Противостояние

Таксисты

Нападение на трезвого человека, оказывающего в это время нападающему услугу, – абсурд? Нет, довольно частое явление, если речь идет о водителе такси. Многие из них не сообщают в милицию об угрожавших их жизни ситуациях из-за агрессивных действий пассажиров, если остались здоровыми и невредимыми. Однако такие инциденты иногда заканчиваются совсем иначе.

Правоохранители не ведут подсчет случаев нападений на водителей такси в момент выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Их объединяют с подобными, среди которых – разбой, злостное хулиганство или даже убийство.

Как любой водитель, таксист держит под пристальным вниманием дорожную обстановку и не может постоянно наблюдать за пассажирами, находящимися за его спиной, на заднем сиденье автомобиля. К сожалению, находятся те, кто решает воспользоваться ситуацией: внимание таксиста сосредоточено на дороге, его руки заняты, а значит, он не сможет сразу же защитить себя. Чаще всего нападение такие клиенты совершают под алкогольными парами, и выручка таксиста, его автомобиль, мобильный телефон кажутся им весомой добычей…

В Гродно третье за последние пару недель нападение произошло 16 марта. Водитель такси 1997 года рождения подвозил нетрезвого, на год старше себя, пассажира, рассказали в пресс-службе УВД Гродненского облисполкома. Когда клиент стал вести себя неадекватно, таксист, чтобы успокоить его, остановил машину и сообщил своим коллегам по рации о происходящем в салоне автомобиля. Вдруг пассажир набросился на него с кулаками, избил, а также повредил ногой дверь автомобиля. Коллеги-водители сообщили сотрудникам милиции о происходящем в такси, и правоохранители, прибыв на место происшествия, задержали дебошира.

– В случаях когда нет возможности позвонить в милицию самостоятельно, лучше сообщить коллегам о происходящем при помощи средств связи. Таким образом удастся сохранить свое здоровье и имущество. На данный момент сложно сказать, как могла бы закончиться эта история, не приедь сотрудники милиции, – пояснил начальник уголовного розыска Октябрьского РОВД города Гродно подполковник милиции Владимир Волчкевич. Уголовное дело возбуждено по части первой статьи 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь («Хулиганство»). Как выяснилось, в прошлом молодой человек уже был судим за хулиганство и грабеж.

Вечером 14 февраля находящийся под алкогольными парами житель столичного микрорайона Лошица отправился на такси в Уручье. Прибыв на место, отказался платить и начал угрожать таксисту ножом. Однако водитель не растерялся: ему удалось выхватить нож и убежать в лес.

Как сообщили в пресс-службе ГУВД Мингорисполкома, злоумышленник не смог догнать таксиста, поэтому вернулся в машину, достал из своей сумки спиртное, выпил еще, а затем попытался скрыться в лесном массиве. Водитель тем временем позвонил в милицию. Прибывшим на место правоохранителям с помощью служебных собак удалось задержать нападавшего. Им оказался 30-летний минчанин, ранее судимый за покушение на убийство, кражу и вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения.

Поздно вечером 19 января произошло нападение на таксиста, работавшего только второй день. Водитель возле железнодорожного вокзала в Витебске взял парня с девушкой, которые ехали в деревню Верховье. На въезде в поселок пассажир схватил таксиста за плечо, приставил к горлу нож, потребовал выручку и мобильный телефон, а затем ударил ножом водителя в шею и предплечье. К счастью, таксисту удалось убежать. Нападавший же сел за руль и уехал со своей спутницей с места преступления. Раненого мужчину подобрал проезжавший мимо водитель. Пострадавший обратился за помощью к правоохранителям. Вскоре заглохший автомобиль был обнаружен возле деревни Тригубцы Витебского района, а угнавшие его 25-летний парень и его 22-летняя подруга прятались в канаве неподалеку.

14 декабря на водителя такси вблизи деревни Пески Лидского района было совершено разбойное нападение. Об этом сообщил правоохранителям сам пострадавший. Трое неизвестных угрожали мужчине чем-то похожим на пистолет, затем вытащили его из автомобиля и, забрав 206 рублей и 20 долларов США, уехали на машине потерпевшего.

