Прославились…

Прославились…Вероятно, мы уже привыкли к тому, что гости Беларуси хвалят наши дороги, дружелюбных водителей и слаженную работу ГАИ.

Привыкли и… расслабились. К счастью, далеко не все.

Дорожники продолжают уверенными темпами повышать качество дорог, Госавтоинспекция – следить за порядком на них и совершенствовать условия организации дорожного движения.

Вы спросите, куда из этого логического ряда вдруг выпали водители? Ответы на этот вопрос сегодня уже дают и российские средства массовой информации. Одним из них стала публикация «Вот как упертость водителей приводит к транспортному коллапсу», размещенная на популярном autorambler.ru.

Назвав ситуацию «ужасающей», авторы статьи приводят слова очевидца транспортного коллапса, произошедшего 29 января в Минске на кольцевой развязке Притыцкого – Пушкина: «И насколько люди друг друга не уважают и не ценят, что просто стоят, упершись один в одного. И никто не едет: вообще никто, ни влево, ни вправо. Это ужас! Насколько всем друг на друга наплевать. Упертость людей зашкаливает. Транспорт стал, все стали – вся жизнь стала у людей».

О том, как образуются пробки или, как их сегодня принято называть, дорожные коллапсы, а также о ситуации, сложившейся на одном из столичных перекрестков, рассказал начальник отдела по агитации и пропаганде УГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей ЗАРАНИК:

– Достаточно очевидно, что проблема дорожных заторов кроется в отсутствии соответствия пропускной способности дороги с количеством проезжающих по ней автомобилей. В Минске этому вопросу всегда уделяется огромное внимание. И, как отмечают сами граждане, на сегодняшний день столичные условия организации дорожного движения обеспечивают пропускную способность городских дорог.

Но сразу возникает и закономерный вопрос – почему на одном и том же отрезке дороги пропускная способность достаточна в случае, если движение регулируется светофорными объектами, но как только появляется необходимость применения пунктов ПДД, регламентирующих проезд нерегулируемых участков дорог, то ее уже не хватает?

Как это парадоксально ни прозвучит, но ответ кроется в поведении водителей. Точнее, в этичности взаимоотношений, причем не только между водителями, но и по отношению к своим близким и даже к себе.

Примеров отсутствия элементарного неуважения некоторых представителей водительского сообщества к окружающим сегодня предостаточно. Обратите внимание, сколько автолюбителей уступают дорогу скорой помощи, аварийно-спасательной технике или другому транспорту оперативного назначения, движущемуся с включенными проблесковыми маячками. Как признают сами водители таких транспортных средств, то из десяти машин семь может действительно уступить дорогу. Остальные не видят в этом необходимости.

Ну а если выглянуть из окна во двор собственного жилого микрорайона, то даже не автолюбитель сразу увидит далеко не одну машину, припаркованную так, что спецтранспорт не сможет проехать к отдаленным участкам жилой зоны. Что же касается парковки в местах движения пешеходов, то иной раз складывается впечатление, что женщинам с колясками, детям и пожилым людям надо учиться летать, а не спокойно двигаться в разрешенных местах жилой зоны, двора.

Вместе с тем специально организованные стоянки не заполнены. А возмущенные соседи не желают обратить внимание местных автолюбителей на их хамское отношение к окружающим, ведь сосед может и обидеться.

Так все и продолжают ждать, что приедет инспектор, наведет порядок, все дружно повозмущаются, и… ничего не изменится. Зато соседи не поругаются.

А теперь давайте еще раз посчитаем, сколько надо инспекторов ГАИ, чтобы объяснить каждому водителю, что даже он не застрахован от ситуации, когда помощь понадобится ему самому. Ведь спецтранспорт, как и пешеходы, летать не умеет.

Быть может, действительно не надо ждать инспектора, а стоит самим навести порядок не только в собственных дворах, но и в отношениях к людям. Ведь наличие автомобиля никого не переводит на ранг выше. А уважительное отношение к окружающим всегда было присуще всем без исключения белорусским водителям. Но, к сожалению, такой образ наших автолюбителей встречается не всегда.

