Насколько правдивы анекдоты о водителях маршрутных такси и почему им позавидовал
бы сам Юлий Цезарь?
Ученые подсчитали, что за всю свою жизнь человек тратит на транспорт около четырех лет, проезжая достаточное расстояние – до Луны и обратно. Конечно, цифра эта очень приблизительная и может значительно варьироваться для жителя мегаполиса и сельской местности. Однако факт остается фактом: мы значительную часть жизни проводим в транспорте.
Маршрутное такси – наиболее популярно у городских жителей. Недорого, быстро и комфортно. Но вот безопасно ли? Согласно статистике Госавтоинспекции Могилевской области, за пять месяцев текущего года в ходе осуществления контроля за безопасностью перевозок пассажиров выявлено свыше 720 правонарушений со стороны водителей маршрутных такси. Многие из них создавали аварийную ситуацию на дороге и могли стать причиной ДТП.
«Маршрутчики» давно стали героями анекдотов. А их способности делать несколько дел одновременно – разговаривать по телефону, выдавать билеты на ходу и при этом вести микроавтобус – позавидовал бы сам Юлий Цезарь.
Действительно ли так много нарушителей среди водителей маршрутных такси? Проверим!
В рейд с экипажем межрайонного отдела ГАИ УВД Могилевского облисполкома в составе старшего госавтоинспектора майора милиции Александра Аношко и госавтоинспектора майора милиции Дмитрия Зверькова выезжаем около трех часов дня. На дорогах спокойно, транспорт идет практически полупустым, ведь время вечернего часа пик еще не наступило.
На одной из центральной улиц города внимание инспекторов привлекает маршрутное такси желтого цвета, и они принимают решение проследить за ним до конечной остановки. До пункта назначения – микрорайона «Техноприбор» – всего пару остановок, но за это время можно узнать, насколько серьезно относится водитель к соблюдению правил дорожного движения и автомобильных перевозок пассажиров.
Микроавтобус резво лавирует по асфальтовой дороге, однако скоростной режим не нарушает. Вдруг транспортное средство резко тормозит на повороте и, быстро высадив пару человек у магазина, продолжает свой путь.
– Посадка либо высадка пассажиров в неустановленном месте – одно из наиболее частых нарушений у водителей маршрутных такси, – комментирует Дмитрий Зверьков. – Популярнее только перегруз, то есть провоз стоячих пассажиров. Однако он обычно характерен для часа пик – утром, когда все едут на работу или учебу, и вечером, когда возвращаются.
На конечной остановке инспекторы оформляют протокол об административном нарушении по статье 18.14 часть 5 (нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил перевозки пассажиров или грузов). В этот раз водителю выписали штраф в размере одной базовой величины. Кстати, при повторном нарушении сумма штрафа будет гораздо больше.
– Практически все нарушения, которые допускают водители маршрутных такси, объясняются погоней за длинным рублем, – считают представители Госавтоинспекции. – Поэтому и подбирают пассажиров вне остановочных пунктов, превышают скорость, чтобы обогнать конкурентов и первыми доехать до остановки. С этой же целью обилечивают людей во время управления транспортным средством. Вот только руководствоваться принципом «кто быстрее – тот в выигрыше» на дорогах не лучшая идея. Такое поведение способствует созданию аварийных ситуаций, грозит опасностью для жизни пассажиров, находящихся в салоне транспортного средства, и других участников дорожного движения.
Следующее направление, которое решаем проверить – микрорайон 8-й кирпичный. Через него идет один из самых популярных маршрутов – № 8. Стоим на светофоре и видим, как из маршрутки, находящейся прямо перед нами, выскакивает женщина (кстати, здесь до ближайшей остановки буквально 100 метров). Уже через пару секунд загорается зеленый свет. Обгоняем нарушителя, и инспекторы замечают, что водитель не пристегнут.
Тут, к слову, заметили и нас. Мужчина за рулем растерялся и даже забыл выключить сигнал поворота. Доехав до конечной остановки, инспекторы занялись оформлением протокола, а водитель стал сетовать на пассажиров.
– Это же надо, взять и выскочить прямо на светофоре, – возмущался он. – Неужели я в этом виноват?!
Ему напомнили, что водитель общественного транспорта должен контролировать ситуацию в салоне и не допускать подобных случаев, которые, кстати, могут привести к трагедии.
– Однажды возле университета продовольствия в стоящую на светофоре маршрутку решила сесть бабушка. Она успела поставить в салон сумки, а когда залезала сама, загорелся зеленый, и маршрутка, резко дернувшись, поехала. Бабушка буквально вывалилась из микроавтобуса и получила травмы. Как оказалось, водитель этого не видел, – поделились историей инспекторы…
В итоге водителю-нарушителю выписали штраф в размере двух базовых величин. Он продолжил свой маршрут, а мы решили проехать в сторону деревни Калиновая. Маршрутные такси, которые встречались по пути, очень строго соблюдали все правила. Неужели так много добросовестных водителей?
– Конечно, сегодня ситуация с нарушениями у этой категории водителей гораздо улучшилась, – отмечают собеседники. – Однако не стоит забывать и тот факт, что уже в начале рейда, как только мы выезжаем на улицы города, срабатывает так называемое сарафанное радио. Поэтому водители становятся гораздо дисциплинированнее.
Стоит отметить, что работа с водителями, осуществляющими пассажирские перевозки, ведется постоянно. В числе мер – не только рейды, которые, кстати, сотрудники ГАИ проводят еще и совместно с Транспортной инспекцией, но и профилактические беседы, встречи как с водителями маршрутных такси, так и с перевозчиками.
И, как мы убедились во время рейда, сознательность водителей растет, а тот, кто продолжает нарушать, все равно окажется в поле зрения специалистов Госавтоинспекции.
ЦИФРЫ
В Могилевской области зарегистрировано свыше 700 транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, причем около 500 из них перевозят пассажиров в областном центре.
ИЗ СВОДОК ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ
За 5 месяцев текущего года по вине перевозчиков пассажиров зарегистрировано три ДТП, в результате которых один пешеход погиб, телесные повреждения получили два человека.
В деревне Черемушки Могилевского района 2 января житель Могилева, управляя микроавтобусом Volkswagen, совершил наезд на двигающуюся в попутном направлении по краю проезжей части местную жительницу. Женщина с телесными повреждениями была госпитализирована, а 9 января скончалась в больнице.
В Могилеве 11 января на пересечении улиц Первомайская и Комсомольская произошло столкновение микроавтобусов Fiat Ducatо и Volkswagen LT, двигающихся в попутном направлении. В результате ДТП пострадала пассажирка Fiat.
В Бобруйске местный житель, управляя микроавтобусом Mercedes-Benz Sprinter, на улице Советской при повороте на Дзержинского совершил наезд на пенсионерку, переходящую дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Женщине причинены телесные повреждения.
ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
В Бобруйске утром 4 июля 57-летний водитель маршрутного такси на микроавтобусе «Мерседес–Бенц–Спринтер» на пересечении улиц Орджоникидзе и Коласа при повороте налево не уступил дорогу водителю встречного автомобиля-такси «Ауди-100», движущегося по улице Орджоникидзе в направлении улицы Ульяновской. В результате столкновения автомобилей 43-летней пассажирке «Мерседеса» причинены телесные повреждения в виде легкой формы закрытой черепно-мозговой травмы и сотрясения головного мозга.
Женщина госпитализирована. По факту ДТП проводится проверка.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»