Незамедлительно в шести районах Гродненской области был введен план «Перехват». Через некоторое время удалось найти и автомобиль, и угонщиков. Злоумышленники, кстати, не смогли далеко уехать, так как попали в ДТП.

– Во время беседы с подозреваемыми стало известно, что перед нападением они распивали спиртное у своего товарища. Мужчин потянуло на приключения, и они похитили у него пневматический пистолет, которым позже угрожали водителю такси. Уголовное дело возбуждено по части второй статьи 207 Уголовного кодекса Республики Беларусь («Разбой»), – сообщил официальный представитель УВД Гродненского облисполкома Максим Базыленко. Подозреваемым грозит наказание в виде лишения свободы на срок от шести до 15 лет с конфискацией имущества. К слову, каждый из них в прошлом уже имел проблемы с законом.

В марте прошлого года лидскими милиционерами был задержан подозреваемый, который в состоянии алкогольного опьянения напал на таксиста. Вызвал авто мужчина, находящийся в Щучинском районе. Нетрезвый пассажир на подъезде к Лиде попросил водителя остановиться и, как только ход машины замедлился, стал его душить. Таксист отчаянно сопротивлялся. В ходе борьбы нападавший ударил водителя самодельным клинком в шею, а потом убежал. Раненый таксист смог самостоятельно продолжить движение на автомобиле в сторону города и, встретив по дороге милицейский автопатруль, рассказал о случившемся.

Были организованы масштабные мероприятия по задержанию подозреваемого: оцеплен район, выставлены посты, сориентировано население. Местные жители сообщили в милицию о предполагаемом местонахождении разыскиваемого. Зло-
умышленник после ночевки в лесу с утра наткнулся на хутор пенсионерки, которая знала, что в районе бродит преступник. Скрываясь, мужчина вышел к болоту и едва не утонул в трясине. Но в итоге остался лишь без обуви.

Через пару часов сотрудникам милиции удалось его задержать. Злостным хулиганом оказался 30-летний житель Минской области, который отбывал наказание за ранее совершенное противоправное деяние в исправительном учреждении открытого типа в Щучинском районе.

Но особого рода нападавшие продумывали преступление долго и тщательно, затем выбирали таксиста-жертву и хладнокровно исполняли свой замысел.

Брестский областной суд 4 января приговорил троих обвиняемых в убийстве таксиста из Бреста с особой жестокостью, сопряженном с разбоем, к 25, 24, 23 годам колонии усиленного режима и конфискации имущества. Они обязаны выплатить родственникам 35-летнего погибшего по 50 тысяч рублей компенсации за причинение морального вреда. Двое лидчан, 23 и 24 года, и 30-летний уроженец Каменецкого района Брестской области решились на преступление 19 апреля 2017 года. Преступники готовились к нападению: они наводили справки, выбирая жертву: водителя без семьи, которого, как надеялись, не будут искать. Поздно вечером лидчане сели к нему в такси и попросили подвезти в агрогородок Чернавчицы. Там к ним присоединился 30-летний местный житель, который показывал дорогу. Он и попросил сделать санитарную остановку. На пустыре.

Когда водитель остановил машину, один из участников группы набросил ему на шею кожаный ремешок, а подельники начали избивать. Били по лицу, телу. Затем они вытащили жертву из автомобиля и продолжили избиение. Однако им помешала проезжавшая машина. Тогда нападавшие стали загружать избитого мужчину в багажник, но тот сумел выбраться и попытался убежать. Его догнали, избили и уложили на пол в салоне автомобиля. Возле деревни Дружба таксиста достали и продолжили избиение руками, ногами, черенком от лопаты. Прыгали на его голове. От травматического шока и полученных 57 телесных повреждений водитель скончался, а его тело преступники сбросили в мелиоративный канал. Сами же уехали в Гродненскую область, где сожгли документы таксиста. Там преступников задержали правоохранители.

Как признался один из обвиняемых, им нужен был автомобиль, чтобы поехать в Гродненскую область и там ограбить богатого фермера. Погибший работал в такси 12 лет.