Возьмем, к примеру, беспрецедентную ситуацию, сложившуюся 29 января около 16.30 на кольцевой развязке Притыцкого – Пушкина. Из строя вышли светофорные объекты, что, собственно, может произойти на любом перекрестке. Для приведения их в рабочее состояние, конечно, требуется время. Поэтому водители должны были руководствоваться здравым смыслом и как грамотные участники дорожного движения соблюдать ПДД.

Достаточно было вспомнить, что проезд перекрестков регламентируется не только светофорами, но и дорожными знаками, разметкой. А в случае возникновения заторовой ситуации выезжать на перекресток запрещается.

Но водители не обратили внимания на сложную организацию движения, не остановились на подъездах к этой большой кольцевой развязке и не подождали прибытия инспекторов ГАИ, которые смогли бы быстро установить порядок движения по жестам регулировщика.

Более того, число желающих проскочить перекресток постоянно росло. В считанные минуты сложился коллапс, в центре которого машины просто уперлись друг в друга и стали напоминать кучу-малу.

Именно это и послужило причиной остановки движения на двух крупных транспортных артериях и, как следствие, образования огромных очередей из автомобилей и общественного транспорта с четырех сторон перекрестка.

Достаточно очевидно, что в такой ситуации не поможет ни одно техническое средство. А итогом неверных действий слишком спешащих водителей стала остановка движения на несколько часов.

Бесспорно, дорожные коллапсы периодически происходят не только на белорусских дорогах, но и во всех странах мира. Причин их появления достаточно много.

Пропускная способность становится ниже в период проведения ремонтных работ, в случае если в одной из полос для движения остановилось неисправное транспортное средство, произошло дорожно-транспортное происшествие и многое другое.

На сегодняшний день ни в одной стране нет стандарта, применив который, водитель не попадет на перегруженную проезжую часть. Лучший способ предотвратить многочасовой простой – проехать другим маршрутом. Выбрать его можно, воспользовавшись интернет-сервисом, показывающим балльность пробок на дорогах или проектом «Пост ГАИ» мессенджера «Телеграмм». Публикуемая информация постоянно обновляется, поэтому обращать на нее внимание все же стоит.

Вместе с тем не следует исключать вероятность того, что на маршруте, выбранном водителем в качестве альтернативы, могут сложиться аналогичные форс-мажорные обстоятельства, которые в корне изменят дорожную ситуацию. Поэтому рассчитывать только на технические средства организации движения на дороге не стоит.

А вот на что действительно необходимо обратить внимание, так это на разумное поведение самих водителей. То есть если избежать попадания в пробку не удалось, то нужно сохранять спокойствие.

Как бы человек ни торопился, не надо думать только о своих интересах и стремиться всех перехитрить. Ведь итогом может стать новая заторовая ситуация, где уже сотни водителей потеряют несколько часов своего личного времени, а общественный транспорт выйдет из установленных графиков движения.

Не надо быть психологом, чтобы понять – в сложившихся обстоятельствах все водители испытывают достаточно серьезное эмоциональное напряжение. Его вызывает осознание того, что именно сейчас рушатся все планы. Дополнительное напряжение может создаваться и в салоне машины. Способствуют этому телефонные звонки, то и дело будоражащие водителя. Пассажиры, не обладающие достаточным уровнем терпения и такта, тоже «подливают» душещипательных эмоций, далеко не способствующих уравновешенности.

Вместе с тем водитель должен оставаться спокойным и собранным. Вы только представьте, что произойдет, если все находящиеся в образовавшемся заторе начнут проявлять неуравновешенность в поведении. Как разъезжаться-то будем?

Неприятно, конечно, что из-за нескольких человек придется простоять какое-то время. Но сложившаяся ситуация не решается на эмоциях. Движение в сложных условиях требует постоянного внимания, уверенного вождения и реальной оценки происходящего. Поэтому искренне желаю водителям не попадать в такие ситуации, ну а если изменить обстоятельства не получается, то действовать грамотно и слаженно, соблюдая требования Правил дорожного движения.

Никита ПЕТРОВ, «ТБ»

Добавить комментарий