Работники речного порта Бобруйск несут трудовую вахту не только в родном городе, но и за его пределами. Одно из мест, где не первый год трудятся бобруйчане, – река Березина возле Светлогорска. Здесь они обосновались прочно и надолго: ведут добычу песка. Его хватит всем, были бы заказы.
В Светлогорске основным заказчиком нынче является завод железобетонных изделий и конструкций. Качество речного песка его вполне устраивает – в нем нет глины, он мытый, а это важно для производства, например, бетона и других материалов.
Как рассказали в порту, в июне из Бобруйска в Светлогорск отправились суда технического флота – буксирный теплоход повел земмашину и рудовоз. С 16 июня команды приступили к добыче песка. Работа организована вахтовым методом.
А еще в порту сообщили, что речники добывают песок на других объектах в ходе выполнения дноуглубительных работ и обеспечивают им строительные организации своего города, а также Кличевского, Кировского, Глусского и Осиповичского районов. Увеличивается и реализация песка населению.
Итак, «река», «песок», «машины», «люди» – ключевые слова этой публикации.
…На объект добычи песка, расположенный недалеко от бывшей старой пристани за Светлогорском, прибываю в семь утра и с удовольствием поднимаюсь на борт буксирного теплохода БТ-0147. Начало июльского дня великолепно, да и настроение у речников тоже отличное. В 8.00 – вахтенная смена: одни пойдут отдыхать, другие продолжат работу, она ведь здесь, на объекте, ведется круглосуточно.
После знакомства со сменным капитаном – сменным механиком Григорием Гутковым и его командой прошу подвезти меня к земмашине, которая стоит в русле реки. Это судно технического флота еще называют земснарядом, и на человека, не связанного с техникой, оно производит сильное впечатление. Как рассказал командир – сменный механик земснаряда ЗСБ-16 Сергей Ядченко, данное судно – это плавучая машина, которая оборудована механизмами, агрегатами и устройствами для подводной разработки грунта и добычи песка. С помощью земснаряда можно очищать водоемы, углублять реки и выполнять другие работы.
– В нашей команде трудятся опытные речники, которые всецело преданы любимому делу, – рассказывает Сергей Алексеевич. – О своих товарищах могу сказать так: трудиться на реке для них – это не просто выполнение своих служебных обязанностей, а состояние души. Так что за прозой рабочих будней у них – поэзия вдохновенного труда. Много хорошего могу сказать о каждом: втором помощнике командира – втором помощнике механика Николае Дробышеве, мотористах Василии Цагельнике, Викторе Смольском и, конечно же, о поваре Юрии Белуге.
Командир земснаряда приглашает меня в рубку, из которой осуществляется управление этой большой и сложной машиной. Оттуда открывается великолепный вид на березинские просторы, которые особенно хороши в солнечную погоду. Но, как выясняется, команде земснаряда любоваться этой красотой недосуг – работа не ждет.
На добыче песка задействована техника Бобруйского порта. Кроме него, здесь работает плавучий кран КПЛ № 17 из речного порта Речица. Вся техника действует четко и слаженно, и от этого зависит конечный результат, а он, надо сказать, весьма неплох: в период с 16 июня по 17 июля Светлогорскому заводу железобетонных изделий и конструкций реализована 31 тысяча 509 тонн песка.
Копать надо уметь!
Командир земснаряда Сергей Ядченко на флоте – 16 лет. Его отец Алексей Григорьевич мечтал о том, что сын станет кадровым военным, и отправил после 8 классов поступать в Минское суворовское училище. Парнишка туда не поступил и был этому несказанно рад, поскольку хотел стать моряком. Очевидно, судьба знала об этих мальчишеских грезах, и повела Сергея своей дорогой. Альтернативой училищу стала Одесская мореходка.
У Сергея Ядченко до сих пор хранится диплом об окончании Светлогорского индустриального техникума (нынче – колледж) по специальности «техник водных путей». Учился на дневном отделении, проходил практику в Гомельском техучастке (нынче – «Белводпуть»), а также в Витимском техучастке и Киренском районе водных путей.
Чтобы представить, где это, нужно вспомнить роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река», в котором описана жизнь поселка Витим. Словом, природа там неописуемой красоты, индустриальный пейзаж вдоль по Лене потрясает воображение.