Роковой для гродненского таксиста, который работал в службе такси около двух лет, оказалась поездка с пассажирами в ночь на 14 августа 2016 года. В половине третьего ночи водитель сказал диспетчеру, что заканчивает работу и едет домой. Однако дома мужчина не появился, а его телефон был недоступен.

Автомобиль таксиста был найден около деревни Коптевки, расположенной в 13 километрах от Гродно, а его тело обнаружили позже на поле возле деревни Гибуличи. Сотрудники милиции установили маршрут движения автомобиля в ту ночь.

Выяснилось, что водитель по окончании смены подобрал с остановки общественного транспорта в гродненском микрорайоне Фолюш двух 22-летних парней. Молодые люди попросили подвезти их в деревню Коптевку. Таксист согласился. По дороге один из пассажиров потребовал сделать санитарную остановку и вышел из авто, а второй стал бить водителя слесарным молотком. Таксисту удалось вырваться, однако преступники его догнали и продолжили избиение камнями, ногами – позже эксперты насчитали на теле 33-летнего мужчины следы не менее 57 ударов. Нападавшие уничтожили паспорт водителя, забрали автомобиль, выручку в размере 250 рублей, пневматический пистолет, автомобильные зеркала, видеорегистратор, кусачки, провода стартера, подзарядки, карту памяти, мобильный телефон.

Свое нападение они позже объяснили правоохранителям наличием долгов у одного из парней, им нужна была выручка водителя. Состоявшийся в апреле 2017-го суд приговорил молодых людей, по предварительному сговору убивших с особой жесткостью водителя такси, к 25 и 23 годам лишения свободы, обоих – с конфискацией имущества. Погибший гродненец собирался установить в машине тревожную кнопку, воспользоваться имевшимся при себе пневматическим пистолетом он не успел.

Рассказывать о таких случаях неимоверно больно. Поражает жестокость нападавших. «Отморозки, нелюди» – чаще всего именно так называли их таксисты, с которыми довелось разговаривать. Водители сразу же как-то внутренне напрягались, когда слышали о теме разговора, делились своей историей поездок с агрессивными пассажирами. В случаях, которые они описывали, клиенты не переходили грань, разделяющую угрожающие слова и опасные для жизни действия, или таксистам удавалось противостоять их напору.

Кстати, водитель одной из таксомоторных компаний, когда появились в Интернете фото преступников, убивших таксиста из Гродно, вспомнил, что он тоже возил их по заказанному маршруту:

– Они задавали мне вопросы: «Как, шеф, не страшно ли работать? Как зарабатывается?» Я сначала подумал, что пассажиры опасны, но потом решил: может, я в них ошибаюсь. Однако жизнь показала, что интуиция меня не подвела. Очень жаль водителя, который погиб из-за них. Несколько раз я встречал людей, которые собирались напасть на меня, и, ощущая опасность, исходящую от них, с ними просто разговаривал: «Вечером ты меня грохнешь, а утром тебя уже поймают, и ты не разбогатеешь на этом». Лет десять назад привез пассажиров в Коробчицы и остановил машину там, где попросили. Клиенты рассчитываются, а я замечаю, что мы находимся на безлюдном темном пустыре. Помню, как подумал в тот момент: хорошо бы выбраться отсюда живым. Они переглядываются, висит пауза, и я думаю: уже не успею убежать. Спросил вежливо, спокойно: «Будете выходить или нет?» И они все-таки вышли, а я уехал. Потом они напали на моего коллегу. По манере разговора я понял, что это та же парочка. Обычно у таких людей посадка в такси стандартная: один садится на переднее сиденье, а второй – за спину водителя. Они облокачиваются на спинки сидений, а затем начинают задавать вопросы. Коллега оказался парнем крепким, а ведь его задушить хотели, но он просунул руку под удавку и отбился от нападавших. И еще лет двенадцать назад в одном дворе меня тоже пытались душить, а я им говорю: «Успеете ли далеко убежать? Я забрал вас с вашего домашнего адреса – куда вы денетесь?» Я возил этих пассажиров раньше и знал, что они уже были судимы. Все-таки они одумались, вышли из машины и направились по своим делам.

