Ситуация ситуации рознь

Конкурс Минтранса: представляем победителя. Номинация «Лучший преподаватель автошколы»

Ситуация ситуации рознь

О чем думает человек, собирающийся получить водительское удостоверение? Конечно же, о том, какую автошколу выбрать: которая ближе к дому или где лучше готовят? Учащиеся Городокского государственного аграрно-технического колледжа перед таким выбором не стоят. Практически каждый выпускник вместе с дипломом получает водительское удостоверение категорий В, С и тракториста-машиниста.

В колледже ответственно относятся к подготовке водительских кадров, а потому теорию и практику ребятам преподают грамотные, влюбленные в свое дело специалисты.

Один из них – Вадим Винник. По итогам прошлого года он занял третье место в номинации «Лучший преподаватель автошколы». С ним недавно встретился наш корреспондент.

Подготовить водителей

– Смотр-конкурс на лучшую организацию по подготовке водителей автомобилей УП «Белтехосмотр» проводится ежегодно, – рассказывает Вадим Петрович. – Наш колледж принимал участие в четырех номинациях: «Лучший преподаватель», «Лучший мастер производственного обучения», «Лучшая учебная организация по подготовке водителей» и «Лучшее учебно-методическое пособие». Основные цели и задачи конкурса – стимулирование инициативы учебных организаций по повышению качества и культуры оказания услуг по подготовке водителей, совершенствование учебно-материальной базы и учебного процесса, а также распространение передовых форм и методов подготовки водителей.

Критериями допуска для участия являются соответствие учебно-материальной базы, организация учебного процесса и проведение экзаменов в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов и программ подготовки, укомплектованность и квалификация персонала, отсутствие обоснованных жалоб и замечаний. Считаю, мы достойно были представлены во всех номинациях, поскольку всегда к процессу обучения подходим серьезно. Как со стороны администрации имеется контроль, так и сами преподаватели и мастера всегда стараются передать ученикам максимум из того, что сами знают и умеют. Наша задача – именно подготовить водителей, а не натаскать учеников для того, чтобы они сдали экзамен в ГАИ.

– Как вы узнали, что заняли призовое место в столь престижном конкурсе?

– Это стало для меня сюрпризом. Все-таки учебных заведений, где обучают водительскому мастерству, в стране много. Узнал в конце декабря. Заместитель директора по производственному обучению сказал, что из «Белтехосмотра» пришел документ, касающийся меня. Я подумал, что это очередной акт инспекторской проверки, а прочитав, понял: это – награда. Естественно, был приятно удивлен. В конкурсе я принимал участие на протяжении последних пяти лет. И вот результат. Как говорится, упорство и труд все перетрут.

Ситуация ситуации рознь

Ситуация ситуации рознь

По собственной методике

– Что предопределило результат?

– Даже не могу сказать, что стало определяющим фактором. Для участия в конкурсе необходимо было представить итог работы преподавателя. А это – объективные показатели результатов сдачи экзаменов учащимися в учебной организации и в Госавтоинспекции. У нас они всегда выше среднего областного показателя. С первого раза в ГАИ экзамены сдает 70–75 процентов курсантов, иногда больше. В зависимости от группы.

Наша задача – проводить обучение на высоком методическом уровне. Мы разрабатываем собственное программное обеспечение для занятий, а не только пользуемся программами ЧУП «Новый поворот» или других разработчиков. Лично я в прошлом году поставил видеорегистратор на свою автомашину, заснял основные моменты по дорожным маршрутам, типичные дорожные ситуации. На базе этих видеороликов мы создали фильм и обучающие программы с привязкой к местности, знакомой ученикам. Все моменты разбираем на занятиях. Важно не просто знать ПДД, а понимать, как правильно поступить в конкретной дорожной ситуации. Будущие водители также должны воспитать в себе чувство личной ответственности.

Еще один важный критерий – учебно-методические пособия, представленные на конкурс. Все планы конспектов для меня не являются формальными. Они глубоко проработаны, и для каждой учебной дисциплины каждое занятие оформлено соответствующим образом. Наши планы конспектов представителями «Белтехосмотра» всегда признаются одними из лучших. Если, к примеру, случаются какие-то изменения в законодательстве, это сразу же отражается в планах. Да, при проведении занятий я ими не пользуюсь – опыт позволяет обходиться без подсказок во время урока, но при подготовке к занятиям это – незаменимая вещь.

