РУКИ У НИХ ЗОЛОТЫЕ, А ХАРАКТЕРЫ – КАК ГРАНИТ

Трудно представить предприятие, которое функционировало бы без водителей. На щебеночном заводе «Глушкевичи» из 278 работающих около 100 человек – представители этой профессии. Но прежде, чем рассказать о водительской братии этого уникального предприятия, немного истории о нем самом.

Щебзавод, которым руководит грамотный и инициативный директор Роман Михалков, расположен в самой южной части Лельчицкого района, возле населенного пункта Глушковичи. С давних времен в народе эту деревню называли глушью, краем света, а сегодня она представляет собой современный агрогородок с развитой инфраструктурой. Если вспомнить историю, то в свое время на эту глухомань обратил внимание сам государь-батюшка, заинтересовавшийся уникальным месторождением гранита. Источники утверждают, что па царскому велению уже тогда разрабатывался проект подвода сюда железной дороги. Но вскоре грянула империалистическая война, затем – революция.

К глушковичскому месторождению вновь обратились лишь в середине ХХ столетия. В 1975 году здесь развернулась необычная для этих мест стройка. В короткие сроки был возведен щебеночный завод, который в нынешнем году отметил свое 40-летие. Предприятие является структурным подразделением КПРСУП «Гомельоблдорстрой» и представляет собой завод европейского типа, продукция которого весьма востребована. Коллектив занимается добычей, дроблением и сортировкой строительного камня, выпускает щебень кубовидной формы, щебень четырех фракций, камень бутовый, брусчатый, смеси песчано-щебеночные, отсев и другую продукцию. Завод обеспечивает потребности в нерудных материалах структурных подразделений «Гомельоблдорстроя», дорожно-строительных и строительных организаций, а также других заказчиков.

МАСТЕРСТВО И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – ОСНОВА УСПЕХА

Большинство работников предприятия – преданные заводу и родному краю люди, настоящие мастера своего дела. Водители – не исключение.

– Все участки завода составляют одну неразъемную цепь технологического цикла, – рассказывает механик транспортного цеха Алексей КОНОНОВИЧ. – Убери хоть одно «маловажное» звено, и все производство остановится. Коллектив транспортного цеха принимает непосредственное участие в производственном процессе и успешно справляется с поставленными задачами. В своем арсенале мы имеем 10 карьерных самосвалов БелАЗ, на которых трудятся 25 водителей, 10 автопоездов МАЗ, которыми управляют 30 водителей, две единицы техники для перевозки опасных грузов, легковые автомобили, семь погрузчиков «Амкодор», тракторы, автокраны и другую технику. Водительский состав – это ответственные и дисциплинированные работники, профессионалы высокого класса. Они работают в нелегких, а зачастую и опасных условиях, но, невзирая ни на какие трудности, остаются верными заводу и водительской профессии, не допускают нарушений, связанных с управлением транспортными средствами, повышают свое мастерство и гордятся тем, что трудятся на таком уникальном предприятии.

В первую очередь среди лучших я бы назвал водителей карьерных автосамосвалов БелАЗ Василия Ковалевича, Григория Волынца, Александра Шкудуна, водителя МАЗа Анатолия Тоболича, водителя погрузчика Ивана Бурима и многих других. Хотелось бы отметить и слесаря по ремонту автомобилей Ивана Зайчика, который в свое время был водителем БелАЗа, токаря Леонида Коваля, который трудится на заводе 37 лет и с 1987 года является станочником широкого профиля. Есть у нас и другие замечательные люди, прекрасные специалисты, у которых – золотые руки и с которыми можно решать любые задачи.

Механик транспортного цеха Алексей Кононович рассказывал о тружениках подразделения увлеченно и с уважением. Все они – его земляки, простые и трудолюбивые люди, знающие цену и рабочему времени, и заработанной копейке. То, что в их большом населенном пункте Глушковичи, имеющем статус агрогородка, есть завод, дающий им работу, они считают большим благом.

Алексей родился и вырос в Глушковичах. Еще школьником бывал на щебзаводе и уже тогда в мыслях связывал свою будущую профессию с этим предприятием. После школы юноша поступил в Гомельский государственный дорожно-строительный техникум (нынче – колледж) и, получив диплом, вернулся в родные края. На щебеночном заводе он работает 7 лет, пять из них – механиком.

Мечты сбываются, когда идешь к ним с твердым чувством цели и не сворачиваешь с намеченного пути. Алексей Кононович понимал: дорожно-строительный колледж – это еще не все, нужно учиться дальше и повышать свой образовательный и профессиональный уровень. И сейчас заочно заканчивает Брянскую сельскохозяйственную академию по специальности «инженер-механик».