Владельцы служб такси утверждают, что пытаются обезопасить водителей от нападений.

– Перед тем как новичок приступит к работе, в течение трех часов проводим инструктаж, объясняя, как работать с пассажиром, где можно брать клиента «от бордюра» и где нельзя, о связи с диспетчером, другими водителями, – рассказывает руководитель гродненской службы такси, которая оказывает услуги по перевозке пассажиров в течение 14 лет. – GPS-программа показывает местонахождение машины, и диспетчер службы может в любой момент выяснить, где такси. У каждого в автомобиле есть тревожная кнопка, а также выделен доступный только водителям отдельный номер для связи с диспетчером. При поездке за город перевозчик должен сообщить диспетчеру паспортные данные пассажира. Вопросы, заданные клиенту, помогут оградить водителя от каких-либо противоправных действий. Многое зависит от дисциплины самого перевозчика, его добросовестности. Мы стараемся, чтобы пассажир был удовлетворен, ставим адекватные цены, но, бывает, водитель хочет заработать больше и заявить о меньшем количестве поездок, а значит, может выключить GPS-навигатор. Стараемся убеждать не делать этого, думая прежде всего о безопасности.

– У водителей есть газовые баллончики, электрошокеры, тревожная кнопка, при срабатывании которой все водители и диспетчер видят координаты автомобиля и спешат на помощь. GPS-программу таксисты могут отключать, но знают, что тогда тревожная кнопка не сработает и им останется рассчитывать только на себя. Наши водители не заинтересованы отключать GPS-программу, так как у нас фиксированная оплата за заказ. Диспетчер постоянно наблюдает, где находится тот или иной перевозчик. Если водитель выезжает с пассажирами за город, то в целях безопасности он описывает диспетчеру, как выглядят пассажиры. Естественно, они также слышат, что о них рассказали. Все эти меры введены, чтобы обезопасить таксистов, – говорит руководитель службы такси «Бертель».

Защитить себя стремятся и сами таксисты. И многие выработали некий кодекс, в основном водители, длительное время работающие в сфере перевозок автомобилями-такси. Начинающие же таксисты надеются на быстроту своей реакции. При этом практически все утверждают: какая им предопределена судьба, так все и сложится.

– Моя служба такси ничего не рекомендовала для защиты, только кнопка «тревога» у меня есть, нажму – машины быстро слетятся на помощь. Бывает, привозишь клиентов на место и замечаешь, как нагнетается обстановка: пассажиры не выходят, между собой перемигиваются, злость какая-то нарастает в их словах. В таком случае, если клиенты все-таки вышли из машины, лучше просто уехать и даже не брать с них плату. А если так и сидят в автомобиле, то уже катаешь их до последнего заказа, – рассказывает таксист с 23-летним стажем. – Иной раз приходилось и драться. Завез как-то пассажира на улицу Лизы Чайкиной, тот вышел. И тут я замечаю, что клиент не доплатил. Он мне в ответ: «Хватит тебе и этого», а затем напал на меня. Завязалась драка, у меня оказался разбит нос. А как-то раз привез четверых пассажиров в деревню, так они, чтобы я не убежал, потребовали ключи от автомобиля. Пришлось отдать, затем ждать, пока клиенты не выпьют с друзьями достаточно много, а потом уже их доставлять обратно. Человек только садится в машину, я уже чувствую, как он себя вести будет. Лет пять возил с собой баллончик перцовый, и его приходилось использовать. Как-то попросил клиент завезти в Коробчицы на стройку, а там говорит: мол, подожди, схожу за деньгами. Я предложил пойти вдвоем. Выхожу из машины, а он вдруг бросился в драку. Я и воспользовался баллончиком – мужчина упал. Но все равно пассажир не рассчитался со мной. Сейчас перцовый баллончик не вожу, потому что уже по ночам не работаю: возраст не тот, стараюсь до пяти вечера закончить смену.

