После эпопеи с житковичским мостом в Беларуси серьезно взялись за данные сооружения. По всей стране выявлено 30 мостов, «здоровье» которых пошатнулось, семь из них – на Гомельщине.
Возвращаясь к мосту через Припять, соединяющему Туров и Житковичи, хочется напомнить, что он был восстановлен в рекордные сроки, к 7 ноября 2018 года. «Припятский прогиб», точнее ликвидация и реконструкция мостового сооружения, потребовал круглосуточной работы и невероятных усилий огромного количества людей. Некоторые из них были удостоены правительственных наград.
На очереди еще один мост, где работы идут полным ходом. Это путепровод через реку Сож на автодороге М8/Е95 Граница Российской Федерации – Витебск – Гомель – граница Украины. Данный мост возле деревни Бобовичи в свое время строили по той же технологии, что и житковичский: стальные конструкции заменили тросами в железобетонных каналах. Это привело к последствиям, которых и следовало ожидать. Железобетонные каналы оказались негерметичными, в них попадала влага. В итоге за три десятка лет тросы основательно проржавели. И, как следствие, припятский мост треснул.
На бобовичском мосту до этого дело не дошло, хотя он тоже просел. Для большегрузного транспорта его закрыли с начала 2018-го, для всех ТС – с августа. Таким образом, груженые фуры уже больше года следуют транзитом через Гомель, делая городской трафик чрезвычайно плотным. Ну а как обстоят дела на мостовом сооружении?
На объекте трудятся работники филиала «Мостостроительное управление № 4» ОАО «Мостострой». Это мобильный коллектив профессионалов, готовый развернуть работы там, где потребуют обстоятельства, и выполнить их в срок и качественно. По словам начальника отдела технического надзора за строительством РУП «Гомельавтодор» Виктора Алмабекова, недавно мостостроители произвели надвижку 60-метрового пролета на первую и вторую опоры. На данном этапе идет сборка металлических конструкций: собраны главные балки, на самом пролете приварены ортотропные плиты из пересекающихся продольных ребер и поперечных балок, приваренных к листу настила, под надвижку третьего этапа. Грузоподъемность конструкций нового моста в сравнении со старым будет увеличена, и, конечно же, это сооружение станет более надежным и долговечным.
Работы у Бобовичей идут полным ходом. Специалисты из МСУ-4 дело свое знают и выполняют его профессионально и качественно, по новым технологиям. Как пояснил старший прораб Алексей Жилицкий, собранное пролетное строение надвигается с опоры на опору через весь мост – со стороны Бобовичей в сторону Ченок. За ним последуют остальные. Такова технология сборки металлических конструкций каждого нового пролета. Она осуществляется последовательно с этапами надвижки. На голый металл ортотропных плит наносится минимум покрытий и гидроизоляция. После этого сверху будет уложен асфальт. Количество слоев намеренно снизили – это облегчит всю конструкцию и сократит сроки проведения работ.
Мост останется двухполосным, но выделенные по бокам пешеходные полосы будут шире. Старое мостовое сооружение, которое находится на небольшом расстоянии от нового, постепенно демонтируют. Срок сдачи моста в эксплуатацию в соответствии с планом – 2021 год. Но открытие движения автотранспорта может произойти значительно раньше. Как отметил Виктор Алмабеков, движение может начаться уже к 7 ноября этого года. В Беларуси стало доброй традицией сдавать социально значимые объекты к Дню Октябрьской революции.
К празднику водители и перевозчики получат прекрасный подарок и смогут следовать уже по новому мосту. Облегченно вздохнут не только пользователи автодороги, на которой находится сооружение, но и многочисленные дачники, которые вынуждены искать окольные пути, чтобы добраться до своих участков. Словом, мост нужен всем. Без него как без рук. И здорово, что все, кто имеет отношение к данному объекту, работают с высокой отдачей.
И еще один объект на Гомельщине требует реконструкции. Речь – о мостовом сооружении через реку Припять в Мозыре. Прямой въездной магистралью в город из Калинковичей является 924-метровый, пожалуй один из самых длинных в Беларуси, мост, находящийся на балансе филиала ДЭУ-43 РУП «Гомельавтодор». Он был построен в 1958 году и принял на свои трудовые плечи поток автотранспорта, который с годами становился все более интенсивным. Это и понятно: Мозырь – крупный райцентр Гомельщины, где сосредоточены важные предприятия агропромышленного комплекса. К тому же у мозырян нет возможности пользоваться железнодорожным транспортом в полном объеме. Они ездят в Калинковичи – крупный железнодорожный узел, откуда на поездах отправляются по назначению. Так что мост, соединяющий Мозырь и Калинковичи, имеет важное значение в жизни региона.
Как известно, старые мостовые сооружения нуждаются в реконструкции, что практически было и сделано с мостом через Припять в 2003 году. Тогда полностью был заменен его верх, сделаны новые тротуары, поставлены металлические барьерные ограждения, опоры освещения и многое другое. Что касается нынешних времен, то специалисты государственного предприятия «БелдорНИИ» нашли дефекты в балках пролетного строения моста, снижающие их грузоподъемность. Но ситуация с движением автотранспорта здесь немного попроще, так как ниже по течению Припяти имеется еще один мост, по которому направляются большегрузные автомобили. Объезд составляет 10 километров.
Пока конкретные сроки начала реконструкции этого моста не определены и разработка проектно-сметной документации еще не завершена, но работа в данном направлении ведется.
Инвестиционные обоснования готовятся по проблемным мостам на Гомельщине, в число которых входят днепровский мост под Речицей, устаревшее сооружение в Ветковском районе, небольшие путепроводы на участках автомобильных дорог Ветка – Добруш и Довск – Рогачев.
…Построить мост – одного этого мало. В дальнейшем за ним нужно тщательно ухаживать, чтобы он простоял долго, был надежным и безопасным. Мосты – это поэзия жизни тех, кто их возводит, кто по ним ездит и кто на них работает. О мостах написано много произведений. Соединяющие берега рек и сердца людей, они действительно нам строить и жить помогают.
Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»