Славный город со славными людьми

Славгород

В 880-летней истории одного из райцентров юго-восточного региона Могилевской области – множество страниц.

Город, начало которому дало поселение еще в X веке, расположенное на месте слияние рек Проня и Сож, одно время являлся портовым. Это был подарок Екатерины II князю Голицыну. Через населенный пункт в 1851 году проходило Московско-Варшавское шоссе, в первые дни Великой Отечественной войны на данной дороге шли кровопролитные бои. Нынешнее название, по существующей легенде, райцентру дал Сталин, вписав его в список городов, в честь которых давали салют Победы в Москве. Он якобы решил, что Пропойск – не слишком благозвучное для такого исторического места название.

…А в 1986 году в истории Славгородщины была открыта новая, печальная, страница – после аварии на Чернобыльской АЭС почти вся территория района подверглась радиоактивному загрязнению. 24 населенных пункта попали в зону первоочередного и последующего отселения, так как загрязнение составило более 15 Кu/кв. м. Около шести с половиной тысяч человек покинули родные места. Через 10 лет в райцентре была открыта мемориальная аллея в память о 16 захороненных после аварии на ЧАЭС деревнях.

Радиация нанесла большой ущерб социально-экономическому развитию района, здоровью людей и окружающей среде. Но сегодня район возрождается. Здесь активно развивается туризм. В окрестностях Славгорода с богатой историей расположена «Голубая криница » – уникальный памятник природы республиканского значения, который в год посещает около 100 тысяч паломников из разных городов и стран.

Славится Славгородщина и своими домашними сырами. Последние несколько лет здесь проходят тематические фестивали. Появляются на территории района и агроэкоусадьбы. А несколько лет назад в одной из деревень, имеющей статус «с правом на отселение», открылся деревообрабатывающий цех.

Славный город со славными людьми

Куда ведут дороги

Развивается в районе и местная сеть дорог. И это благодаря реализации государственной программы. Как рассказали в филиале ДРСУ-129 КУП «Могилевоблдорстрой», за два последних года удалось сделать многое, причем первоочередное внимание уделялось именно тем артериям, которые соединяют агрогородки.

– Сегодня в центре нашего внимания – автодорога Ходорово – Телеши – Улуки. В прошлом году ввели в эксплуатацию после капитального ремонта участок длиной около 5 км, заменив гравийное покрытие асфальтобетонным, – отметил главный инженер предприятия Александр Фролов.

На этот год славгородские дорожники запланировали текущий ремонт семи объектов, причем работы на трех из них начаты еще в 2018-м. В скором времени перед автомобилистами в обновленном виде предстанут участки автодорог Ходорово – Телеши – Улуки и Васьковичи – Бахань – Ректа. Кроме того, сейчас специалисты предприятия работают и в Чериковском районе – на строительстве автодороги Соколовка – Езеры протяженностью около 3 км.

По словам собеседника, ДРСУ работает в плотной связке с местным жилкомхозом. В планах на этот год – продолжение текущего ремонта по улице Рокоссовского, а возможно, и обновление еще двух городских улиц, которые «переоденутся» в асфальтобетонное покрытие вместо гравийного.

Предприятие также активно сотрудничает с Кричевским ДЭУ-77 РУП «Могилевавтодор» и Славгородским филиалом Автопарк № 21 ОАО «Могилевоблавтотранс», ведь сегодня дороги являются важным атрибутом нашей жизни, от их состояния зависят и безопасность, и экономика района. Поэтому ДРСУ стремится имеющимися силами, средствами и ресурсами выполнять поставленные перед ним задачи.

Кстати, о средствах. Славгородские дорожники «вооружены» всей необходимой техникой, которую стараются содержать в хорошем состоянии, а при возможности – и обновлять парк машин и механизмов. Недавно был приобретен небольшой каток для выполнения ремонта горячими смесями. Он весьма кстати на ремонте городских улиц.