– Нападавшему надо давать сдачу – вот и вся защита. Если сзади нападут – судьба, значит, такая, – утверждает водитель, работающий два месяца в службе такси. – Диспетчер отслеживает, где мы находимся, у него же есть данные, кто заказывал машину. Так что надеемся на себя и доверяем клиенту.

– В нашей службе не советовали, как защищаться от нападений, об этом сам как-то тоже не думал. Если сзади накинут ремень на шею, куда уж тут убежишь, – размышляет начинающий таксист. – Рискованная профессия, конечно, но захотелось попробовать себя в этом деле. Сейчас уже с таксиста и брать нечего. За месяц работы все клиенты попались нормальные. Лишь один из них оскорблял и пытался замахиваться – оказывается, не к тому дому подвез. Тогда я остановил машину, вышел из нее и вызвал милицию. Однажды вез четырех пассажиров, которые, я так понял, были раньше судимы. И они сказали: «Подъезжай к лесу». Было страшно в тот момент, но не скажешь же, что не повезу. Если бы сказал им выйти, то меня бы уволили за невыполнение заказа, ведь клиент всегда прав. Был еще заказ – отвезти клиента в деревню Квасовку. По пути тот попросил захватить с остановки еще двух человек, тогда мне стало немного не по себе, но в итоге все закончилось хорошо.

– Таксистов вызывать на помощь за полгода работы не приходилось, – рассказывает его коллега, который работу водителем такси считает временной. – Были те, кто угрожал, но главное при этом – спокойно с ними себя вести, не провоцировать, может, даже пошутить. Агрессивные – это в основном нетрезвые люди. Никаких средств защиты у меня нет, ничего нам не предлагали в нашей службе такси. Мы можем попросить диспетчера, чтобы он спрашивал что-то у нас каждые пять минут, например, интересовался, как дела. На всякий случай. Мне кажется, помогут защититься от нападений камера видеонаблюдения в машине и предупреждение, что она есть.

– По сути, мы в такси ничем не защищены. Работаю четыре года, и за это время случались драки в машине, выбивали стекло в передней дверце. Для самообороны вожу баллончик с перцем, – рассказывает водитель, работающий только по ночам: у него четверо детей, и днем надо помогать жене. – Был случай: коллеге-таксисту помогал, пришлось баллончик применить, однако на агрессивного пассажира это средство защиты не подействовало, даже глаза не протирал. Когда недавно клиентами стали подвыпившие девушки, начавшие драться, пришлось вновь его использовать. Но мне в милиции объяснили, что для этого не было оснований. Хотя пассажирки поцарапали мне лицо, руки, разбили задний фонарь в автомобиле, не давали сесть в машину. Клиентов прошу пристегиваться, и если они начнут какие-то действия против меня, то надеюсь, что успею среагировать. Однако когда пассажиры сзади меня, то не видно, кто из них что из кармана достает. Поэтому стараюсь, чтобы у меня за спиной по возможности никто не сидел. Когда пассажир начинает руки распускать, в основном разбираюсь сам либо вызываю милицию. Можно воспользоваться экстренной помощью водителям: минута, две – и приезжают таксисты. Знаю, что кто-то монтировку возит, и она всегда сбоку от водителя находится, кто-то фонарики с электрошокером. Есть водители, которые пассажиров не везут за город, но я везу. Не слышал и о том, чтобы таксисты описывали диспетчеру при поездке за пределы города внешность клиента или называли его паспортные данные. Наверное, пассажиры и не согласились бы на такое. В диспетчерских есть база данных, где подписаны постоянные клиенты, и видно, сколько поездок у них сделано и куда. Поэтому, когда направляюсь за город, то меня диспетчер предупреждает: пассажир едет с нашей службой в первый раз, бери предоплату. Видеокамеры, может, и помогли бы защитить нас, но не все пассажиры хотят, чтобы их снимали. Надо что-то дорабатывать по безопасности таксистов. В то же время мало кто захочет переоборудовать автомобиль, ведь в основном все ездят на своих машинах.