Не знаю, что было определяющим при выборе меня лауреатом конкурса. Но считаю важным для себя показателем отсутствие аварийности у моих выпускников. Кроме того, у меня нет замечаний во время инспекторских проверок и жалоб учащихся. Люди довольны качеством предоставляемых услуг.

Теперь, позвольте, одно замечание: очень хотелось бы ознакомиться с методическими пособиями тех, кто занял первое и второе места в конкурсе. Их нет в общем доступе. Возможно, этими пособиями смогли бы воспользоваться и другие преподаватели. А так получается, что это – работы для внутреннего пользования.

– Ваш колледж в основном готовит специалистов для сельского хозяйства…

– В деревне сейчас специалисту невозможно обойтись без умения управлять транспортным средством. С одной стороны, продолжается процесс укрупнения сельхозпредприятий. В том же Городокском районе вместо прежних 36 хозяйств осталось семь, и объехать территорию каждого на велосипеде не получится. С другой стороны, как будет выглядеть в глазах подчиненных механик или завгаражами, у которого нет водительских прав? Да и на рынке труда выпускник колледжа с водительскими правами будет иметь больше шансов для трудоустройства. Если нет вакансии механика, можно на время сесть за руль автомобиля или трактора.

– Сложно учить водительскому мастерству ребят?

– Конечно. Всегда самым важным моментом в обучении является личная мотивация учащегося. С возрастом люди осознанно приходят учиться в автошколу и понимают, что после получения водительских прав будут ежедневно управлять автомобилем, поэтому проблем с мотивацией не испытывают. Для них важно научиться безопасному вождению. А вот у 16–18-летних учеников еще нет понимания важности обучения. Многие хотят прилагать минимум усилий, чтобы получить максимальный результат. Но надо понимать, что теория без практики ничто, как и практика без теории.

У меня налажено четкое взаимодействие с мастерами производственного обучения. Приходит, к примеру, мастер и говорит: такой-то учащийся систематически допускает определенные нарушения. Мы это разбираем с ним индивидуально и акцентируем внимание на этом других учеников. Чем качественнее мы подготовим водителей, тем более безопасными будут наши дороги.

Ситуационный метод

– Вы говорили, что нет возможности ознакомиться с методическими пособиями других участников конкурса. А своими секретами поделитесь?

– Боюсь, вам не хватит газетной площади. Учебный кабинет оборудован по всем требованиям, установлен большой монитор, где разбираются дорожные ситуации. И, как я уже говорил, основной акцент делается на ситуационном обучении. Как преподаватель высшей категории я обязан каждые пять лет производить защиту педагогического опыта. Его я планировал и описывал на применении методики ситуационного обучения при подготовке и переподготовке водителей. Например, приходят водители, имеющие категорию В и желающие получить С. Начинаю с ними рассматривать ситуацию, с которой они никогда не сталкивались. И водителю сложно сразу сказать, как правильно поступить. Он прекрасно знает Правила дорожного движения, но не знает, как их применить в данном случае.

Обучение строю именно на разборе дорожных ситуаций. Изучили что-то – разбираем. Благо интернет доступен везде: ролики с дорожно-транспортными происшествиями обновляются, их можно просматривать и разбирать, установить момент, когда водитель мог исправить ситуацию, не допустить ДТП. Уверен, при разборе аварии надо как выяснять причины, приведшие к ней, так и учитывать действия водителя в сложной ситуации. Важно не только соблюдать Правила дорожного движения, но и уметь управлять автомобилем так, чтобы исключить саму возможность ДТП. Такое понимание приходит с опытом. Я уверен: этому надо учить сразу.

По моему убеждению, ученик должен научиться предвидеть развитие ситуации, которая может привести к неприятным последствиям. Надо развивать навыки дорожного прогнозирования, уметь видеть моменты, которые могут привести к опасным последствиям. Недавно разбирали случай в группе переподготовки. Я показываю: в этой конкретной ситуации ехать нельзя, хотя ПДД не запрещают. Водитель в ответ: я пять раз так проехал, и ничего не случилось. Хорошо, что не случилось. Но шестой может оказаться критичным. Необходимо заблаговременно просчитывать опасные ситуации на дорогах и быть готовым к их предотвращению.