Путевой участок имеет протяженность около тысячи километров: 500 – в одну сторону от базы и 500 – в другую. На участке работало много земснарядов, которые занимались благоустройством и поддержанием глубин. Шли караваны судов, перевозивших солярку, нефть, бензин и другие грузы. Производственная практика многое дала юноше, помогла закрепить полученные в техникуме знания. Да и распределение Ядченко получил в Витимский техучасток.
С течением времени он понял, что родная сторона и белорусские реки душе милее и сердцу ближе. Конечно, их не сравнишь со знаменитыми российскими водными артериями, но так и хочется вспомнить слова из песни Игоря Талькова: «У каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы от всех уединиться, где память, как строка почтового листа, нам сердце исцелит, когда оно томится…».
Вот таким местом для Сергея Алексеевича является Березина, на которой он родился и вырос. Да и город Светлогорск, где он проживает, тоже хорош: зеленый, чистый, благоустроенный. Здесь какое-то время Ядченко был преподавателем в индустриальном техникуме, но работа на реке оказалась предпочтительнее. Вот так и сложилось: живет в Светлогорске, работает в речном порту Бобруйск и не первую навигацию занят в районе добычи песка в родном городе.
Как командир земснаряда Сергей Алексеевич несет ответственность за работу не только техники, но и людей. Земснаряд – сложная конструкция, представляющая собой целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих систем. И знать только принцип работы земмашины недостаточно. Необходимо еще и выполнять требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, а также методы и приемы безопасного выполнения работ. Командир земснаряда несет ответственность за производственную санитарию и противопожарную защиту. В случае проверки и выявления каких-либо недостатков спрос в первую очередь – с командира. Следует отметить, что с возложенными на него обязанностями Ядченко прекрасно справляется.
– Земснаряд – наш второй дом, можно сказать: наша жизнь. Здесь мы проводим достаточно много времени, поэтому и стараемся, чтобы он был работоспособным, чистым и опрятным, – отмечает Сергей Алексеевич.
– Наш земснаряд постройки начала девяностых годов прошлого века – настоящий добытчик и трудяга, – вступает в разговор второй помощник командира земснаряда Николай Дробышев. – Он был на доковании в 2007 году – делали днище. Мы бережно относимся к земснаряду. Порой кажется, что он, как живой организм, чувствует заботу и ласку и отвечает нам своей работоспособностью. Неполадки стараемся ликвидировать сами, а если возникает необходимость, вызываем помощь из порта.
Речники – веселый народ, умеющий пошутить, разрядить обстановку. Вот и мои собеседники без шуток не обошлись:
– Наш земснаряд оброс ракушками за то время, что копает. Да и мы сами, – улыбается Николай Дробышев.
– Да, копать надо уметь! – замечает Сергей Ядченко. – У меня как-то одна пожилая работница порта спросила, как мы копаем – вода ведь темная, ничего не видно…
Нам для разработки выделены места, они согласованы, есть целые технологические карты. Мы болеем за качество, копаем так, чтобы добывать лучший песок – крупный, красивый, чистый, чтобы заказчики получаемой продукцией были довольны.
Между прочим, копать – это призвание Сергея Алексеевича. Вот тут и я пошутила, хотя в каждой шутке, как говорится, есть доля правды. Любит этот уважаемый человек копаться в земле, работать на даче, выращивать на грядках, возделанных и ухоженных собственными руками, хороший урожай. Когда приезжают сменщики – первый помощник командира – первый помощник механика Федор Аверьянов и механик – первый помощник командира Анатолий Чайкин, Ядченко после встречи с родными и короткого отдыха непременно отправляется на дачу. Вот такое у него полезное хобби, которое вместе с усталостью дает заряд энергии и настрой на новые дела.
В заключение беседы спрашиваю у Сергея Алексеевича, есть ли в его роду речники.
– Я один такой: полюбивший реки и связавший с ними трудовую жизнь, – отвечает мой собеседник. – А вот Николай Дробышев – потомственный речник, принявший эстафету от своих родителей.