Водительскому коллективу во главе с механиком Кононовичем вполне по силам определить причины отказа оборудования видавших виды большегрузных машин, разобраться в их мудреной начинке и выполнить качественный ремонт. Алексей Парфилович сумел найти подход к каждому работнику транспортного цеха, настроить коллектив на рабочий лад.

Несмотря на молодость, механика уважают за профессионализм, верность слову и делу. В семье Кононович подрастает маленький сынишка. Кто знает, возможно, это будущий горняк? Как бы там ни было, родители постараются воспитать из него достойного человека. А мама будет делать это профессионально и с любовью, ведь она педагог. Раньше работала с учащимися в группе продленного дня, теперь – в декретном отпуске, ухаживает за ребенком и заочно учится в Могилевском педагогическом университете.

САМООТДАЧА В ТРУДЕ – ПРИНЦИП, ЗАЛОЖЕННЫЙ С ДЕТСТВА

У водителя карьерного автомобиля БелАЗ по транспортировке горной массы Александра Шкудуна жена тоже педагог. Да и Александр Иванович как опытный водитель и наставник также является своего рода педагогом. Словом и делом он помогает молодым коллегам, всегда готов подставить свое трудовое плечо. Поначалу Шкудун работал на автомобиле МАЗ, в 2007 году пересел в кабину БелАЗа и занимается транспортировкой горной массы по специальному маршруту – из карьера «Крестьянская нива» на дробильно-сортировочный участок. Работа на этой огромной машине считается престижной, нелегкой и даже опасной. Водитель должен не только обладать навыками вождения, но и иметь молниеносную реакцию и крепкие нервы, хорошо знать своего гигантского друга, его норов и особенности.

БелАЗ – электромеханическая машина, имеющая некоторые особенности. Например, у нее два тормоза – рабочий и динамический, который тормозит электродвигателем. Основное место работы водителей этих машин – карьер «Крестьянская нива» глубиной 50 метров. Карьерные дороги – со спусками и подъемами, ведь разработка ведется уступами.

Работу водителя здесь не сравнить с работой водителя грузовика, который передвигается по безопасным автомобильным дорогам, где более комфортные условия: ровное полотно, плавные изменения профиля трассы, редкие подъемы и спуски. Все это позволяет водителю, например, того же МАЗа не испытывать такого большого напряжения в работе, как на БеЛАЗе. Глядя с 50-метровой высоты карьера вниз, где мощная техника лихо, будто с орехами, управляется с каменными глыбами, где по уступам по маршруту, будто спичечные коробки, движутся БелАЗы, приходишь в восхищение от этого индустриального пейзажа. Думаешь: «Каково им там, этим горнякам, работающим на такой мощной технике?» И понимаешь, что работа эта – только для крепких, сильных и настоящих мужчин.

Для Александра Шкудуна самоотдача в труде имеет не пафосный смысл, а принцип, заложенный с детства. Сам он родом из Глушковичей, с малых лет привык к крестьянскому труду и может выполнять разную работу. Любовью к большим мощным машинам проникся давно и с улыбкой говорит, что его карьерный гигант отличается от легковушки, как космический корабль от велосипеда.

– У нас дружный, сплоченный коллектив. И мы понимаем, что каждый из нас в ответе не только за свою жизнь, но и за жизнь тех, кто трудится рядом, – отмечает в беседе Александр Иванович. – Машина научила меня быть ответственным и внимательным, выдержанным и уверенным в своих профессиональных действиях. Каждый из нас, водителей БелАЗов, серьезно относится к делу при управлении этой огромной техникой, безукоризненно соблюдает правила движения по карьерному маршруту и требования по охране труда. Для меня и моих товарищей работа на таком автомобиле стала делом жизни.

Добросовестным и ответственным отношением к выполнению поставленных задач отличается и водитель Анатолий Тоболич, который выполняет дальние рейсы, а также транспортирует щебень на станцию Житковичи. Отсюда осуществляется доставка щебня в Россию для выполнения заказов партнеров, с которыми в этом году щебзавод заключил ряд контрактов. Также щебень поставляется в Гомель, Мозырь, Калинковичи, Речицу, Ветку, Буда-Кошелево, Светлогорск и другие регионы Гомельщины и всей Беларуси.