– Нужно полагаться на свой ум и здравый смысл. Стоит посмотреть внимательно на человека и попытаться понять, кого ты везешь, и избежать поездки, если что-то явно настораживает. Не брать «от бордюра» людей на вокзалах, работать с прибывшими пассажирами только по заявке от диспетчера. И я не берусь за заказы, когда надо ехать за город, – говорит таксист со значительным опытом работы. – Полторы тысячи ночей я отработал и понял, что не следует работать ночью: овчинка выделки не стоит. Лучше пассажиров возить до 23 часов. Хватает заказов… А то позже люди часто садятся в состоянии алкогольного опьянения, поэтому таких вариантов лучше избегать. Мое золотое правило: никогда не беру деньги вперед, какой бы человек ни сел в машину. Если клиент едет с целью грабежа, то все равно заберет выручку. А нормальный и так заплатит. Если не платит за поездку – пусть уходит. На агрессию надо отвечать спокойствием. Электрошокер, по моему мнению, не подходит для обороны: вдруг при его применении у человека сердце остановится, и тогда уже водитель будет отвечать за превышение необходимой обороны. Газовый баллончик тоже не выход: пока достану, пройдет время: такой человек садится в такси с определенной целью и сразу готов к нападению, а оказать сопротивление в момент нападения в ограниченном пространстве машины весьма затруднительно. Сдерживающим фактором для таких клиентов является то, что у нас ловят их довольно-таки быстро. А также то, что машину как средство обогащения нападавший не сможет использовать: каждый метр моей поездки регистрируется. У меня есть в автомобиле тревожная кнопка. Если пьяный человек едет и начинает какое-то представление устраивать, то можно попросить помощи. Однако если сел в машину задумавший что-то страшное, тогда сложнее, наверное, ее нажать. У нас нет таких автомобилей, чтобы перегородка отгораживала от клиентов, но если их будут делать, то, наверное, очень высокие цены поставят. Не думаю, что это лучший выход. Людям нужно доверять, даже самого последнего бандита надо считать человеком разумным.

Оказалось, что в Беларуси существует компания и находится она в Минске, которая предлагает таксистам такой вариант защиты от агрессивных клиентов, как перегородки и индивидуальные съемные защитные экраны.

– Мы консультировались с сотрудниками полиции в странах СНГ, в том числе с нашими работниками милиции, узнавали, как именно было совершено нападение, какие были движения рук, – объясняет владелец компании Анатолий. – В результате разработали собственный защитный экран. Изготавливаем его для такси в виде буквы «Г». Он устанавливается в салоне автомобиля за креслом водителя от потолка до низа, тем самым защищая человека с головы до ног. Продолжается защитный экран еще на 20-30 см справа от водителя. Таким образом, выступ тоже является частичной преградой для человека, который сидит на переднем сиденье рядом с водителем. Если преступник, находящейся сзади, захочет приставить нож, то не сможет этого сделать – помешает выступ экрана, и изогнуть руку в такое положение, чтобы достать до лица, шеи, невозможно. Преступник уже не сможет нанести вред таксисту сзади, используя электрошокер или другой любой опасный предмет, кулак, применить удушающий прием. Кстати, водители в Азии ставят защитные экраны и просят удлинить выступ до 40 см. У кого автомобиль на автомате, тому защиту можно удлинить на 30-40 см, а если механика, то надо оставлять пространство для переключения передач. Упитанному водителю длинный выступ защитного экрана тоже может мешать. Поэтому кому-то продлеваем экран, а кому-то, наоборот, отрезаем – все по желанию заказчика.

Сначала компания изготавливала перегородки, как в американских автомобилях-такси – от левой стойки до правой, от потолка до пола. Перегородка отделяла водителя от пассажиров, сидящих сзади. Но после недолгого использования таксисты стали просить убрать ее и установить индивидуальный защитный экран. Объясняли это возмущением клиентов: «Что я за стеклом, как в зоопарке?» Некоторые даже скандалили из-за невозможности полноценно общаться с находящимися на заднем сиденье пассажирами. Люди привыкли к тесному общению во время поездок: если едет компания, то все хотят иметь возможность разговаривать, передавать деньги или вещи друг другу. Один таксист рассказал и о таком инциденте: выпивший пассажир при резком развороте головы назад врезался ею в перегородку и, не заплатив, вышел.

