1 августа начал работу Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Готовы ли перевозчики, в частности таксисты, к работе в новых условиях? Этот вопрос корреспондент «ТБ» задала водителям в ходе рейда Транспортной инспекции в городе Бобруйске.
«Мы готовы работать!»
Второй по численности населенный пункт в Могилевской области Бобруйск – город с особым колоритом. Об этом еще писали Илья Ильф и Евгений Петров: «При слове «Бобруйск» собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом». Эту фразу из знаменитого романа «Золотой теленок» знает, наверное, каждый бобруйчанин. Подтвердил это и наш рейд: местные таксисты держат руку на пульсе: они в курсе и работы реестра, и требований, которые предъявляются.
Вместе с представителями регионального отдела контроля автотранспорта в Бобруйске УАВК филиала ТИ по Могилевской области начальником РОКАТ Владимиром Рабушко и специалистом первой категории Натальей Белян выдвигаемся на линию. Задача – побывать в различных уголках города и проверить законопослушность местных таксистов.
Первая точка нашего маршрута – авто- и железнодорожный вокзалы, благо в городе на Березине они находятся рядом. «Еще буквально несколько лет назад здесь к прибытию того или иного поезда прям в линию выстраивались «бомбилы». Теперь такого нет, – рассказывает Владимир Рабушко. – Порядок, кстати, и на автовокзале, где работают добросовестные перевозчики, которые заключили договоры с оператором перевозок, и ездят по расписанию».
…Останавливаем первый автомобиль-такси. За рулем – молодая девушка, стильная стрижка и модный лук. Перед транспортными инспекторами не тушуется и без лишних вопросов протягивает папку с документами: «Вот здесь страховка, а вот сертификат о прохождении курсов таксистов». Проверяют специалисты и все нюансы, касающиеся внешнего и внутреннего оформления – визуальный осмотр в пару минут, и вердикт: «Все в порядке. Счастливого пути».
«Вы же в курсе, что с 1 августа начал работу Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении?» – буквально на минутку задерживаю водителя. «Да, в курсе. С самого начала следила за этой темой и могу сказать, что вполне готова работать по требованиям изменившегося законодательства. Я в такси – уже четыре года: сперва была трудоустроена в одной фирме, теперь – в другой. Считаю, ничего сверхъестественного от нас, водителей, не требуют», – ответила собеседница
Владимир Рабушко добавляет, что этот автомобиль принадлежит одной крупной местной организации. «Бывает, обнаруживаем у них определенные нарушения, но нужно отдать должное – руководство фирмы прислушивается к нам и выполняет все требования законодательства, – подчеркивает начальник РОКАТ. – Кстати, в последнее время в городе наметилась тенденция: все больше женщин приходит работать в службу такси».
…Через десять минут меняем место дислокации. «У таксистов есть свой чат в мессенджерах, где они сообщают о наших передвижениях по городу, – говорит Наталья Белян. – Поэтому на одном и том же месте долго не задерживаемся. Передвигаемся по городу, чтобы наше контрольное мероприятие было более эффективным».
Переезжаем ближе к центру города – там дорожное движение интенсивнее. Останавливаем первый автомобиль-такси, который оказался в зоне нашего внимания. Картина повторяется: водитель, отнюдь не волнуясь, предъявляет все необходимые документы – с ними, кстати, все в порядке. Вопросов не возникает и к внешнему и внутреннему оформлению авто: визитка, «шашечки», полосы – все на нужном месте. Про то, что реестр перевозчиков начал свою работу, водитель слышал: «Руководство говорит, что у нас все есть, чтобы войти в него. Я же работаю, у меня никаких сложностей не возникает: в этой сфере – чуть меньше года. Работа нравится, но сегодня клиентов немного, все-таки среда. Заказов больше в пятницу и выходные, однако день на день не приходится», – поделился мыслями таксист.
…Мы вновь переезжаем и направляемся в сторону городской больницы – здесь тоже достаточно плотный трафик. Останавливаем одну машину, другую – и ситуация повторяется: у каждого водителя есть папочки со всеми необходимыми документами, нет вопросов и по оформлению автомобилей-такси. «В городе работает несколько фирм, оказывающих услуги такси, с достаточно большим автопарками. Все они осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. А если мы и выявляем определенные нарушения, то они оперативно исправляют их», – резюмировал Владимир Рабушко.
Прикрыли лазейку
«Указ № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» вызвал среди определенной категории перевозчиков недовольства. И напрасно: его нормы в первую очередь направлены на обеспечение безопасности автоперевозок, создание условий для добросовестной конкуренции, повышение качества оказываемых услуг и дальнейшее совершенствование правоотношений в сфере автомобильных перевозок пассажиров», – отметил начальник РОКАТ.
«Почему есть определенные требования к оформлению автомобиля-такси? Потому что это – общемировая практика, продиктованная как узнаваемостью для пассажиров, так и требованиями безопасности, – поясняет начальник РОКАТ. – Удивительно, как много изменилось: мы еще помним времена, когда в городе работали таксопарки, а машину ловили просто на улице, взмахом руки. Сегодня вызвать такси можно с помощью пары кликов в смартфоне. Конечно, появились и другие проблемы в данной сфере: с приходом на рынок таких сервисов, как Uber, «Максим», «Яндекс.Такси», работа с этой категорией перевозчиков усложнилась – большая часть компаний регистрируется в Минске и Минской области, но осуществляет деятельность по всей стране, кто-то работает скрыто, без оформления. В прошлом году мы начали активно использовать такой инструмент, как контрольная закупка, чтобы выявлять подобных нарушителей. И это дало определенный эффект. Думаю, уже в ноябре увидим результаты работы реестра – считаю, ситуация в сфере пассажирских перевозок изменится в лучшую сторону».
В Бобруйске у перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки под видом нерегулярных, были изъяты шесть микроавтобусов. «В городе – два самых бойких направления: могилевское и минское. В сторону столицы выполняют рейсы две крупные компании – в среднем в день на их долю приходится по 50–60 отправлений. Так вот, в пятницу и выходные к ним вклинивались так называемые «нерегуляры», которые забирали часть выручки. После изъятия транспортных средств проблема на этом направлении была решена», – подчеркивает начальник РОКАТ. – Есть и другие примеры. В частности, ИП, который долгое время совершал регулярные рейсы под видом нерегулярных. Было у него много нарушений, мы даже лицензии его лишали. А сейчас он поучаствовал в конкурсе, получил карточку, расписание и работает».
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»