По словам директора предприятия Романа Михалкова, щебзавод старается работать под реализацию продукции, выполняя конкретные заказы. Осваивается производство щебня специфических фракций, дабы удовлетворить запросы любого заказчика.

От автора. Работая над подготовкой этого материала, я обратила внимание на интересную деталь: у некоторых водителей-горняков жены – педагоги. Это можно сказать и о водителе БелАЗа Василии Ковалевиче. В семьях каждого из них – любовь и согласие, у всех – хорошие дети, которых воспитывают в любви к труду, учат ответственному отношению к жизни. Может, и вправду жители Глушковичей – люди особенные, отличающиеся твердым, как гранит, характером (а глушкевичский гранит – самый твердый в Европе. – В.Ш.) и необыкновенным трудолюбием.

Позволю себе маленькое отступление. Такие населенные пункты, как Глушковичи, где проживает более 2,3 тысячи человек, – редкость для Беларуси. На протяжении последних 10 лет население деревни остается стабильным, а в последние 5 лет даже приросло. Иметь в семье менее трех детей считается здесь плохим тоном. Есть прекрасные семьи, в которых по 5–7 детей, и все растут в любви и заботе. Для нашего времени это, конечно, явление необычное, но так уж в Глушковичах повелось с давних лет.

Места здесь красивые, леса богаты живностью и ягодой. Говорят, грибы и ягоды здесь собирают мешками, а количество собранного измеряют багажниками автомобилей. И ребятишки в стороне от тихой охоты не остаются и вносят свою лепту в пополнение семейных запасов дарами леса. А он богат клюквой, черникой, малиной, лисичками, боровиками. Грибные места искать не нужно, они здесь везде. Так что в горняцких семьях не только любят природу, но и умело пользуются ее дарами, привлекают к посильному труду и увлекательной тихой охоте ребятишек с самого детства. И это имеет смысл – из трудолюбивых детей вырастают хорошие трудолюбивые люди. Многие из них остаются в родном селе и продолжают рабочие династии.

КРАШЕ РОДНЫХ МЕСТ НА СВЕТЕ НЕТ

Бывало и так, что в трудные времена некоторые с предприятия увольнялись, уезжали в Россию в поисках заработков, чтобы прокормить свои семьи. Но в итоге возвращались на свой завод, убедившись, что краше родных мест на свете нет, а дома и стены помогают. Среди таких – и Александр Ковалевич. Удивительное дело, вдали от родных мест он постоянно чувствовал притяжение своего завода, вроде бы не щебень там добывают, а магнит… Да и жить вдали от семьи – не дело. Двое детишек, домашний уют, любимая работа в Глушковичах не отпускали, постоянно были в мыслях Александра Михайловича. И он вернулся. И уже более десяти лет работает на заводе со всей щедростью полесской души – ответственно, увлеченно, с радостью.

По специальности Александр Ковалевич – машинист экскаватора с электроприводом. При необходимости может быть и машинистом гидромолота. Когда потребовалось, в Минске прошел переобучение на право работы на дизельном экскаваторе. Нынче работает на импортном экскаваторе New Holland E 215, успешно справляется с доведенными заданиями. Александр не только выполняет работы в карьере «Крестьянская нива», но и бывает в командировках. Разумеется, вместе  с«голландским стальным другом» – так он называет свою рабочую технику.

Кстати, таких экскаваторов на щебеночном заводе – два, и получены они в 2014 году. Предприятием также приобретены гидромолот, бурильный станок, десяток автопоездов и другая техника. Это стало возможным в рамках проекта «Модернизация щебеночного завода с доведением мощности производства до 2 млн куб. м инертных материалов в год».

Проведение техперевооружения позволило обеспечить бесперебойный процесс производства горной массы. В 2014 году объем производства инертных материалов составил 891 тыс. куб. м, или 118% к уровню 2013-го. В стоимостных показателях за 2015 год произведено продукции на 79,7 млн деноминированных рублей, что составляет 100,8% к уровню 2014-го.

Если проанализировать работу автотранспорта, то следует отметить, что за минувший год объем перевозок составил 107,3% к уровню 2014 года. Заводским автотранспортом вывезено 165 тысяч тонн и выполнено 28,2 млн т-км, а это 105,9% к 2014 году.

…В окрестностях Глушковичей иногда звучат взрывы, но они не тревожат мирных жителей. Люди знают: ведется дальнейшая разработка залежей гранита в карьере «Крестьянская нива». Взрывы носят мирный, созидательный характер и говорят о том, что работа на заводе идет полным ходом, с реальной перспективой на будущее.

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ДТП»