О том, как осуществляется надзор за исполнением законодательства предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами железнодорожного, трубопроводного, авиационного и водного транспорта, а также транспортного строительства, рассказывает в интервью корреспонденту «ТБ» Людмиле КОПАТЬ Гомельский транспортный прокурор старший советник юстиции Сергей КАЗАКЕВИЧ.
– Сергей Вячеславович, что можно сказать о результатах надзорной деятельности за первое полугодие? Какова статистика преступлений на транспорте?
– Основные наши усилия были сосредоточены на защите прав и свобод граждан, объектов транспорта и пассажиров от преступных посягательств, охране государственной собственности, снижении уровня травматизма, усилении координирующей роли прокуратуры в борьбе с преступными проявлениями, коррупцией.
С начала года сотрудниками прокуратуры проведено восемь общенадзорных проверок на поднадзорных предприятиях и организациях транспорта. Обращаем внимание на соблюдение государственной дисциплины, в том числе на выполнение требований директив Президента Республики Беларусь, природоохранного, трудового законодательства, работу с обращениями граждан и юридических лиц, антикоррупционного законодательства, сохранность собственности, законность правовых актов и т. п.
По результатам проведенных проверок исполнения законодательства направлено 17 представлений, вынесено 17 предписаний и 8 протестов, объявлено 16 официальных предупреждений. К дисциплинарной ответственности привлечено 27 работников, к административной – 28. В общие суды направлено шесть исковых заявлений на сумму 11 580 рублей, в экономические – 22 на общую сумму 69 654 рубля.
Особое внимание транспортная прокуратура уделяет усилению надзора за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией.
С учетом того, что с 1 июля 2016 года отделение БЭП Гомельского ОВДТ упразднено, борьба с коррупцией осуществляется в основном по линии общего надзора. В 2018-м он значительно усилен.
Так, на поднадзорных предприятиях и в организациях проведено две проверки, в ходе которых выявлены многочисленные нарушения законодательства, регламентирующего порядок осуществления закупок, а также в деятельности комиссий по противодействию коррупции. По результатам проверок подготовлено три представления. Два должностных лица официально предупреждены о недопустимости нарушения антикоррупционного законодательства, девять – привлечены к дисциплинарной ответственности и три – к административной.
Говоря о криминогенной обстановке, хочу отметить, что в январе – июле Гомельским отделом внутренних дел на транспорте зарегистрировано 15 преступлений. За аналогичный период прошлого года их было совершено 56. Общее количество зарегистрированных преступлений снизилось на 73,2 процента, и на 58,7 процента сократилось количество краж. Особо тяжких и тяжких преступлений совершено семь в 2017 году и два – в текущем (снижение – 71,5 процента). Не было допущено убийств, причинения тяжких телесных повреждений, грабежей и разбоев. С девяти до пяти уменьшилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, с 14 до четырех – совершенных лицами, имеющими судимость. Удалось добиться сокращения числа преступлений в общественных местах – с 27 до 8. По выявленным преступлениям материальный ущерб составил 790 рублей, возмещен – в размере 658 рублей, или 83,3 процента.
Сотрудниками ОВДТ проводились специальные комплексные мероприятия по отработке поездов региональных и межрегиональных линий: «Пригородный поезд», «Арсенал», «Безопасность», «Нелегал». К административной ответственности за совершение различных правонарушений привлечено 2328 граждан. Удалено с объектов транспорта 1075 человек, находившихся в состоянии алкогольного опьянения.
– На контроле транспортной прокуратуры – укрепление законности и правопорядка в сфере безопасности движения железнодорожного транспорта и перевозки пассажиров. Знаю, что случаев производственного травматизма в этом году не допущено, а как обстоят дела с непроизводственным?
– Среди наших основных задач – обеспечение безопасных условий движения транспорта, недопущение крушений, аварий и катастроф, снижение случаев брака в работе железнодорожного транспорта и фактов гибели граждан на железной дороге, не связанных с производством (непроизводственный травматизм). По вопросам обеспечения безопасности движения транспорта руководителям предприятий с начала года внесено одно представление, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, четыре физических лица – к административной.
Меры прокурорского реагирования были направлены на обеспечение не только безопасных условий движения железнодорожного транспорта на подъездных путях предприятий области, но и безопасности жизнедеятельности на воде. Не первый год прокуратурой совместно с работниками Государственной инспекции по маломерным судам практикуется проведение рейдов по соблюдению Правил плавания по внутренним водным путям Республики Беларусь на реках и водоемах Гомельской области.
Тем более что у всех на слуху трагедия, произошедшая в Могилеве в конце июня. Там во время занятий по академической гребле опрокинулась лодка. 14-летний байдарочник пытался выплыть самостоятельно, но не смог. Подросток был без спасательного жилета, рядом не оказалось тренера. Тело школьника из воды извлекли спасатели. Чтобы не допустить подобного на наших реках, мы и проводим проверки. Так, в ходе рейдовых мероприятий транспортной прокуратуры и ГИМС был выявлен факт нахождения учащихся одной из детско-юношеских спортивных школ Гомеля на маломерных судах без спасательных жилетов. Проводивший занятия с детьми тренер-преподаватель их отсутствие объяснил тем, что при усиленных нагрузках в теплую и жаркую погоду они якобы способствуют ускоренному повышению температуры тела, поднятию пульса спортсменов и будто бы мешают достижению высоких спортивных результатов.
