СКРИПЯТ ИХ ЛАПТИ

В России предлагали ограничить возраст водителей 70 годами. Но что-то пошло не так

Утром 14 июня 86-летний водитель устроил смертельное ДТП на трассе «Нарва» вблизи Санкт-Петербурга. Его Lada Priora двигалась по участку, где потоки разделены отбойником. Внезапно мужчина сбавил скорость, затормозил, развернулся и, забыв включить «аварийку» и съехать на обочину, начал движение в обратную сторону. Спустя минуту на полной скорости он влетел в Lada Granta. Удар был такой силы, что виновник аварии погиб на месте. Водитель второй машины не пострадал.

Смертельное ДТП на трассе «Нарва», положившее начало дискуссии о предельном возрасте водителей в России
«Если по медицинским показаниям водить нельзя – значит, нельзя. Без разницы, какой возраст. Другой вопрос, что справки покупаются и продаются»

Такие инциденты довольно редки на федеральных трассах России, однако все же фиксируются – по несколько в год. Невнимательные, неопытные водители или те, у которых внезапно возникли проблемы с физическим состоянием, могут выскочить на встречную полосу после поворота или разворота.

Спустя несколько дней после автокатастрофы общественное движение «Ветераны России» под благовидным предлогом (мол, у пожилых людей – здоровье неважное, плохо со зрением, слухом, к тому же реакция никудышная) вбросили в информационное пространство идею ограничить верхнюю планку возраста водителей до 70 лет, после которого управление автомобилем будет ограничено или запрещено.

В письме главе МВД Владимиру Колокольцеву неугомонные общественники написали: «На сегодняшний день в России существует только нижний возрастной порог для получения водительских прав – 18 лет. Однако верхнего возрастного ограничения на данный момент нет. В связи с этим предлагаем разработать нормы, которые бы ограничили возраст водителей, например, запретив вождение для лиц старше 70 лет по медицинским показаниям».

Эксперты оценили вероятность принятия данной инициативы как крайне мизерную. Глава ГИБДД РФ неоднократно подчеркивал: на безопасное вождение влияет не возраст водителя, а его состояние, которое должно подтверждаться периодическим медосмотром. В автомобильном движении «Синие ведерки» от инициативы не оставили камня на камне, сославшись на Конституцию, «которая не делает различий в свободе передвижения для людей всех возрастных групп». В дискуссию включился и неутомимый депутат Госдумы Ярослав Нилов, известный своими многочисленными инициативами для водителей: «Идея о возрастных ограничениях для водителей – совершенно бессмысленный всплеск дорожной геронтофобии. Чаще всего пенсионер за рулем – это опытный автолюбитель, берегущий и транспорт, и спокойствие». Был категоричен и президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «Если по медицинским показаниям водить нельзя – значит, нельзя. Без разницы, какой возраст. Другой вопрос, что справки покупаются и продаются».

Видимо, прозондировав общественное мнение, общественники, которым знающие люди напомнили, какой ажиотаж несколько лет назад в России вызвал слух о якобы предстоящей замене водительских прав (пенсионеры-авто-

владельцы стали массово записываться на досрочный обмен своих прав), пошли на попятную. Дескать, нас неправильно поняли: мы предлагали не полный запрет вождения для пожилых людей, а лишь дополнительное медобследование или выдачу прав на более короткий срок.

«Речь идет о том, чтобы по достижении определенного возраста при прохождении очередной медкомиссии выдавать людям права на более короткий срок. Скажем, не на десять лет, а на пять или даже на год-два в зависимости от их состояния здоровья. Информация о полном запрете, конечно же, не соответствует действительности», – заявил председатель движения «Ветераны России».

Тем не менее популизм общественников (и сегодня для получения прав требуется заключение врача, а градации типа разрешить/запретить должны основываться на реальном состоянии водителя, а не на его возрасте) подхватили 2 июля депутаты Госдумы от партии «Новые люди», внеся в парламент соответствующий законопроект. Согласно ему, перечень медобследований водителей, перечисленных в ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предлагается дополнить новым пунктом: «Обязательное повторное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с достижением ими возраста 80 лет».

