Равнодушие убивает. В прямом смысле

Вы уже, наверное, догадались, что это была очередная попытка сотрудников Госавтоинспекции добиться от водителей милосердия.

Только на этот раз к ним присоединились еще и работники областного отделения Белорусского общества Красного Креста, которые решили проверить навыки наших сограждан в оказании первой доврачебной помощи.

Равнодушие убивает. В прямом смысле Равнодушие убивает. В прямом смысле Равнодушие убивает. В прямом смысле

Эксперимент длился около часа, но большинство автомобилей проехали мимо «сбитого» человека. Как, впрочем, и во время проведения предыдущих подобных акций. На что надеялись на этот раз? Сказать трудно. Все-таки человек – существо нелогичное. Ему вопреки всему хочется верить во что-то хорошее. Правда, не всегда получается. Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Итак. Согласно вводной велосипедист двигался по обочине Черниговского шоссе, потом по какой-то причине неожиданно выехал на трассу и попал под колеса автомобиля. Водитель, как водится, с места ДТП скрылся, а владелец покореженного «Аиста» остался умирать тут же, на обочине. Умирать, так как, по легенде ГАИ, у него был открытый перелом плеча, рассечена голова, множественные ссадины. Все это старательно и профессионально изобразили с помощью грима. Для большей живописности на проезжую часть улетела и кроссовка.

Здесь стоит сказать и еще об одном существенном отличии. На этот раз жертву ДТП изображал не наш добрый знакомый манекен Вадик, а вполне живой волонтер Максим Фоминов. Он работает проводником на железной дороге и с Красным Крестом сотрудничает уже третий год: кормил горячим обедом лиц без определенного места жительства, раздавал прохожим профилактические листовки и презервативы. А однажды, во время рейса Гомель – Архангельск, даже ассистировал начальнице поезда при приеме родов.

– А умирать точно еще не приходилось, – улыбнулся велосипедист и замер на обочине.

Эксперимент начался. Надо сказать, что движение на этой трассе достаточно оживленное и уже в первые минуты около трех десятков машин… проехало мимо.

Первым отреагировал на предполагаемое ДТП 78-летний мужчина, который возвращался с дачи на велосипеде. Весьма резво соскочив со своего двухколесного друга, пенсионер ринулся к лежащему человеку.

– Жив? Марку и цвет машины запомнил?

Взволнованный мужчина даже не заметил подвоха, пока к нему не вышли коллеги «пострадавшего» и сотрудники ГАИ. Они поблагодарили прохожего, то есть проезжего, за неравнодушие. Пенсионер не стал скрывать, что серьезно испугался:

– Всякое в жизни видел, но такую картину впервые, – признался он журналистам.

И слава Богу!

Но больше всех сотрудников как Госавтоинспекции, так и Красного Креста впечатлил гомельчанин Виктор Бурмистров. Бывший руководитель строительного подразделения задал пару-тройку вопросов Максиму и сразу же принялся оказывать ему первую помощь. Сначала попытался остановить кровотечение, затем по своей собственной методике определил перелом голени (в списке диагнозов из легенды его, между прочим, не было!).

– Вместо шины использую кроссовку, сейчас ее расшнурую, затем шнурком зафиксирую. Потерпи, парень, – Виктор посчитал, что «пострадавшему» нужно обязательно рассказывать о своих действиях, видимо, в качестве своеобразной психотерапии. И правильно, между прочим.

Так бы продолжать и продолжать… Вот только проезжавшие мимо водители, поддавшиеся на «провокацию» ГАИ, оказались в явном меньшинстве. Хотя ведь по большому счету от них ничего особенного и не требовалось. Достаточно было просто позвонить в скорую. Хотя бы позвонить! Однако почти за час из 593 мимо проехавших автомобилей остановились только 30. Десять человек сообщили о случившемся дежурившему на трассе экипажу ГАИ. А вот номер 103 набрали только четверо.

Знаете, после первого такого эксперимента я была в абсолютном шоке. То есть это та ситуация, когда не хочешь да и просто не можешь верить собственным глазам. Сейчас как-то сгладилось. Хотя нет, не сгладилось. Скорее, просто безнадега какая-то появилась. Да, в конце-то концов, как и сколько можно убеждать человека в том, что он человек? И можно ли это сделать в принципе?

Наверное, можно. Вот только как? У вас есть ответ на этот вопрос? У меня нет. А еще горько и больно за всех нас. Простите, я не собираюсь здесь никому читать морали. Просто задумайтесь хоть на секунду и сами поймете, что у человека, оказавшегося в такой ситуации на дороге, практически нет шансов. И есть только два варианта. Либо мгновенно погибнуть под колесами, либо просто сдохнуть, как собака, на обочине. Третьего не дано. Не дано именно благодаря нам с вами, таким милым и добропорядочным во всем остальном людям. Во всем остальном, что не касается помощи ближнему.