В порту – с детских лет…
– Меня в порт за ручку привела мама, когда я был маленьким, – вспоминает Николай Михайлович. – Здесь трудились мои родители. Отец, Михаил Григорьевич, был капитаном теплохода, командиром земснаряда. Мама, Мария Стефановна, работала шкипером рейда. Мне в порту все было интересно. Уже и не помню, когда решил, что буду работать именно здесь: кажется, с пеленок. Жизнь моей семьи подчинялась ее величеству реке – нашей любимой красавице-Березине, и все разговоры, о чем бы они ни велись, в конечном итоге сводились к речным темам, работе…
В речном порту Бобруйск Николай Дробышев – с 1991 года. Начинал мотористом рулевым, окончил школу командного состава при Гомельском ПТУ № 30 речников (нынче – Гомельский лицей речного флота) и был переквалифицирован на второго помощника капитана теплохода – второго помощника механика, затем – первого помощника.
Когда потребовалось, перешел на земснаряд и так же постепенно повышал свою квалификацию. С третьего помощника дослужился до второго, а в итоге стал командиром – механиком земснаряда ПЗИ-12, который закреплен за ним. Николай Михайлович, как тот универсальный солдат, может мастерски и со знанием дела выполнять любую работу, и все спорится в его умелых руках. То ли отцовские гены сказываются, то ли голова прекрасно работает, не зря ведь компьютерной техникой увлекается и хорошо в ней разбирается. Таких универсалов в порту – раз-два и обчелся.
– У меня были прекрасные наставники, среди них – капитан Степан Михайлович Демидов, настоящий профессионал, – рассказывает Николай Дробышев. – С ним я проработал многие годы и перенял от него много хорошего. Мой отец, учитель и советчик, и мама, прекрасной души человек, тоже многое дали мне в плане как воспитания, так и достижения поставленных целей, – рассказывает Николай Михайлович. – Многому научила жизнь. Хочу отметить одно: если любишь свою работу и вкладываешь в нее душу, она платит тебе радостью и удовлетворением.
Сын Дробышева 18-летний Дмитрий по стопам отца и деда не пошел. Юноша решил стать айтишником и сейчас является студентом МГЭИ им. А.Д. Сахарова БГУ. Юноша предметно занимается компьютерным обеспечением, у него обширный кругозор и свои планы на будущее.
Не надоело, засосало!
Работу земснаряда невозможно представить без лебедчика-моториста Василия Цагельника и моториста Виктора Смольского. В работе они умелы, безотказны и ответственны. Василий Григорьевич родом из Красной Слободы Октябрьского района, что на Гомельщине. Никакими водными артериями там и не пахнет, и то, что он оказался речником – чистая случайность. А может, воля судьбы, ведь на флоте Василий Цагельник уже 41 год.
Начинал он свою трудовую биографию в отрасли в далеком 1976 году. Отслужив в армии, переехал в Бобруйск и устроился на судостроительно-судоремонтный завод котельщиком. Потом работал такелажником, трудился на рейдовом теплоходе на местных перевозках.
Было время, когда речникам приходилось выживать. Некоторые уходили в другие отрасли в поисках лучшей жизни. Цагельник тоже уволился и нашел себе работу в строительной организации, где в 1978–1979 годах проработал стропальщиком. Однажды он едва не угодил под огромную плиту. Этот случай заставил Василия Григорьевича задуматься: а нужна ли ему такая работа? Да и, честно говоря, порой тосковал по речным просторам, к которым лежала его душа. И он понял: пора возвращаться!
В порту его охотно приняли обратно – рабочие руки таких трудолюбивых людей, как Цагельник, были нужны. Он работал на теплоходе, потом его взяли на месяц на земснаряд, где он остался на долгие годы. Василий Григорьевич – рослый, статный, загорелый и в тельняшке – настоящий речной волк.
Когда мы выбирали на земснаряде место для снимка, кто-то из команды заметил:
– Я впервые увидел Васю 16 лет назад. Тогда он был крепок, да и теперь выглядит на все сто. Так что трос еще потягает!
Дело в том, что Василий Цагельник – речник старой закалки, он уже пенсионер, но, невзирая на возраст, продолжает трудиться. Скоро ему исполнится 64 года, но он может дать фору любому молодому работнику.
Василий Григорьевич вместе с супругой воспитал двоих детей, которые по его стопам не пошли, тем не менее работают в транспортной отрасли. Сын Александр – водитель-международник, дочь Наталья трудится на железной дороге. Подрастают у Цагельника и двое внучат. Так что жизнь идет своим чередом. А самому Василию Григорьевичу работать в порту не надоело. Он так и говорит:
– Не надоело, засосало! Потому что люблю свою работу.
