В состоянии стресса и из-за боязни ответственности водителям, совершившим ДТП, кажется, что они смогут остаться незамеченными и тем самым избегут наказания. В такой ситуации часто срабатывает психологический элемент защиты: бежать! Но это абсолютное заблуждение.
«Каждый сидящий за рулем должен знать, что авария не всегда свидетельствует о вине водителя. А вот бегство с места происшествия, когда потерпевшего оставляют в опасном для жизни состоянии, грозит серьезной ответственностью», – сказала в интервью «ТБ» начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома Надежда Касперович.

От себя не убежать
По итогам прошлого года в Витебской области на 12,5% возросло количество попыток скрыться с места ДТП: зафиксировано 18 таких случаев, в которых четыре человека погибли, еще 18 получили различной степени тяжести ранения. В шести авариях виновники находились в состоянии алкогольного опьянения, а в четырех случаях не имели право управления транспортными средствами.
В восьми ДТП водители покинули место аварии, совершив наезд на пешехода, в четырех – наезд на велосипедистов, в двух происходило опрокидывание транспортного средства, по одному – после наезда на препятствие, столкновения на пересечении дорог, лобового столкновения и выпадения человека из транспортного средства.
Наибольшее число происшествий, когда водители покидали место происшествия, совершено в июле – четыре. Виновники ДТП, видимо, рассчитывали, что хорошая погода, зелень в лесах и парках помогут скрыться с глаз.
И еще. Чаще всего водители пускались в бегство в промежутке от 12 до 18 часов – восемь случаев.
Домчался до Орши
Пожалуй, самая резонансная история, связанная с бегством с места происшествия, произошла в Витебске. На площади Свободы водитель Kia Seltos при выезде с прилегающей территории на проспект Фрунзе не предоставил преимущество 14-летнему мальчику, двигавшемуся на электросамокате. В результате столкновения подросток оказался на асфальте, и всем было очевидно, что он нуждается в помощи. Но водитель, сделав вид, что с ребенком ничего страшного не произошло, умчался с места ДТП.
В ходе плана «Перехват» беглец был задержан у поселка Андреевщина при подъезде к Орше – 43-летний мужчина наивно полагал, что, уехав в другой город, может остаться незамеченным. После он раскаивался в содеянном, бубнил, мол, смалодушничал.
За неполные два месяца этого года в Витебской области случились два ДТП, в которых пострадали люди, а виновники аварий ударились в бега. В Сенненском районе водитель пытался скрыться после того, как его машина слетела с дороги и перевернулась. В Шарковщинском от проезжающего автомобиля отлетела деталь и травмировала проходившего мимо пешехода.
По словам старшего инспектора отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома Артема Шибеко, все пытавшиеся скрыться с места происшествия были обнаружены по горячим следам: «Операции по розыску виновников аварий длились менее суток. Чаще всего их устанавливали за час-полтора».
Чья царапина?
Попыток скрыться с места ДТП в действительности гораздо больше. Большинство из них связаны со столкновениями автомобилей при парковках у магазинов, во дворах, на других территориях.
В ГАИ утверждают, что и таких беглецов находят всегда. Водителя можно установить, сверив данные различных камер видеонаблюдения. Кроме того, задействуют данные связи мобильных операторов. А еще каждое ДТП всегда оставляет свой характерный след – торможение, рисунок протектора, остатки поврежденных деталей автомобиля, следы краски. И надо понимать: к совершению ДТП никто заранее не готовится, а потому если даже водитель и старается замести следы, то скрыть всю картину событий ему не удастся. К тому же в каждой второй машине сейчас установлен видеорегистратор.
Сам момент ДТП, возможно, не попал на камеру, но автомобиль-то зафиксирован. Не однажды сотрудники правоохранительных органов находили очевидцев, казалось, в безнадежных ситуациях, когда авария происходила на глухой местной дороге.
В этих случаях законодательством предусмотрено самостоятельное оформление ДТП по Европротоколу без вызова Госавтоинспекции, если, кроме транспортных средств, никто не пострадал. Но находятся и такие, кто наивно полагает, что ущерб, нанесенный другому автомобилю, не заслуживает внимания, и уезжают как ни в чем не бывало.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»