Если больной стоит на диспансерном учете в псих- или наркодиспансере, он не годен к управлению автотранспортом
Органы прокуратуры Брестской области недавно проверили соблюдение законодательства об обязательном медицинском обследовании водителей транспортных средств – выявлены нарушения законодательства в работе учреждений здравоохранения (см. «ТБ» № 21 за 1 июня 2024 года). По результатам проверки прокурор области Виктор Климов внес представление в главное управление по здравоохранению Брестского облисполкома, в котором потребовал принять дополнительные меры по обязательному медицинскому обследованию водителей, сообщила служба информации прокуратуры области.
Что же в подоплеке? Корреспондент «ТБ» расспросил бывшего председателя Брестской городской комиссии по выдаче документов на право вождения автотранспорта Николая Шиленка.
– Как известно, госпитализация по одному из показаний, указанных в специальном перечне Минздрава, влечет за собой направление на водительскую комиссию для обязательного медосмотра. Эти данные передаются в «Белтехоcмотр» во избежание прохождения ТО до подтверждения водительских прав. Какие внезапно возникшие или выявленные хронические заболевания входят в этот перечень?
– Из внезапно возникших – острая сердечная недостаточность или стенокардия, гипертонический криз или нарушение мозгового кровообращения.
Это не означает, что больной, у которого прихватило давление, должен идти на пересдачу медкомиссии. Если он стоит на диспансерном учете, регулярно лечится, то практически кризов не должно быть. Если же у него давление зашкаливает под третью стадию, выше 200 мм ртутного столба, то, конечно, ему надо идти на комиссию.
Но сам он не пойдет. Смысл для него лишиться прав? Нужно, чтобы его туда направили или органы милиции, или медики поликлиники, где он наблюдается. Когда человек идет на водительскую комиссию, у него должна быть амбулаторная карточка, где лечащий врач поликлиники вписал все симптомы. А если ишемическая болезнь сердца и в карточке это не отражено, откуда председатель комиссии будет знать, что у гражданина ИБС?
– В первую очередь это касается пациентов, стоящих на учете в псих- и наркодиспансере?
– Если больной – на диспансерном учете в псих- или наркодиспансере, он не годен к управлению автотранспортом. Это – противопоказания. Обострения у таких пациентов могут возникнуть внезапно. Вот он сидит, с вами говорит, и вдруг – обострение. А если человек за рулем? Если более глубоко вникать, то с ним должны разбираться врачи соответствующего диспансера. И на водительскую комиссию он должен явиться с соответствующей справкой.
– Какие диагнозы, не связанные с психзаболеваниями и наркологией, запрещают выдачу медсправок?
– Есть ишемическая болезнь сердца, которая может протекать без всяких обострений, а может сопровождаться приступами стенокардии или вызвать инфаркт миокарда. Водитель едет за рулем и получает сильный болевой синдром. Последствия могут быть разными. А выявить заболевание должен врач поликлиники. Но если человек нигде не лечился по этому поводу, не стоял на учете, не обращался к лечащему врачу, то кто виноват?
Проще всего свалить на медиков. В принципе сам водитель должен следить за состоянием своего здоровья и периодически проверять симптомы, которые у него проявляются. Это – его первая обязанность. Он должен обратиться к врачу, который определит объем обследования, а затем напишет заключение.
– Водитель попал в ДТП, например, внезапно потеряв сознание за рулем. С какими заболеваниями чаще всего это связано? А если такого раньше не наблюдалось?
– Конечно, если человек, в данном случае водитель, не обращается к медикам, то у него может быть невыявленное заболевание, которое способно обостриться в любой момент. Есть и протекающие бессимптомно.
– Сахарный диабет?
– Если гражданин с таким диагнозом, а это может быть 1-й и 2-й тип, в том числе инсулинозависимый, стоит на учете, регулярно наблюдается, у него не отмечено резких повышений уровня сахара в крови, то ему разрешается выдавать водительские права сроком на год.
Далее – переосвидетельствование на основании заключения эндокринолога. Это и стимулирует самого водителя на прохождение регулярного наблюдения и лечения, и защищает медика, выдающего справку.
– Как часто случаются врачебные ошибки при выдаче разрешений?
– Врач – человек, и никто не гарантирует, что он не может ошибиться. Но если он рассмотрел всю медицинскую документацию, побеседовал с больным, видит его состояние, то может выдать справку на год. Возникает у того обострение спустя месяц или два, это не называется врачебной ошибкой.
Разумеется, в контексте недавно выявленной органами прокуратуры Брестской области неоднократной выдачи заключений о годности к управлению транспортными средствами без законных оснований хочу сказать: в любой сфере есть разные люди. В том числе и желающие обогатиться. Но в большинстве своем медики – порядочные и добросовестные. Чтобы врач подписал что-то не глядя, без консультации с узким специалистом, такого, по моему мнению, нет. Так называемые дельцы от медицины – что ж, от этого не застрахована ни одна профессия.
– А были ли случаи привлечения к ответственности за неправильно поставленные диагнозы?
– Врач несет ответственность, и его обязательно накажут. Вопрос – в том, какие последствия повлекла врачебная ошибка, если таковая имела место. Амплитуда наказаний: поставить на вид, объявить предупреждение, устный выговор. Ну а если более серьезно… Тут нет ограничений.
– Что может помешать будущему водителю?
– В распоряжении председателя комиссии – обширный перечень болезней, которые не дают права на управление автотранспортом. И он им руководствуется. В нем – и эпилепсия, и болезни сердца, и кризовое течение гипертонической болезни, и внезапные потери сознания, и другие. Нельзя с ходу говорить: да или нет. На то и существует комиссия.
Беседовал Александр СЕДНЕВ, «ТБ»