С какой периодичностью его надо проходить, в законопроекте не уточняется (видимо, эту процедуру в случае принятия изменений в федеральном законодательстве пропишут приказом Минздрава).

Авторы поправок необходимость новации обосновывают так: «Согласно данным Минздрава, даже при нормальном старении у пожилых людей притупляется острота чувств и снижается способность запоминать. При этом из всех типов памяти хуже функционирует в основном кратковременная. С возрастом у людей в ускоренном порядке могут ухудшаться зрение, слух, реакция и когнитивные способности, что увеличивает риск ДТП».

Справка «ТБ». В Италии людям необходимо продлевать права после 50 лет – раз в пять лет, после 75 – раз в три года.  В Испании следует продлевать и проходить медкомиссию каждые пять лет после 65 лет.  В Великобритании по достижении 75 лет водители проходят тест на знание ПДД.

Разумеется, не обошлось без перечисления всех позитивов от принятия поправок: «Введение обязательства для граждан проходить повторное медицинское освидетельствование при достижении возраста 80 лет поможет выявить заболевания, которые могут серьезно повлиять на способность управлять автомобилем, такие как деменция, сердечные болезни или другие хронические состояния. Это снизит риск серьезных происшествий и защитит жизни водителей и других участников дорожного движения».

Пенсионеры, у многих из которых машина – единственный шанс не ограничивать свою жизнь банальным созерцанием телеэкранов, уже поняли: запросто от них не отстанут. В следующий раз кому-то взбредет на ум ограничить, к примеру, литраж или мощность двигателя автомобилей, которыми управляют пенсионеры. Следом можно задрать стоимость страховых полисов «автогражданки» сообразно возрасту их обладателей.

Что говорят

Анатолий Гольдберг, 74 года, стаж вождения – 52 года

– Запрет использовать автотранспорт пенсионеру старше 70 лет – полный бред. Это – нарушение конституционных прав, что для любого гражданина в демократической стране невозможно. Другое дело, если человек по медицинским показаниям не способен управлять авто, в таком случае запрет имеет право на жизнь.

С предложением проводить для 80-летних и старше водителей повторный медосмотр согласен полностью. Потому как безопасность движения превыше всего, вокруг же люди… И состояние человека в этом возрасте должно гарантировать четкую безопасность.

Притупляются ли у меня когнитивные способности с возрастом за рулем? Слава богу, нет. Честно говоря, я даже никогда не чувствовал, что у меня нет возможности сесть за руль. С момента покупки последней машины 9 лет назад уже отъездил 22 тыс. километров – практически каждый день за рулем. И противопоказаний у меня никогда не было – пусть я больше года служил в Вооруженных силах на ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Регулярно наблюдаюсь у медиков, сдаю анализы.

Так что если у нас продублируют российскую инициативу – после 80 лет ежегодный, к примеру, медосмотр, то я буду не против. Думаю, и с тестом на знание ПДД справился бы.

А опытный и возрастной водитель на дороге никогда не создает дискомфорт другим участникам движения – стиль вождения вырабатывается годами, и если ты никуда не торопишься, занял вторую полосу и едешь со скоростью до 70 км/ч, то никому не мешаешь. Хотя молодые, бывает, и подрезают со всех сторон.

Должна быть выработана культура воспитания безопасности: сел за руль – уважай других участников движения независимо от возраста. Гонками на дорогах не занимаюсь,  по жизни еще со времен службы в армии руководствуюсь правилом «ефрейторского зазора». Я должен быть в определенном месте за 5 минут до обозначенного времени, поэтому всегда выбираю время, приблизительно знаю трассу, правда, случаются пробки, но от них никто не застрахован.

Матвей ПРОХОРОВ

Добавить комментарий