И еще. Дорога ведь не предсказуема. На ней всякое случиться может. Какие бы мысли проносились у вас в голове, если бы вы сами вот так лежали в крови на обочине, а мимо проносились машины, за рулем которых, кстати, сидели бы ваши духовные близнецы-братья? «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Истина стара как мир. И так же, как мир, непостижима.

И тем не менее большинство проехало мимо… Подавляющее большинство!

Впрочем, есть у этой проблемы и несколько иной аспект. Водители, совершившие ДТП и по различным причинам оставившие место его совершения, не задумываются, что после установления виновного лица его ожидает не административная ответственность, а уже уголовная.

Не задумываются… Несмотря на то что вроде как принадлежат к виду «человек разумный». Причем, я уверена, подавляющее большинство из них вполне искренне считают себя людьми хорошими, добрыми и отзывчивыми. Они очень любят своих матерей, жен и детей. Они всегда придут на помощь другу, попавшему в беду. А все остальные…

– Я уже лет пятнадцать пытаюсь понять, почему водители скрываются с места ДТП, – сказал в одном из интервью начальник межрайонного отдела оперативной работы и розыска. – И до сих пор не могу. Ведь в основном они все вполне нормальные люди. Без патологии.

А ведь и в самом деле – без патологии. По крайней мере, видимой. Даже социальный портрет такого вот среднестатистического водителя, сбежавшего с места происшествия, вывести очень непросто. Но мы все же попытаемся.

В 60 процентах случаев ему от 25 до 55 лет, редко моложе. И в основном мужчины. Хотя женщины тоже встречаются. Но это уже тенденция последнего времени. А главное, он – трус и паникер. Это в лучшем случае. В худшем – преступник, который надеется всеми силами и средствами избежать наказания.

Кстати, рассчитывать на то, что, совершив ДТП и скрывшись с места происшествия, можно уйти от ответственности, весьма наивно. Найдут все равно. Рано или поздно. Впрочем, поздно тут не бывает. Человек в любом случае должен нести наказание за свои действия. Или бездействие. Безнаказанность развращает. Более того, на дороге она смертельно опасна. Так что, господа водители, не надо считать себя умнее Бога. Отвечать за содеянное придется все равно. Обязательно. Каждое ДТП, особенно если водитель скрылся с места происшествия, находится на самом жестком контроле. И не неделю, не месяц. Годы.

Наверное, было бы целесообразно, чтобы, получая водительские права, человек приносил справку не только от нарколога и психиатра (последние, кстати, выдаются чисто формально, то есть врач пациента и в глаза не видит, главное, чтобы на учете на стоял), но и от психолога. Иначе как-то странно получается: устройству автомобиля, к примеру, уделяется достаточно часов, хотя впоследствии его ремонтом самостоятельно занимаются единицы. А вот кризисные состояния, поведение человека в экстремальной ситуации из поля зрения как-то выпадают. Потому и действуют некоторые на дороге скорее эмоционально, чем рационально. Оно, может, и ничего, если бы только последствия этой эмоциональности не были столь тяжкими.

И еще. Важно не только хотеть оказать помощь. Не менее важно уметь ее оказать. Тут вспоминается одна из предыдущих акций, когда после всех проверок инспекторы ГАИ отправляли владельцев автотранспорта к специальной палатке, установленной на площади, в которой их уже ждала проверка знаний и навыков по оказанию первой медицинской помощи в экстремальной ситуации.

Для этого были задействованы девушки-волонтеры, которым при помощи специального теста, красок и театральной крови (!) были нанесены «травмы» различной степени тяжести. Ведь тренеры по обучению навыкам первой помощи БО «Красный Крест» не раз утверждали: одно дело – знать теорию, а совсем другое, когда сталкиваешься на практике с реальными травмами и кровью, пусть в этот раз и бутафорскими. Тут же представители Красного Креста с помощью учебных манекенов обучали приемам оказания первой помощи при кровотечениях, остановке дыхания, а также первой доврачебной помощи несовершеннолетним и детям до года.

Надо сказать, что все добровольцы честно пытались помочь «бедным» девушкам, по легенде получившим травмы при ДТП, перебинтовывая или обрабатывая их раны. Они даже (и многие не без удовольствия!) проводили реанимацию, вспоминая при помощи специалистов: куда правильно нажимать и сколько раз вдыхать. У кого-то получалось, кто-то терялся окончательно и говорил, что лучше вызовет скорую помощь. Но все автомобилисты единодушно отметили, что такие акции нужны и азы доврачебной помощи необходимо знать.

Надежда Тарасова-Гуль, «ДТП»