Коллектив управления – сплоченная команда, которая трудится на благо своего района, обеспечивая безопасный и комфортный проезд по местным автодорогам. В числе тех, кого можно поставить в пример молодым специалистам, – мастер по содержанию автодорог Николай Лысенков. По итогам прошлого года он оказался в числе передовиков района и был занесен на Доску почета.

К слову, всего на балансе ДРСУ находится 307 км автомобильных дорог. Поток машин через славгородскую сеть небольшой – до тысячи в сутки. Но на участке автодороги Н11285 Лесная – Железинка, на подъезде к агрогородку Лесная, по выходным и праздникам машин бывает так много, что яблоку негде упасть. Здесь более 300 лет назад состоялось одно из сражений Северной войны. Эту победу Петр I назвал матерью Полтавской баталии.

Регулярно и без аварий

Старожилы Славгородского филиала Автопарк №21 ОАО «Могилевоблавтотранс» помнят те времена, когда началось отселение людей с загрязненных территорий. Парк был задействован в перевозке людей и их личных вещей в разные уголки Беларуси.

За 33 года, которые прошли с момента аварии на Чернобыльской АЭС, предприятие изменилось. Коллектив уменьшился вдвое: из более чем 100 сотрудников осталось чуть меньше половины. Сегодня автопарк осуществляет перевозку пассажиров по 15 маршрутам, из них 12 пригородных, два городских и один междугородный: Славгород – Могилев.

Транспортным обслуживанием охвачены все агрогородки района. Самый пассажиронасыщенный маршрут – Славгород – Большая Зимница. А вот по многим другим населенным пунктам, в том числе попавшим в зону с правом отселения, пассажиропоток довольно низкий. Однако соцстандарты нужно выполнять. И они выполняются автопарком на 100%.

– А было время, когда автобусы ходили по пять раз в день в такие населенные пункты, как Кульшичи, Куликовка, Бахань. Сегодня здесь уже никто не живет, все жители были отселены, – рассказывает директор Славгородского филиала Автопарк № 21 Василий Сафонов.

Всего за три месяца этого года автопарком перевезено 116 тысяч человек, пассажирооборот составил 1180 пассажиро-километров. Оказываются и заказные перевозки – с начала года автобусы предприятия доставляют детей к местам оздоровления. Обращаются и местные предприятия. Например, в этом месяце местный лесхоз заказывал автобус на перевозку людей к местам посадки леса.

Водительский состав парка – профессионалы с большим стажем. Есть и те, чья трудовая деятельность связана только с автопарком. Например, Петр Шалаев работает здесь с 1979 года. Ежегодно водителей филиала отмечают грамотами ОАО «Могилевоблавтотранс». В прошлом году этой чести был удостоен Виталий Авдеенко, в позапрошлом – Виталий Лисов, который, кстати, трудится здесь более 30 лет.

В автопарке проводится большая работа по охране труда и безопасности дорожного движения. За последние годы не было зарегистрировано ни одного ДТП с участием водителей филиала. И это самый главный показатель. Нагрудными знаками «За безаварийную работу» отмечены многие, из последних – Владимир Данихно (II степени) и Александр Романов (I степени).

Если говорить о грузовых перевозках, то основными клиентами выступают дорожные предприятия и сельхозорганизации. Сегодня самосвалы автопарка задействованы на строительстве автодороги Р122 Могилев – Чериков – Костюковичи, а также на перевозке органических и минеральных удобрений. К слову, последнее направление в прошлом году принесло большую часть доходов предприятия.

Работает и диагностическая станция, построенная в 2011 году. В месяц здесь проходят техосмотр около 150–200 машин. Бывает и больше. Сюда приезжают автомобилисты из соседнего Кормянского района Гомельской области, однако после строительства передвижной диагностической станции в Чечерске поток машин немного уменьшился.

Работает в филиале и автомоечный комплекс, постепенно обновляется подвижной состав. В скором времени у здания автопарка появятся малые архитектурные формы.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»

Добавить комментарий