Мы все по натуре бродяги!
Моторист Виктор Смольский в порту – с 2007 года. До этого ходил в море. После окончания Клайпедской мореходки по каким только морям и океанам не носило этого удивительного человека. Он с детства мечтал о голубых водных просторах и интересной жизни, об увлекательных путешествиях и дальних походах. И его мечта осуществилась!
Виктор видел сверкающие дали Атлантики, побывал в Южной Америке, на побережье Аргентины, в других странах. Он бороздил тихоокеанские просторы, слышал шум прибоя и скрип снастей у побережья Перу, Чили. Прошел африканское побережье от Западной Сахары до Намибии. А когда развалился Советский Союз, нашим морякам пришлось возвращаться.
Вернулся в родные места и Виктор Смольский. Некоторое время работал водолазом на спасательной станции – освоил эту профессию в Таллинне, когда ходил в море. Но настоящее дело, которое пришлось по душе, нашел в речном порту Бобруйск.
Опытного матроса, повенчанного с морскими стихиями и штилями, за плечами которого – тысячи километров судовой жизни, охотно приняли в дружный коллектив порта. Виктор Васильевич, моторист ленточного плавперегружателя ППЛ-200, в настоящее время занят на земмашине. Он считает: любую работу нужно выполнять добросовестно. Иначе на флоте нельзя, ведь ты трудишься в команде. Здесь, в районе добычи песка, работа у бобруйских речников спорится. И Виктор Смольский вносит в общее дело свой посильный вклад.
На досуге любит почитать хорошую книгу. Его любимые писатели – Булгаков, Ильф и Петров. Со школьных лет увлекся поэзией Лермонтова. Романтик по натуре, он любит природу, свободу, свежий ветер и водоплавающую птицу. Для души разводит уточек. Вырастил двоих сыновей: один из них – строитель, второй – охранник, оба – спортсмены.
…А обед – по расписанию, можно и добавочки!
Рассказ о команде земснаряда будет не полным, если не вспомнить Юрия Белугу – замечательного повара, который является душой коллектива.
В речную отрасль он пришел в 2009 году после окончания Бобруйского ПТУ-226 торговли. Рабочее место повара – камбуз, где есть газовая плита, два умывальника, посуда и всевозможная кухонная утварь.
– Ребята у нас не привередливые, аппетит у всех хороший, – рассказывает Юрий Валерьевич. – И все-таки при составлении меню и готовке блюд я стараюсь учитывать вкусы каждого. На первое готовлю борщ, рассольник и уху, когда наловим рыбы. В жаркую погоду отдаем предпочтение холоднику. На второе на ура идут драники, котлеты, плов, макароны по-флотски и другие блюда. Любят наши мужчины и блинчики со всевозможной начинкой, и оладьи на кефире. В общем, стараюсь готовить так, чтобы блюда не отличались от домашних, были вкусными и сытными. Ну а готовлю исходя из имеющихся запасов продуктов, приобретенных на выделяемые средства. К тому же каждый из нас привозит и домашний провиант, так что подойти к плите всегда есть с чем.
Юрий Белуга ни разу не усомнился в том, что свою профессию выбрал правильно. Он и в ПТУ охотно учился, и на практике был одним из лучших. Авторитетом пользовался и в армии, когда служил в Печах поваром.
Интересно, что в роду у Юрия профессиональных поваров не было, он – первый.
– Вот повезло вашей супруге: в семье есть искусный кулинар. Это же здорово! – обращаюсь к Юрию Валерьевичу.
– Дома я к плите не подхожу и кухни не касаюсь, – категорически заявляет мой собеседник. – В крайнем случае могу картошку почистить и посуду помыть. Хорошо и вкусно готовит жена, да и две дочки в семье охотно помогают маме.
Над Березиной плывет медовый запах лета. У Юрия Белуги, как и у остальных членов команды земснаряда, дел невпроворот. На плите под крышкой большой кастрюли кипит наваристый бульон, в духовке тушится второе, и невероятно вкусный запах, исходящий из камбуза, смешивается с горьким и сладким ароматом летних трав. Скоро обед. Здесь, на судне, так уж заведено: работа работой, а обед – по расписанию.
Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»