Кроме того, у нас есть программа с определенной структурой сдачи зачетов. После каждого делаются анализы допущенных ошибок: индивидуальный и групповой. Программа собирает ошибки, и наиболее типичные из них всегда рассматриваются отдельно.

Иногда на занятиях мы применяем метод игры. Например, рассказываем о взаимоотношениях водителя и сотрудника ГАИ. Один из учеников играет роль инспектора, другой – водителя. Так же «играем» в регулировщика. Одно дело, когда вы управляете автомобилем и знаете сигналы, другое – когда вам приходится думать за всех участников движения. Все происходит в классе. Для этого много места не надо.

– Сегодня регулировщик на перекрестке – редкость…

– Сигналы регулировщика надо знать каждому. Они во всех странах одинаковые и периодически применяются, когда светофор неожиданно выходит из строя или требуется разгрузить большие потоки собравшихся машин и людей. К примеру, в ходе фестиваля «Славянский базар в Витебске». Иногда приходится слышать реплики водителей: «На перекрестке сегодня регулировщик стоял, пришлось объезжать кругом». Зачем? Сигналы регулировщика просты и хорошо запоминаются, если им правильно обучать. К сожалению, сейчас многих водителей они вводят в ступор. И это говорит, прежде всего, о низком качестве обучения в отдельных автошколах.

– С кем проще работать: с 16–17-летними мальчишками или с теми, кто каждый день за рулем собственного авто и проходит переподготовку на категорию С?

– Однозначно ответить нельзя. В большинстве своем молодежь впитывает всю информацию с нуля. А у водителей со стажем есть определенный ситуационный опыт, и не всегда правильный. Да и знания Правил дорожного движения со временем уходят. Все надо повторять заново. Водители из групп переподготовки всегда задают много вопросов и часто удивляются, услышав ответ. В Городке движение не столь интенсивное, как в Витебске, куда не все ездят. Многих дорожных знаков у нас нет. К примеру, невозможно выехать на набережную.

Без ДТП

– Какие неприятности чаще всего могут подстерегать водителей в Городокском районе?

– В самом городе после проведения здесь фестиваля-ярмарки «Дожинки» дорожная сеть находится в хорошем состоянии. Движение организовано таким образом, что создание аварийной ситуации минимальное. Но рядом с Городком проходит оживленная трасса Е95 Санкт-Петербург – Одесса. Там много машин, в том числе большегрузных, и водители часто превышают скоростные режимы. Потому нужно быть предельно осторожным при выезде на нее и движении по ней. Впрочем, разумно надо поступать всегда и везде.

– Какие складываются взаимоотношения у колледжа с районной Госавтоинспекцией?

– Рабочие. Мы с удовольствием взаимодействуем с ГАИ, приглашаем сотрудников на занятия, где они рассказывают о ситуации на дорогах района, приводят конкретные примеры. Учащимся это интересно. У нас на стендах размещаются фото ДТП, совершенных в нашем районе. Привязка к местности делает ситуацию более конкретной. Информация о месте, знакомом с детства, всегда воспринимается более эмоционально, чем абстрактная картинка, а значит, лучше запоминается.

– На каких автомобилях учатся ездить ваши ученики?

– Что касается легковых, то у нас – черыре автомобиля ВАЗ-2107, есть «ДЭУ», «Ситроен». Машины не старые, на механике, с минимальным количеством опций. Считаю: чем менее комфортен автомобиль в автошколе, тем больше удовольствия ученик получит от машины, которую приобретет сам. Наша задача – научить управлять любой техникой. Есть и грузовые МАЗы. Мастера имеют высокую квалификацию и большой опыт работы. Наши автодромы полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

Кстати, когда человек только учится ездить, он больше думает, как выжать сцепление и переключить передачу. Акцентирует внимание на том, чтобы машина не заглохла на перекрестке. Часто даже не замечает маршрут. Вот мне и приходится более детально уделять внимание самому маршруту.

– Расскажите немного о себе.

– Родом я из Городка. Учился в Белорусской сельскохозяйственной академии на инженера-механика. С 2003 года работаю преподавателем ПДД и основ безопасности дорожного движения в аграрно-техническом колледже. Имею достаточный опыт управления автомобилем. Могу приводить примеры, основываясь на собственных наблюдениях. В ДТП не попадал. Хотя, как показывает опыт, знание Правил дорожного движения не дает гарантии. Но пока Бог миловал.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»