Еще один тренер в обход инструкции управлял моторным маломерным судном без удостоверения на право его управления. Кроме того, установлен факт передвижения еще одного тренера-преподавателя на маломерном судне, не прошедшем в установленном порядке государственное техническое освидетельствование. К указанным наставникам применены меры прокурорского реагирования.
В результате целенаправленной профилактической работы, в том числе и проведенных Гомельской транспортной прокуратурой мероприятий (лекции и беседы в учебных заведениях, на предприятиях, в СМИ), нам удалось добиться значительного снижения числа случаев непроизводственного травматизма.
Так, с января по июль зарегистрировано восемь фактов травмирования граждан железнодорожным транспортом, (за такой же период 2017 года – 11), в том числе со смертельным исходом – четыре (7 – в 2017-м). Причем все имевшие место факты произошли по вине самих потерпевших. А основными причинами несчастных случаев стали невнимательность и личная неосторожность граждан, пренебрежение правилами безопасности при нахождении на объектах железной дороги, хождение и переход по путям в неустановленных местах.
В качестве примера приведу два резонансных случая травмирования подростков на железнодорожных путях, произошедшие в прошлом и этом году. Смертельную травму получил 16-летний подросток из Жлобина, который залез на осветительную опору, чтобы сделать селфи. К несчастью, рядом с осветительной находилась опора контактной сети с напряжением в 27 тысяч вольт. При приближении поезда возник разряд, и подростка мгновенно убило ударом током. Весь процесс восхождения на опору снимался на мобильный телефон другом погибшего, и смерть школьника была запечатлена на видео.
Этих и других ребят почему-то не останавливают вывешенные на столбах предупредительные таблички, они словно ищут опасность и беду на свои головы. И чтобы исключить подобные несчастные случаи, Гомельское отделение Белорусской железной дороги по всей области осуществило установку 310 оградительных люков на лестницах подъема на жесткие поперечины контактной сети. Вылилось это в немалую сумму – 11,66 тысячи рублей. Но в целях безопасности на это пошли! Данный опыт решено распространить на все отделения Белорусской железной дороги.
Во втором случае серьезную травму получил 15-летний подросток, который на одной из станций пытался перейти железнодорожные пути, набросив на голову капюшон и с наушниками в ушах. К тому же он шел утром в школу «партизанской тропой», хотя в 90 метрах находится оборудованный стационарный переход. Несмотря на сигналы приближающегося поезда и крики стоящих на платформе людей, парень ничего не слышал и не видел. Он поставил ногу на шпалу, почувствовал вибрацию, но было уже поздно – удар пришелся в голову. Подросток выжил, но последствия травмы оказались очень серьезными, а прогнозы на будущее неопределенны…
Еще раз хочу всем напомнить: объекты транспорта – не место для прогулок, селфи и веселого времяпрепровождения, особенно в пьяном виде. Железнодорожный транспорт является объектом повышенной опасности и подобных шалостей не прощает. Безусловное выполнение действующих на транспорте правил – залог вашей безопасности.
– Сергей Вячеславович, несомненно, свою «лепту» в статистику совершенных правонарушений и непроизводственного травматизма вносят любители спиртного и те, кто совершил суицид…
– В ходе надзорной деятельности мы также уделяем внимание соблюдению требований законодательства о профилактике пьянства и алкоголизма. Эти вопросы согласно координационным планам контрольной (надзорной) деятельности систематически изучаются в ходе плановых проверок предприятий транспорта. В прокуратуру поступают сведения о состоянии трудовой и исполнительской дисциплины на Гомельском отделении дороги. Мы их анализируем и требуем привлечь к административной ответственности лиц, допустивших факты распития спиртных напитков или появления на рабочих местах в состоянии алкогольного опьянения.
Значительно усилен надзор за законностью привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности. А что касается преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, то их количество в последние годы снижается. Если за семь месяцев прошлого года имело место девять таких фактов, то за такой же период текущего – пять (минус 44,5 процента). С начала года на железнодорожных путях получили травмы три нетрезвых гражданина (за такой же период 2008 года – пять).
Озабоченность транспортной прокуратуры вызывают и случаи самоубийств – три с начала этого года. При разбирательстве становится понятно: основные их причины – социальная неустроенность, проблемы в личной жизни и семье. Так, в мае текущего года встала перед приближающимся поездом в колее между рельсами 64-летняя женщина. Оказалось, после смерти мужа она пристрастилась к спиртному и постоянно говорила соседям, что ей не хочется жить.
