорог с главными, возле школ и пешеходных переходов, а также в местах концентрации ДТП, связанных с наездами автотранспорта на пешеходов, за 10 лет установлено более 500 искусственных неровностей.На пресс-конференцииВ остальном в принципе все как всегда. Я – о пристрастии наших сограждан садиться за руль даже в самом непотребном виде, мчаться с ветерком и плевать с высокой колокольни на всякие там дорожные правила. И это несмотря на то что Беларусь в течение 10 последних лет идет по пути ужесточения наказания в отношении нетрезвых водителей. Так, в 2007 году введена уголовная ответственность за повторное в течение года управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а минимальный срок лишения увеличен с 1 года до 3 лет.

Более того, в 2010 году введен запрет передачи владельцем транспортного средства управления другому лицу, не убедившись, что данное лицо не находится в состоянии алкогольного опьянения (пункт 11 ПДД). В 2011-м была снижена и допустимая доза содержания алкоголя в крови с 0,5 до 0,3 промилле. В 2013-м вступают в силу изменения в КоАП, связанные с усилением ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и предусматривающие практически трехкратное повышение размера штрафа за такое правонарушение (максимальный превысил в эквиваленте 1000 долларов США).

Одновременно с этим в соответствии с изменениями в УК вводится возможность специальной конфискации транспортного средства независимо от права собственности на него при повторном в течение года совершении указанного правонарушения. В данном случае предусмотрена уголовная ответственность (статья 317 УК). При этом совершение ДТП в состоянии опьянения, повлекшее причинение тяжкого телесного повреждения либо смерть людей, выделено в отдельный состав (при гибели двух или более лиц максимальное наказание может достигать 10 лет лишения свободы). Время показало, что эти меры полностью оправдывают себя.

Теперь от более или менее человеческого фактора перейдем к не менее важным в работе Госавтоинспекции технике и технологиям. В 2015 году на территории Гомельской области начато функционирование Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима. Результат не заставил себя ждать: с помощью датчиков контроля скорости на улично-дорожной сети Гомельщины было зафиксировано 27 440 фактов превышения установленной скорости движения в областном и крупных районных центрах: из них в Гомеле – 18 573, Мозыре – 3085, Светлогорске – 2402, Речице – 1799.

Наибольшее число нарушений скоростного режима зафиксировано с помощью датчиков контроля скорости на следующих участках автодорог Гомельщины:

– 111-й км автодороги Р82 Октябрьский – Паричи – Речица, н.п. Старокрасное, Речицкий район – 4183 факта;

– 291-й км автодороги М10 Граница Российской Федерации – Гомель – Кобрин, перекресток с автодорогой «Подъезд к г. Житковичи от а/д М10», Житковичский район – 3111;

– 330-й км автодороги М8 Граница Российской Федерации – Витебск – Гомель – граница Украины, н.п. Новый Кривск, Рогачевский район – 2409;

– 147-й км автодороги М10 Граница Российской Федерации – Гомель – Кобрин, н.п. Защебье, Речицкий район – 1936.

Конкретные примеры и вовсе поражают:

– водитель автомобиля «Ауди» двигался в Рогачевском районе со скоростью 192 км/ч (разрешенная на данном участке дороги – 60 км/ч), превышение составило 132 км/ч;

– водитель автомобиля «Ауди» двигался по ул. Ильича в Гомеле со скоростью 189 км/ч (разрешенная на данном участке дороги – 60 км/ч), превышение составило 129 км/ч;

– водители автомобилей «БМВ Х5» двигались со скоростью 178 и 175 км/ч (разрешенная на данных участках дорог – 60 км/ч), превышение составило 118 и 115 км/ч соответственно;

– водитель автомобиля «Ниссан» двигался в Рогачевском районе со скоростью 166 км/ч (разрешенная на данном участке дороги – 60 км/ч).

Впрочем, поражает не только это. Качество подготовки водителей в автошколах также оставляет желать лучшего. Госавтоинспекция в первую очередь заинтересована в высоком качестве подготовки водительских кадров, поскольку они в конечном счете определяют состояние транспортной дисциплины и уровень безопасности на дорогах. Но… Один из претендентов на водительское удостоверение обивает пороги экзаменационного подразделения ГАИ вот уже 4 года! За это время он совершил более 100 попыток получить его, но, увы, все неудачные. Однако сдаваться по-прежнему не собирается. Был среди клиентов данной службы и человек… 82 лет. Но, видимо, все хорошо в свое время – экзамен он провалил. Равно как и 75-летняя дама, которая три раза блестяще сдавала теорию, но, как только дело доходило до практики, сразу терялась. Вот сотрудники и посоветовали ей, причем весьма тактично, пересмотреть свое решение.

Короче, вопросов было много и разных. Рассказать обо всем сразу просто невозможно. И мы обязательно расскажем о них в дальнейшем. В частности, об успехах спецподразделения «Молния», которое держит «в тонусе» не только нарушителей, но и сотрудников правоохранительных органов в районах.  И о многом другом…

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ДТП»