– Теряю клиентов – сделал вывод наш заказчик и попросил поставить индивидуальный защитный экран. А перегородки, изучив опыт стран СНГ, теперь предлагаем устанавливать на автомобили МВД, – говорит Анатолий. – С 2015 года мы отправили и отправляем сотни писем во все службы такси нашей страны с просьбой разместить наши визитки, чтобы водители узнали, что такая услуга появилась в Беларуси. Также информировали все профсоюзы и МВД. Руководителям фирм такси предлагали скидки на оптовую установку. Некоторые нам так отвечали: «Если водителю нужна защита, то пусть сам думает, как себя защитить. Мне он деньги приносит, остальное не моя забота».

К сожалению, руководители служб такси не понимают, что если на их автомобилях будет установлен защитный экран, то желающих устроиться на работу к ним будет намного больше, чем к конкурентам. Водитель будет знать, что он в автомобиле защищен. Единственный раз руководитель одной из столичных компаний такси согласился на размещение наших визиток. Оказалось, что когда-то сам работал таксистом, знает не понаслышке о проблеме нападений и очень заинтересован, чтобы таких случаев в его компании не было. Трудно понять наших водителей, почему они не задумываются о собственном здоровье, жизни и надеются на авось.

На вопрос, сколько заказов пришлось на Гродненскую область, руководитель компании-изготовителя защитных экранов ответил, что за два года их работы лишь человек пять-шесть их установили. Как оказалось, заказывают экраны таксисты из Ростова-на-Дону, Москвы, а также из Молдавии, Казахстана, Узбекистана. Один раз компания посылала защитный экран во Владивосток. Стоит он от 55 до 125 долларов и зависит от толщины поликарбоната, из которого изготавливается. А поликарбонат – прочный материал, применяется в авиации, из него делают полицейские щиты. Несомненный плюс – в том, что защитный экран можно легко самостоятельно установить и снять за 20-30 минут, а также поставить на другой автомобиль.

Кстати, таксисты, с которыми я разговаривала, не слышали о существующей возможности сделать перегородку или установить защитный экран в салоне автомобиля. Когда же узнавали об этом, то говорили, что не каждый захочет менять что-то в своей машине, ведь это лишние затраты и хлопоты, а задумавший преступление может выманить водителя из машины и там уже напасть. Однако кое-кто из таксистов задумывался. А случаи нападений свидетельствуют: чаще всего клиенты решаются на агрессию спонтанно и начинают действовать, находясь внутри авто.

Наверняка в скором времени видео-
наблюдение в салонах такси станет обычным делом. Пассажиры привыкнут к видеокамерам, ведь в магазинах, на улицах, вокзалах мы постоянно находимся под их прицелом и никто не возражает. Возможно, нужен ряд требований по оборудованию автомобилей-такси системами для обеспечения безопасности водителей. И главный вопрос здесь, наверное, связан с финансовыми затратами, ведь оборудовать автомобиль каждому водителю придется за свой счет. А таксисты и так сетуют на увеличившиеся в последние годы расходы для желающих заниматься этим видом деятельности.

Как бы то ни было, пока думать о своей безопасности приходится самим водителям и надеяться в первую очередь на себя: на быстроту реакции, силу мускулов, а также на понимающих проблему руководителей таксомоторной организации, которые продумывают и объясняют порядок действий, условные сигналы для непредвиденных случаев. А еще на внимательных и отзывчивых диспетчеров, братство коллег.

Кстати, один из водителей такси во время нашего с ним разговора нажал и тут же выключил тревожную кнопку, но диспетчер не отозвался: сигнал, как я поняла, не прошел: как раз в час пик не надолго пропал Интернет. Так что и непредвиденный технический сбой тоже надо брать во внимание, планируя, как обезопасить себя от агрессивных пассажиров.

Светлана СМОЛЕЙ, «ТБ»

Добавить комментарий