Как рассказал начальник Барановичского регионального отдела контроля транспортной деятельности Александр Кузьмич, за первый квартал проведено 111 внеплановых тематических оперативных проверок, проверено более тысячи транспортных средств. Выявлено 237 нарушений правил перевозок пассажиров и грузов, привлечено к административной ответственности более 300 водителей и должностных лиц.
Основное внимание уделялось проверке технического состояния транспортных средств, прохождения ими государственного технического осмотра. Учитывая множество резонансных ДТП, совершенных, как правило, водителями, находящимися в утомленном состоянии, на контроле было также соблюдение водителями режима труда и отдыха. Значительных результатов в этом плане еще не достигнуто, но определенные положительные сдвиги уже имеются.
Нужно отметить, что водители, осуществляющие международные перевозки, стали более дисциплинированными. Этому способствует практически тотальный контроль на основных дорогах страны, который ведется Транспортной инспекцией совместно с ГАИ. Только работниками ТИ по Брестской области за первый квартал выявлено почти 1300 фактов нарушения водителями установленного ЕСТР режима труда и отдыха.
Однако отдельные руководители, особенно частных компаний, не в должной мере понимают значение неукоснительного соблюдения требований законодательства. В погоне за длинным рублем они поощряют водителей за указанные нарушения, прикрывая их действия подложными документами. Так, при проведении камеральной проверки в одной из частных компаний руководством были представлены заведомо ложные документы, позволяющие водителю избежать ответственности за допущенные им нарушения. Материалы проверки переданы в соответствующие органы для дачи правовой оценки с перспективой возбуждения уголовного дела, в случае если в действиях директора будут усмотрены факты, подпадающие под действие соответствующей статьи Уголовного кодекса.
Не остаются без внимания и другие нарушения, кажущиеся на первый взгляд незначительными. К примеру, водитель «забыл» и потому не передает для проверки сертификат о прохождении автомобилем государственного технического осмотра. В таком случае зачастую скрывается факт непрохождения процедуры. Со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
Что касается нарушений, связанных с эксплуатацией технически неисправных и не прошедших государственного технического осмотра транспортных средств, то здесь наблюдается тенденция по их уменьшению. Еще три-четыре года назад выявлялось в два-три раза больше подобных нарушений. Свою положительную роль сыграла постоянная работа в этом направлении. Целеустремленные и кропотливые совместные действия ТИ и ГАИ приносят ощутимые результаты.
Работая на линии, инспекторы нередко сталкиваются с абсурдными ситуациями. Однажды проверялся грузовик с прицепом и манипулятором для погрузки леса. Автомобиль зарегистрирован на частное лицо из Витебска. За рулем – молодой парень, рядом с ним – пассажир. Груза нет, техосмотр не пройден. Водитель поясняет, что приехал из Витебска покататься. Сотрудники инспекции посоветовали парню купить «Жигули», так дешевле будет. Других действий в отношении нарушителя, к сожалению, предпринять ТИ не может. Возможно, стоит наделить ее полномочиями вести в таких случаях административный процесс независимо от принадлежности транспортного средства, если его технически допустимая общая масса составляет свыше 3,5 тонны
И еще. Такси в Барановичах становится меньше. Конкуренция вытеснила многих из этой сферы услуг. Оно и правильно – 600 таксистов для районного центра явно много. Дело в том, что в одном из рейдов, проведенных в прошлом году городским ОГАИ по жалобам местных жителей, было выявлено свыше 50 нарушений ПДД таксистами в вечернее время. В основном это несоблюдение скоростного режима. И хотя теперь значительных проблем эта категория перевозчиков не доставляет, внимание со стороны ТИ ей постоянно уделяется.
Константин СТАНКЕВИЧ