Тема строительства новых станций белорусской подземки всегда вызывает неподдельный интерес у минчан и представителей средств массовой информации. Вошли в активную стадию работы по обустройству трех станций третьей линии Минского метрополитена, идущих в направлении столичного микрорайона Курасовщина. Специалисты и руководители дают журналистам газет и телеканалов развернутые комментарии о ходе строительства. Мы же сегодня поговорим об унитарном предприятии «Минскметрострой», этапах его развития, диапазоне задач и производственных возможностях.
Итак, эта уникальная организация, которой ныне руководит генеральный директор Василий Косовец, является современным предприятием, обладающим большим опытом работы в строительной индустрии. Его специализированные подразделения сооружают тоннели и станции метрополитена открытым и закрытым способами в любых гидрогеологических условиях с применением различного технологического оборудования.
Возникновение и история «Минскметростроя» неразрывно связаны с Минским метрополитеном. Строительство подземки в белорусской столице началось в 1977 году.
3 мая на месте будущей станции «Парк Челюскинцев» экскаватор зачерпнул первый ковш земли. Вскоре здесь появилась первая сваебойная машина, и 16 июня машинист специализированного управления механизации № 96 треста «Строймеханизация» Николай Полевков вбил первую сваю в котлован будущей станции. От этой «печки» и пошли «плясать» строители, которые готовили фронт работ для прокладки первой (Московской) линии белорусского метро.
Заметьте, я говорю строители, потому что только осенью 1977-го из Туапсе в Минск был передислоцирован тоннельный отряд № 1. Начальником управления строительства «Минскметростроя» был назначен почетный транспортный строитель, кавалер ордена «Знак Почета» Алексей Прокудин. У него и его коллег имелся богатый опыт возведения Московского метрополитена, прокладки тоннелей в Узбекистане, на Кавказе, в Кабардино-Балкарии, сооружения Чиркейской ГЭС. Первый проходческий щит был привезен из Харькова и смонтирован к ноябрю того же года.
А вот начало строительства производственной базы для будущего «Минскметростроя» закладывалось еще в 1976 году. Началось возведение завода железобетонных и бетонных конструкций. После его ввода в строй удалось наладить выпуск уникальных изделий для белорусской подземки.
Первые 692 метра из многих километров столичного метро прошла бригада Вячеслава Великанова, тем самым дав старт строительству. Это была поистине всенародная стройка. Сотни специалистов, имевших бесценный опыт возведения подобных объектов в других городах, были приглашены в Минск и составили основу коллектива метростроителей. Десятки заводов белорусской столицы выполняли заказы предприятия, что позволяло вести строительство высокими темпами.
Увеличение объемов работ требовало введения новой структуры. Численность метростроителей к 1979-му достигла 1700 человек. 1 апреля того года было создано управление строительства «Минск-метрострой», объединившее в своем составе тоннельный отряд № 1, строительно-монтажное управление № 1, управление механизации, ремонтно-механический завод и управление производственно-технологической комплектации.
В 1980-м управление строительства расширилось за счет введения в строй завода железобетонных изделий. В связи с ростом объемов работ появилась необходимость в создании еще одного структурного подразделения – строительно-монтажного управления № 2.
В этот период в Беларуси впервые в мировой практике метростроения были разработаны и внедрены:
технология возведения станций метрополитена мелкого заложения с несущими конструкциями, сооружаемыми методом «стена в грунте»;
конструкция тоннельной железобетонной обделки с жесткими продольными связями;
конструкция и технология сооружения станции метрополитена из унифицированных крупногабаритных сборных элементов и некоторые другие.
Чего стоит только сооружение виброзащиты здания инженерного корпуса № 1 метрополитена от воздействия подвижного состава! Здесь были применены уникальные резиновые изоляторы (они также использовались в местах прохождения тоннелей под памятниками архитектуры). Дело в том, что здание, где и сегодня размещена администрация Минского метрополитена и ряд структурных подразделений, находится прямо над тоннелями станции «Площадь Ленина». И если бы не технологии виброзащиты в здании на проспекте Независимости, 6, резонанс был бы такой, что столы и стулья «гуляли» бы по кабинетам самостоятельно. Как и ходило бы все ходуном в православном соборе вблизи станции «Немига».
В канун 40-й годовщины освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков, 29 июня 1984 года, минчане получили возможность воспользоваться новым видом городского транспорта – была введена в эксплуатацию первая линия метрополитена.
Сегодня УП «Минскметрострой» объединяет восемь структурных подразделений: тоннельный отряд № 1, строительно-монтажные управления № 1 и 2, управление механизации и электромонтажное, геодезическо-маркшейдерское, завод железобетонных изделий и ПСУ «Руденское». В этих структурах трудятся более 2 тыс. человек.
На данном этапе предприятие ведет строительство Зеленолужской линии, которая соединит северные и южные районы столицы с центром, пройдет под рекой Свислочь. Предполагается, что она будет состоять из 14 станций. Первый участок третьей ветки протяженностью 7,7 км включит в себя семь станций, инженерный корпус, здание обслуживающего персонала и электродепо «Слуцкое».