Еще один погибший – 21-летний рабочий одного из гомельских предприятий – свел счеты с жизнью, внезапно выбежав перед поездом и положив голову на рельсы. О своем намерении родным он ничего не говорил, но выяснилось, что накануне смерти изучал расписание поездов и слушал музыкальный аудиофайл со словами «смерть, ад, бездна»…
Последнее самоубийство произошло в июле. Мужчина 1962 года рождения напился, поругался с женой и пошел на железнодорожную станцию. Там он залез в колею под поезд, высунул голову и положил ее на рейсы. Суицидник (а незадолго до этого родные вытянули его из петли) погиб. По трагическому стечению обстоятельств все это видела его жена из окна дома, который находится рядом с пассажирской платформой.
Хочется предостеречь потенциальных самоубийц от подобных решений проблем. Депрессии и временные трудности, переживаемые ими, абсолютно несопоставимы с горем, которое они могут причинить родным и близким людям своим поступком. Проблемы когда-нибудь уйдут, а трагедия и боль от потери близкого человека останутся с их родственниками навсегда…
Вызывает тревогу и увеличение числа хищений с объектов транспорта оборудования, содержащего цветные и черные металлы. Граждане, не желающие заниматься общественно-полезным трудом, для добычи и последующей сдачи в пункты приема этого самого металла регулярно осуществляют набеги на объекты железнодорожного транспорта.
Так, на воровстве дроссельных перемычек попался неоднократно судимый за кражи и грабежи 53-летний житель Речицы. Признаться, случай из разряда анекдотических. В момент, когда на территории станции Гомель-Четный он стал ключами откручивать перемычки, у дежурной по станции сработала сигнализация по типу «ложная занятость», и она по громкоговорящей связи отправила на участок работников, которые вызвали еще и сотрудников ВОХР. Злоумышленник решил переждать неприятности и спрятался неподалеку в кустах, а чтобы не было страшно, выпил прихваченную с собой бутылку вина и уснул рядом с местом преступления. Сотрудники охраны обратили внимание на примятую траву, проследовали в кусты по следу, нашли его и разбудили. Улики были неоспоримыми: руки в мазуте, ключи рядом. Возбуждено уголовное дело, подозреваемый арестован и помещен в СИЗО.
Любителям легкой наживы следует знать, что наказание за содеянное неотвратимо, рано или поздно они будут задержаны и предстанут перед судом. Так, в 2017 году совершившие ряд хищений с объектов транспорта трое ранее судимых жителей Гомеля при проведения оперативно-разыскных мероприятий были задержаны и после расследования осуждены судом к различным срокам лишения свободы. А совершивший подобное преступление 52-летний ранее неоднократно судимый житель Гомельского района, надеявшийся скрыться от следствия на территории Российской Федерации, был задержан в Краснодарском крае, экстрадирован в Беларусь и привлечен к уголовной ответственности.
– С какими вопросами и проблемами чаще всего обращаются граждане к транспортному прокурору?
– У нас имеется график личного приема граждан, но если у человека возникает необходимость, то он может прийти в любой день. Как правило, люди жалуются на нарушения трудового законодательства, незаконное привлечение к административной ответственности, незаконные действия сотрудников милиции и следователей.
В этом году с разного рода жалобами в Гомельскую транспортную прокуратуру обратилось 26 граждан и юридических лиц, из них 11 побывали у меня на личном приеме.
Прокуратура незамедлительно реагирует на допущенные нарушения прав заявителей и принимает все возможные меры для их восстановления. Так, к нам поступило обращение гражданина о несогласии с постановлением филиала Транспортной инспекции по Гомельской области о наложении на него административного взыскания в виде штрафа в размере четырех базовых величин по ст.18.24 КоАП Республики Беларусь (допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, имеющего неисправности). В результате разбирательства постановление отменено как незаконное. Дело в отношении заявителя было направлено на новую подготовку к рассмотрению и по его результатам прекращено.
– Я знаю, что транспортной прокуратурой систематически проверяется исполнение природоохранного и земельного законодательства. Какие нарушения в этой части наиболее распространены?
– В текущем году по результатам проверок исполнения законодательства об охране природы и земельного законодательства руководителям предприятий внесено семь предписаний об устранении выявленных нарушений, девять должностных лиц привлечены к административной ответственности. Наиболее распространены нарушения порядка учета образования отходов производства, необеспечение раздельного сбора мусора, а также условий хранения отходов, содержащих ртуть, загрязнение атмосферного воздуха. Установлены случаи, когда на земляных участках (зеленой зоне) размещаются отходы производства, превышаются нормативы предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в воздухе, земле, воде.
– Какие меры принимаются по повышению эффективности прокурорского надзора?
– В этом году мы будем продолжать работу, направленную на дальнейшее снижение уровня преступности, травматизма и гибели граждан, на выявление коррупционных правонарушений, охрану законных прав граждан и трудовых коллективов.
На заседаниях координационного совещания правоохранительных органов на транспорте Гомельской области по борьбе с преступностью и коррупцией постоянно рассматриваются вопросы профилактики правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних, рецидивной преступности, пьянства и алкоголизма, борьбы с преступностью и коррупцией, а также эффективности работы общественных формирований поднадзорных транспортных организаций.
Только общими усилиями правоохра-нительных органов на транспорте и поднадзорных предприятий и организаций мы сможем обеспечить качественное выполнение задач по соблюдению законности и правопорядка на объектах транспорта.