РАБОТАТЬ ПО ЗАКОНУ

ДТП под Смолевичами, ставшее самой серьезной аварией в истории современной Беларуси, обнажило ряд проблем в сфере пассажирских перевозок. Сегодня это направление – под самым пристальным вниманием Транспортной инспекции. Позиция главного контролирующего органа Минтранса в данном вопросе понятна и вполне очевидна: перевозка пассажиров должна осуществляться в соответствии со  всеми требованиями законодательства.

В вопросе безопасности мелочей не бывает, поэтому все без исключения перевозчики должны следовать букве закона. К тем, кто пытается искать лазейки и обходные пути, принимаются меры, вплоть до крайней – изъятия транспортного средства. Как показывает практика, такие радикальные методы оказываются наиболее действенными.

В чем отличие регулярных перевозчиков от нерегулярных, четко прописано в законе «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Прежде всего, «регуляры» должны заключить договор с операторами перевозок и возить  пассажиров по определенному расписанию и маршруту. К ним предъявляются и другие требования – например, транспортное средство должно быть оснащено навигационным оборудованием, позволяющим контролировать соблюдение водителем ПДД, режима труда и отдыха.

В Транспортной инспекции различия между такими перевозчиками поясняют с точки зрения безопасности:

– При регулярных перевозках учитываются пассажиропоток, требования режима труда и отдыха, скорость движения, характеристики дорожных условий. маршрут согласовывается с ГАИ. При нерегулярных ничего из перечисленного по факту не учитывается. А это, на наш взгляд, прямым образом влияет на безопасность. Именно поэтому такие нарушения нельзя назвать негрубыми или не грозящими безопасности пассажиров.

К «нерегулярам» требований меньше. Оно и понятно: это так называемые заказные перевозки организованных групп, где поездка имеет разовый характер (туризм, свадьба и т. д.). Многие пользуются этой лазейкой в законе и осуществляют регулярные перевозки под видом нерегулярных. Раньше с такой категорией хитрецов боролись штрафами. При этом некоторые из них предпочитали пару раз оплатить не такой уж большой штраф, нежели начать работать по правилам…

ТЕПЕРЬ – С ИЗЪЯТИЕМ

Как сегодня работники Транспортной инспекции борются с нечестными перевозчиками, рассказывает начальник управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала ТИ по Могилевской области Павел Гурков:

– При выявлении факта выполнения регулярных перевозок пассажиров в междугородном, внутриобластном и межобластном сообщениях без заключения соответствующих договоров с оператором таких перевозок начинается подготовка дела об административном правонарушении по части 1 статьи 13.3 КоАП Республики Беларусь. В последующем эти материалы направляются в экономический суд для принятия решения в отношении перевозчика.

Так, только за восемь месяцев 2023 года филиалом Транспортной инспекции по Могилевской области выявлено 23 таких нарушения законодательства. Экономическим судом Могилевской области вынесено постановлений о привлечении нарушителей к административной ответственности на сумму 689 базовых величин, что составило 25 493 рубля.

Одному из перевозчиков, выполнявшему перевозки пассажиров без заключения договоров с оператором на систематической основе и ранее неоднократно попадавшему в поле зрения транспортных инспекторов, в июле вынесено постановление о наложении административного взыскания в размере 200 базовых величин, что составило 7400 рублей.

Кроме того, в соответствии со статьей 64 Закона «О лицензировании» от 14.10.2022 года № 213-З выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, является грубым нарушением законодательства о лицензировании и может повлечь прекращение действия лицензии. В нынешнем году региональная Транспортная инспекция направила в лицензирующий орган материалы в отношении 21 субъекта хозяйствования, допустивших такие нарушения.

В инспекции обращают внимание:

– Сейчас меры в отношении перевозчиков, которые под видом нерегулярных перевозок осуществляют регулярные, ужесточились. При выявлении таких нарушений, руководствуясь статьями 6.8, 6.9, 8.9 ПИКоАП Республики Беларусь, мы изымаем транспортные средства в качестве вещественных доказательств, которые являются орудием совершения административного правонарушения, и помещаем их на охраняемую стоянку до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении.

«НЕРЕГУЛЯР» в овечьей шкуре

…У Дворца гимнастики в Могилеве работники филиала Транспортной инспекции по Могилевской области останавливают маршрутку. Водитель еще не знает, что у него в салоне под видом обычных пассажиров едут инспекторы. Как гром среди ясного неба звучит фраза: «Транспортная инспекция. Контрольная закупка. Предъявите ваши документы: водительское удостоверение, техпаспорт, страховки…».

В то время, когда проводятся осмотр транспортного средства и оформление всех необходимых документов работниками Государственной автомобильной и Транспортной инспекций, собственный корреспондент «ТБ» выясняет подробности дела.

Начальник управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала ТИ по Могилевской области Павел Гурков поясняет:

– Работа в отношении данного перевозчика велась давно. Мы отслеживали на сайте и в мобильном приложении маршруты его движения. Выявили определенную регулярность. Отправили официальные запросы операторам перевозок: ГП «Столичный транспорт» и ГП «Могилевский областной центр управления транспортом». Там нас проинформировали, что ИП К. карточка маршрута не выдавалась и, соответственно, договор об организации перевозок в регулярном сообщении не заключался.

Во время поездки транспортные инспекторы отметили, что водитель принимал наличные деньги и выдавал билеты с указанием данных перевозчика – ИП К., УНП, а также даты и времени поездки, ее стоимости. Все это свидетельствует о регулярном характере перевозки.

Кроме того, в салоне маршрутки была обнаружена визитная карточка с перечислением маршрутов движения в междугородном внутриреспубликанском сообщении, в том числе и по маршруту Могилев – Минск. На обратной стороне визитки – надпись: «Билеты со скидками на сайте и в приложении «Атлас».

В то время как водитель представил заказ-наряд на фрахтование транспортного средства, все факты красноречиво указывали на то, что он осуществлял регулярные перевозки под видом нерегулярных.

Представителями Транспортной инспекции выявлено и еще одно грубое нарушение: установлен факт переоборудования транспортного средства путем установки шести дополнительных посадочных мест. В салоне насчитали 21 место, а в свидетельстве о регистрации ТС указано всего 15. Автомобиль признан средством совершения административного правонарушения, а следовательно, вещественным доказательством, и помещен на штрафстоянку. Теперь решение – за Экономическим судом Могилевской области.

Всего за нынешний год в регионе изъято семь транспортных средств. Этот способ борьбы с недобросовестными перевозчиками успел доказать свою эффективность. При этом количество желающих узаконить свою деятельность заметно выросло.

Данный метод пресечения деятельности лиц, осуществляющих перевозки пассажиров без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, будет применяться работниками инспекции и при контроле за автомобилями-такси, проинформировали в филиале Транспортной инспекции по Могилевской области.

P.S.

Во время подготовки статьи в печать стало известно, что ИП К. обратился в ГП «Столичный транспорт» с заявлением о заключении временного договора на период организации и проведения конкурса на осуществление междугородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении по маршрутам Минск – Могилев, Могилев – Минск.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ» 

Добавить комментарий