«Минскметрострой» успешно осваивает передовые технологии, применяет современное высокопроизводительное оборудование. Благодаря этому повышаются безопасность и эффективность строительства, снижается трудоемкость, сокращаются сроки и стоимость строительства.
За последние годы специалистами предприятия проведена большая работа по технической реконструкции завода железобетонных изделий, позволившая выпускать высокоточную отделку для строительства линий метрополитена. Освоено производство блоков БВ2-М для упругого крепления рельсового пути метрополитена. В свое время удалось закупить современное оборудование – тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) французской фирмы Bessak, комплект оборудования для выполнения работ по возведению ограждающей противофильтрационной стены котлована методом «стена в грунте», установки горизонтально направленного бурения и некоторое другое.
В арсенале предприятия имеется техника специального назначения: краны на автомобильном ходу и спецшасси с высокой грузоподъемностью, автосамосвалы, автобетоносмесители, бетононасосы (включая самоходные гусеничные), передвижные электростанции, экскаваторы, оборудованные грейфером и гидроклином, фронтальные погрузчики.
Перечень видов работ, которые могут выполнять специалисты УП «Минскметрострой», внушительный:
проходка тоннелей механизированным и немеханизированным щитами;
верхнее строение путей (в том числе на железобетонных виброблоках типа EBS);
перекладка инженерных сетей;
разработка грунта в котлованах любой сложности.
По плечу метростроителям также:
все виды буровых и прокольных работ;
создание буросекущих, буронабивных и буроинъекционных свай;
бурение скважин с установкой обсадных труб;
анкерные крепления (стержневые, в том числе титановые, прядевые анкера),
земляные и другие работы.
Допустим, только устройство верхнего строения пути и контактного рельса определяет следующий порядок работ. Это – доставка к месту укладки рельсовых плетей, шпал, скреплений и монтажных деталей для раскрепления пути, укладка пути. Затем – подъем, рихтовка и раскрепление пути с помощью распорных домкратов; установка опалубки путевого водоотвод-ного лотка и противоугонных приямков; укладка путевого бетона; снятие монтажных устройств; отделка пути; монтаж контактного рельса и его устройств. То есть целый комплекс работ с высокой точностью.
В УП «Минскметрострой» разработана и эффективно действует система контроля качества строительства. В структуре предприятия есть испытательная строительная лаборатория. Она аттестована Госстандартом Республики Беларусь. В организации внедрена и функционирует система менеджмента качества.
Стабильность, надежность, эффективность, успешное освоение новых технологий – все это способствует созданию достойного имиджа предприятия не только на территории республики, но и за ее пределами. Организация не раз удостаивалась почетных грамот и благодарностей Президента Беларуси, администрации Минского городского исполнительного комитета и администраций районов столицы.
Не так давно предприятие было занесено на Республиканскую доску Почета и Доску почета Партизанского района. Многократно признавалось лучшей строительной организацией района, не раз становилось победителем республиканских конкурсов «На лучшее достижение в строительной отрасли в Республике Беларусь» и «Лучший строительный продукт года».
Коллектив «Минскметростроя» гордится тем, что в его рядах трудились (а некоторые продолжают трудиться) кавалеры орденов: Ленина, Октябрьской Революции, Дружбы народов, «Знак почета», Трудовой Славы II и III степени. Многие работники награждены медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За трудовые заслуги» и «За доблестный труд». Часть высокопрофессиональных специалистов удостоена званий «Почетный транспортный строитель СССР» и «Заслуженный строитель БССР», награждены почетными грамотами Верховного Совета БССР, Совета Министров Республики Беларусь, нагрудным знаком Союза строителей «За заслуги в строительстве».
Победы и достижения стали возможны благодаря замечательным людям, преданным своей профессии и родному городу. Слаженность действий и высокий профессионализм всех сотрудников предприятия – залог успешной работы «Минскметростроя»: вчера, сегодня и завтра.
Плотная городская застройка, насыщенная сеть инженерных коммуникаций, неустойчивые, сильно обводненные грунты и ряд других факторов повлияли на условия труда метростроителей. Они квалифицировали градостроительные и инженерно-геологические условия строительства подземки, как сложные и очень сложные. Все это потребовало принятия нестандартных решений и применения уникальных технологий.
Одна из главных особенностей нынешнего строительства белорусской подземки – уровень прокладки тоннелей. Часть из них проходит на глубине более 20 метров (прежде уровень залегания сводов тоннелей в среднем варьировался от 10 до 15 метров).
Четыре станции третьей линии метро («Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Богушевича» и «Юбилейная площадь») уже стали самым глубоким участком в городе. А «Юбилейная площадь» опустилась вглубь более чем на 24 метра (расстояние от вестибюля до платформы) и «занырнула» ниже всех других станционных комплексов.
Всего за время своего существования метростроители построили и ввели в эксплуатацию более 41 км пути в двухпутном исчислении и 33 станции Минского метрополитена.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена