Само не покатит
Минск заинтересовался московским опытом регулирования электроскутеров

В середине февраля, когда делегация Мосгордумы впервые за 12 лет посетила Минск, председатель Мингорсовета Артем Цуран декларировал намерение освоить наработки москвичей в сфере законодательного регулирования электросамокатов. Желание похвальное – у россиян в этой сфере действительно накоплен изрядный опыт. Однако он не является исчерпывающим, и лучшее тому свидетельство – споры, кипящие вокруг самокатов и прочих средств персональной или индивидуальной мобильности (СПМ, СИМ).

Два из 40 тыс. московских самокатов Smartik.ru

В краю непуганых самокатчиков

И месяца не прошло с даты визита, а споры эти вышли на новый виток. Спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что владельцев электросамокатов могут обязать получать водительские права, поскольку в российский парламент поступили предложения Следственного комитета о включении этих средств передвижения в категорию транспортных средств (ТС) и разрешении управлять ими с 16 лет. Ранее парламентариями обсуждались регистрация самокатов на портале «Госуслуги», регистрационные госномера для них, ответственность владельцев СИМ, ограничение доступа к самокатам отдельных категорий пользователей (после использования самоката в резонансном теракте в декабре 2024 года), поправки в КоАП, касающиеся ответственности пользователя СИМ за нарушение ПДД.

Белорусские депутаты высоко оценили роль в этих регуляторных процессах Мосгордумы, последовательно отстаивающей вдумчивый подход к регулированию электросамокатов и прочей малоколесной фауны. В Москве – статистически самая высокая концентрация СИМ, отсюда и опыт, исправно транслируемый федеральным законодателям.

Справка «ТБ». Парк электросамокатов в Москве и Московской области в 2025 году составит около 40 тыс., электровелосипедов – не менее 5 тысяч.

Столица России применительно к СИМ продвигает смягченную версию британской модели: ставка на кикшеринг, причем с нынешнего года с обязательной авторизацией через аккаунт mos.ru, позволяющей узнать, кто на чем катит. Это облегчает разбор нарушений и удостоверяет возраст самокатчика. Штрафные тарифы, кстати, в Первопрестольной солидные: за езду вдвоем или в нетрезвом виде, передачу управления ребенку и т.п. – 100 тыс. российских рублей (примерно 3681 белорусский по текущему курсу). И все равно в 2024 году, по данным «МТС Юрент», самокатчикам выписали 63,3 тыс. штрафов и заблокировали свыше 12 тыс. аккаунтов.

Многорукий Шива на моноколесе

Почему не стихают споры? В России ПДД для самокатов и прочих СИМ появились в 2023 году. Если полюбопытствуете, там примерно то же, что действует и/или обсуждается в Беларуси. Однако довольно быстро выяснилось, что за «микромобилизацией» ПДД потеряли, во-первых, самокатчика, во-вторых, самокат, никак не привязанный к владельцу.

В памятке Минтранса России «О нормативно-правовом регулировании использования СИМ» пользователь самоката или, к примеру, сегвея един в четырех ипостасях, две последние из которых – транспортные функции: 1) водитель, 2) пассажир, 3) пешеход, 4) велосипедист. Короче, многорукий Шива на моноколесе, регулярно ускользающий с мест ДТП.

Руководство российского Автомобильного союза еще в 2023 году предупреждало: «Поправки в ПДД о СИМ приняты, по сути, для галочки. Реально контролировать таких водителей не получится без привлечения ГИБДД и системы фотовидеофиксации, которая не может работать без присвоения СИМ читаемых номеров». Сейчас, когда снова всплыла идея приравнять самокаты к ТС, Автомобильный союз сразу откликнулся в своем телеграм-канале: «Они уже транспорт. ПДД определено, что СИМ – это транспорт с электромотором, одним (несколькими) колесом (роликами), предназначенный для индивидуального перемещения. Возможно, имеется в виду приравнивание к колесным транспортным средствам? Это не вопрос Госдумы и даже не российских органов власти. Типы колесных транспортных средств приведены в техрегламенте 018/2011, поправки в который принимает ЕАЭС. И никакие поправки в него внести не представляется возможным уже несколько лет».

У электросамокатчика нет прав. И у электросамоката тоже документов нет. А зря: «Перед тем, как вводить любое категорирование этих изделий, необходима процедура оценки их соответствия. Что за двигатель, какая мощность, сколько весит, какая максимальная скорость. И вот только после этого можно говорить о том, что это ТС, для управления которым требуются права». Все претензии – к Росстандарту, замешкавшемуся с разработкой законодательства о сертификации СИМ.

К схожим доводам пришел Европейский совет транспортной безопасности (ETSC), проанализировав статус электроскутеров в ЕС: сначала следует разобраться с классификацией и стандартизацией средства передвижения, затем привязать его к пользователю, а потом уже регулировать. Само не покатит – нужно напрячься всем причастным ведомствам.

Без самоката – никак

Стоит подчеркнуть: никаких радикально-запретительных решений относительно СИМ быть не может. «Палочки на колесиках» вписаны в концепцию современного города: они, как пишет Минтранс России, изменяют структуру передвижения и перераспределяют пассажиропоток. Экономия времени и денег получается весомая, транспортная связность возрастает: например, значительная часть жителей пригородов Москвы добирается на СИМ до транспортных хабов, а оттуда уже катит на других средствах передвижения.

Справка «ТБ». Популяризация СИМ призвана снять нагрузку с частного легкового транспорта и транспорта общего пользования, повысить скорость движения транспортного потока, показатели работы общественного пассажирского транспорта и эффективность использования «транспортного времени».

Наряду с депутатами разных уровней свои поправки в ПДД сейчас готовит Минтранс России. Характерно, что предыдущий законопроект пришлось отозвать из-за разногласий с МВД, связанных с… Барабанная дробь! Конечно, с классификацией мотофауны – что отнести к СИМ, что к ТС. В России сейчас ГИБДД и суды считают любое мотоустройство мощнее 0,25 кВт мопедом, для вождения которого нужны права. Совершенно логично, что Минтранс предлагает приравнять всех самокатчиков, сегвейщиков, мотоколесничих к водителям. Похоже, вся эта история будет весьма долгой – слишком уж много заинтересованных сторон фигурирует в ней.

Лучший тактический вариант для озабоченных безопасностью СИМ белорусских должностных лиц и законодателей – в практических вопросах ориентироваться на опыт Москвы с ее 40 тыс. электросамокатов. А параллельно вырабатывать консолидированную позицию по самокатным вопросам с участием всех заинтересованных ведомств, чтобы быть готовым к ее оформлению и на национальном, и на наднациональном уровнях. Иначе вкатимся в регуляторный лабиринт, уже знакомый и россиянам, и европейцам.

СИМ призваны сэкономить время и изменить транспортные потоки. Источник: Минтранс России

Иван ДУБОВЕЙ

Добавить комментарий